Статья «Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 августа
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Чеченкова Екатерина Владимировна
Должность:
учитель ГБОУ школа №439 Петродворцового района СПб
 
Получено:
27.03.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2 (Vol. 19), 2015, 25.04.15

Паспорт методики

Разработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.

Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»

«Ум ребёнка находиться на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Графо-моторный навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой – как двигательное. Письмо как сложное речерукодвигательное действие представляет собой предмет специального изучения и усвоения.

Формирование графического навыка письма в начальной школе – длительный и сложный процесс. Сложный процесс и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. В процессе школьного обучения осуществляется динамика развития графо-моторных навыков учащихся. Устанавливаются связи между зрительным и мускульным контролем движения. В целом же процесс укрупнения движений, ритмизация их происходит очень медленно, в течение многих лет.

В специальной литературе отмечается, что одна из наиболее распространенных причин трудностей овладения графическими навыками письма учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью – нарушение высших психических функций и речи.

Недостатки интеллектуальной деятельности учеников, множественные речевые нарушения, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза), по мнению Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер, обуславливают трудности формирования графо-моторных навыков рассматриваемой категории учеников, начиная с начального периода обучения.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой также отмечается, что особенности психического развития учеников с нарушением интеллекта (низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности) затрудняют овладение графическим навыком письма.

Одной из характерных черт, отличающих младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, по мнению Г.Н. Рахмаковой, является пониженная познавательная активность, которая при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного развития речи, приводит к отклонениям в этом процессе. Для таких учеников характерно снижение способности к приему и переработке перцептивной информации, что проявляется в процессе формирования графического навыка письма.

Е.Н. Российская, В.А. Насонова, Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывают, что успешное овладение графическим навыком письма зависит от уровня сформированности сенсорных функций и процессов. Состояние высших психических функций (зрительное восприятие, зрительная память, зрительное внимание, слуховое внимание, слуховая память, слуховое внимание) является показателем и критерием готовности к овладению графическим навыкам письма учащимися.

Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который  чаще всего не доступен  детям с тяжёлыми и  множественными нарушениями развития. Прежде  чем дети начинают  осваивать доступные  для  них навыки письменной речи, они  овладевают графическими навыками. Графика (греч. graphike - от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно - журнальную (иллюстрация).

Графомоторные навыки детей  с тяжёлыми и множественными нарушениями развития отличаются незрелостью сложных произвольных форм  зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой. Дети  затрудняются проводить достаточно чёткие и прямые линии,  не способны  срисовывать или обводить  геометрические фигуры,  начертании печатных букв.

На становление графических навыков  заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

Рисунки  детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают и используют один, реже два цвета).

Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций  дети  затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования элементов, однако при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.

   Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, С.Е. Гаврина изучали процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, и доказали, что они зависят от сформированности:

- зрительного и двигательного контроля (зрительно - моторной координации);

- координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);

- пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);

- пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);

- чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);

- «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);

- необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций);

- зрительного внимания;

М. М. Кольцова считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекцию руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Исследования выявили, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

Практика показывает, что применение на уроках по «Графике и письму»  нетрадиционных художественных техник способствует расширению  практического опыта детей, развитию моторики рук, воображение, общению с взрослыми и сверстниками.  

Наиболее доступными для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития  являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами (или «пальцевая живопись», техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов, техника «коллаж» и техника «тычок жесткой кистью».

Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник в практике работы с детьми, имеющими психофизические особенности развития, имеет ряд ограничений и рекомендаций. Так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется  использовать  более спокойную работу в традиционной манере изображения (т. е. карандашом и кистью на листах среднего размера, например АЗ-А4) или в нетрадиционной технике, способствующей формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (например: техники «коллаж» и «тычок  жесткой кистью»).

С детьми со сниженными активностью и вниманием более полезны техники, требующие свободных движений и предлагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно большого размера (например «пальцевая живопись»).

Лучше всего  следует начинать развитие графо - моторных навыков с нетрадиционной техники (пальцем, поролоном, губкой), т. к. моторика  рук у детей ещё слабо развита.

Содержание образовательной работы по предмету: «Графика и письмо» в  образовательной школе VIII вида.

Цель:  Пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку, обеспечивающую относительную самостоятельность детей и подростков в быту   

Задачи:

  1. Учить  рисовать прямые вертикальные, горизонтальные, диагональные и замкнутые округлые  линии, используя нетрадиционную технику рисования и технику штриховки
  2. Учить длительное время правильно удерживать инструмент (губку, карандаш, кисть) в ведущей руке.
  3. Учить овладевать простейшими техническими приемами работы с  различными материалами (губкой, мятой бумагой, мелом, цветными мелками, маркером, палочкой, карандашом, красками, трафаретом).
  4. Учить производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм, энергичность нажима.
  5. Развивать зрительное  восприятие и  внимание, зрительно – моторную  и зрительно-двигательную координацию, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки, ориентировку в микропространстве (слева направо, сверху вниз, по косой).
  6. Формировать точность и чёткость координации в системе «глаз – рука».
  7. Развивать навыки безотрывного письма.
  8. Учить  понимать соотносящиеся и указательные жесты.
  9. Воспитывать навыки правильной  посадки и осанки при письме.

10.  Пробуждение эмоционального отклика на процесс рисования (результат своего творчества)

Целевая аудитория: учащиеся с тяжёлыми и множественными нарушениями  развития

8 - 16 лет

Содержание методики

Формы организации учебного процесса:

Начало учебного года1 сентября. Учебный год строиться по полугодиям. Продолжительность учебной недели - 5 дней.

Уроки   проводятся  3 раза   в неделю. Продолжительность одного урока 35 минут. При обучении детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития рекомендуется безотметочная система обучения.

Форма проведения урока:

¾    традиционные (ознакомление с новым материалом; закрепление изученного материала; проверка знаний, умений, навыков);

¾    нетрадиционные (экскурсии, наблюдения).

Формы работы на уроке:

¾    фронтальная работа;

¾    работа в микрогруппе;

¾    индивидуальная работа.

Методы и приёмы:

Формы обучения: на уроках используются следующие методы: словесный, наглядный, практический. Уроки могут проходить в классе, на прогулке, в зале, в холле. 

Требования к уроку.
Урок «Графика и письмо»  проводиться в классе за партами,  поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.  

Дети с нарушением интеллекта не могут удерживать внимание более нескольких минут, поэтому весь материал, который понадобиться  для урока – необходимо приготовить заранее.

За урок следует  выполнять  только одно графическое задание. Задания, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложны для ребенка.

Перед выполнением задания – отработка практических движений на  дидактических пособиях через коррекционно - развивающие игры и упражнения. Затем,  изолированных движений в воздухе, имитирующих письмо, показ  образца выполняемого задания  и показ практической  части  педагогом  (приём техники).

При выполнении практического задания учениками, на первом этапе - педагог  использует индивидуальный подход  и прием «рука в руку», затем дозированную, стимулирующую помощь.

Структура урока

  1.         I.            Вводная часть. Организационный момент.

1.   Ритуал «Приветствие»

- Кто здесь?

 Кто здесь? Кто пришёл?

 Это (имя ребёнка) – поглаживание по руке

 (имя ребёнка) 2 раза – обозначение себя «Я» рукой с помощью педагога

 (имя ребёнка), привет! - рукопожатие

Далее идёт повторение текста, только с именем педагога.

2.   Сюрпризный момент  или игровой (коррекционно – развивающее упражнение, «сказочное путешествие»).

3.   Сообщение темы.

  1.      II.            Основная часть.
  2. Дидактические игры и упражнения.
  3. Пальчиковая гимнастика (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения).

3. Выполнение задания:

- Показ действий педагога по инструкции.

- Практическая деятельность детей

4. Динамическая пауза (подвижная игра, физкультминутка).

5. Выставка детских работ.

6. Анализ детских работ.

  1.    III.            Заключительная часть.
  2. Подведение итогов.
  3. Оценка деятельности детей (похвала, поощрение).

3.   Ритуал «Прощание».

- До свиданье (имя ребёнка)!

  Пока, пока, пока! - помахивание рукой

P.S: Ритуал «Приветствие» и «Прощание» проводиться с каждым ребёнком индивидуально.

В каждую из частей урока можно вводить музыкальное сопровождение (аудиозапись песен, мелодий,  музыкальный инструмент, видио слайд, звуковые  игрушки), стихи, потешки.

Наиболее уместны такие методы, как наглядные: рассматривание, визуальное обследование предметов, игрушек и материалов; рассматривание карточек; наглядный показ действий и операций,  показ предметов, игрушек, материалов; соотнесение предметов, игрушек; наблюдения на прогулках и экскурсиях за предметами окружающего мира;

словесные: словесная инструкция, рассказ, объяснение, стихи, потешки, аудиозапись песен и мелодий;

практические: тактильное, визуальное, осязательное, двигательное обследование предметов, материалов и игрушек; прикладывание и сличение предметов и игрушек; соотнесение;  самомассаж, пальчиковые игры и упражнения, конструктивные упражнения; совместное рисование; рисование на бумаге, на песке, на поверхности из сыпучих материалов (манка); рисование пальцем, ладошкой, палочкой, ватным тампоном, карандашом, фломастером, кистью;

игровые приемы: введение  игрового и сюрпризного момента, появление игрового персонажа, введение в сказочную тематику; дидактическая игра; пальчиковая игра; музыкально-ритмическая игра; разминка для рук и ладоней и др.; игра с природными материалами, игровыми аналогами предметов.

 Приёмы обучения

1 этап обучения (1-4 кл.)

При обучении навыкам используется организующая, обучающая, направляющая помощь. Действия выполняются с помощью приёма  «рука в руке», «рука – глаз»  и  под полным контролем взрослого.

Работа с крупой

¾    Рисование  прямых линий пальцем по крупе (песку, соли, кофейной гущи);

¾    Рассыпание крупы (манной, кукурузной) щепотью на двухсторонний широкий скотч и обводка ладошкой поверхности: упр. «Дорожка к домику»

Работа на доске

¾    Выкладывание магнитов на доске в одну линию и обводка линии пальцем

¾    Рисование вертикальных и горизонтальных линий мокрой губкой на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»

¾    Рисование  прямых линий мелом на доске: «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»

¾    Рисование  прямых линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

Работа на стекле

¾    Рисование пальцами зубной пастой, кремом, пенкой для бритья  на стекле – «Пальчиковая живопись»

Работа с трафаретом

¾    Обводка пальцем «дорожек» (полосок на карточке) с различной фактурной поверхностью

¾    Рисование пальцем по трафарету прямых  линий

¾    Рисование способом печати поролоном с трафаретом.

Способ получения изображения: берем губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями.

¾    Рисование «печать смятой бумагой» (оттиск скомканной бумагой  или полиэтиленовым кульком) прямых  линий

Способ получения изображения: развести гуашь  в блюдце. Для густоты в краску добавляется клейстер (мука и вода).  Помять бумагу или полиэтиленовый кулек, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой педагог дорисовывает детали рисунка.

Работа с тестом (пластилином)

¾    Процарапывание прямых, диагональных  линий по тесту детскими граблями, палочкой широкой и узкой

¾    Разукрашивание прямых  полосок из теста краской – «Пальчиковая живопись»

Работа на бумаге

¾    Рисование различными инструментами:  зубной пастой, кремом, пеной для бритья, мелом

Способ получения изображения: зубную пасту необходимо развести с водой, размешать для получения густого пастообразного состояния. Используйте зубную пасту без добавления цветных частиц («Новый жемчуг») 

Работа с природным материалом

¾    Выкладывание дорожки из природного материала: камушки, ракушки и обводка линии пальцем

¾    Рисование прямых линий на снегу ладошкой, пальчиком, ногой

2 этап обучения (5-7 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, направляющая, стимулирующая помощь. Действия выполняются по подражанию с  поддержкой  и под контролем взрослого.

Работа на доске

¾    Выкладывание магнитов на доске в одну линию по контуру и обводка линии мокрой губкой

¾    Рисование вертикальных и горизонтальных линий мелом на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»,  «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»

¾    Рисование замкнутых округлых линий мокрой губкой на доске: «Шары на ёлке», «Колёса для машины»

¾    Рисование прямых и округлых линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

¾                                                                                                                                                 Дорисовка прямых линий к предметам: ниточку к шарику, палочку к флажку

¾                                                                                                                                                 Закрашивание округлых форм в пределах контура вращательным движением  мелом: упр. «Клубочки для кошки», «Воздушные шары»

¾                                                                                                                                                 Рисование округлых линий круговыми движениями восковыми мелками: «Шерсть для овечки», «Листья на дереве», «Волосы у человечка»

Работа на стекле

¾    Обводка прямых и округлых линий  по контуру зубной пастой, кремом, пенкой для бритья  – «Пальчиковая живопись»

Работа с трафаретом                                                                                            

¾    Рисование по трафарету замкнутых округлых  линий  вращательным движением восковыми мелками, маркером

¾    Рисование «печать смятой бумагой» (оттиск скомканной бумагой  или полиэтиленовым кульком) прямых и округлых линий

¾    Рисование клубком и красками

Способ получения изображения: вырезать кусок плотного цветного картона и уложить его на дно формы для выпечки пирогов, или поднос.  Нанести на картон несколько капель краски, а затем, пока краска не высохла, положить клубок и покатать его.

¾    Создание композиций с помощью  приёма «штамп»

Способ получения изображения: взять штамп (или пробку, ластик, лист, обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску или нанести на нее краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать.

¾    Штриховка округлых форм различными линиями маркером

Работа с тестом (пластилином)

¾    Продольное раскатывание теста (пластилина): «Столбики», «Конфетки», «Колбаски»

¾    Разукрашивание прямых и округлых полосок из теста краской и широкой кистью

Работа на бумаге

¾    Рисование валиком и краской  по бумаге (обоям)

¾    Рисование различными материалами: красками, маркером, толстым карандашом

¾    Процарапывание прямых и округлых линий палочкой по воску

Способ получения изображения: красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов. После того, как краска высохнет, протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают палочкой после высыхания.

Работа с различным материалом

¾    Выкладывание одноцветного (двухцветного) ряда разной длины с мозаики и обводка линии пальцем

¾    Выкладывание дорожки из природного материала: камушки, ракушки и обводка линии пальцем

3 этап обучения (8 - 9 кл.)

При обучении навыкам используется дозированная, стимулирующая помощь. Действия выполняются по последовательной инструкции самостоятельно  под  частичным контролем взрослого.

Работа на доске

¾    Выкладывание магнитов на доске в одну линию, округлую  линию и обводка линий мелом

¾    Рисование вертикальных, горизонтальных  и округлых линий  на доске: упр. «Дождик», «Травка», «Забор», «Дорожка к домику», «Дорожка к зайчику», «Покорми зверька», «Чей дом?»,  «Дорожка (фотографии ребёнка) от домика к ёлки», «Дорожка от машины к гаражу»

¾    Рисование различных линий  на оргалитной доске мелом и растирание их тряпочкой

¾    Рисование различных линий карандашом на графической доске

Работа с трафаретом

¾    Штриховка геометрических фигур (графических изображений) по трафарету красками, карандашом

¾    Рисование с помощью скотча и красок

Способ получения изображения: берём молярный скотч, разлиновываем на листе бумаги полоски разные по ширине и длине. Опускаем в гуашь пальчик (губку, кисть) и наносим точки, пятнышки (линии) на бумагу

Работа с тестом (пластилином)

¾    Пластилинография: приём размазывания пластилина на бумаге пальцем

Способ получения изображения: В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный педагогом. Затем педагог берет указательный пальчик правой руки учащегося, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец учащегося, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец учащегося в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем учащиеся раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.

Работа на бумаге

¾    Рисование линий различными инструментами:  мелом,  зубной пастой, маркером, карандашом, красками

¾    Рисование различных линий  по контуру (точкам – ориентирам)

¾    обрисовывание  карандашом, фломастером  своих конечностей  (ладонь, стопа).

Методика  является развивающей и  предусматривает 3 этапа обучения со сроком  реализации  9 лет: 1 этап обучения – 1-4 кл. , 2 этап обучения – 5-7 кл. , 3 этап обучения – 8-9 кл. Предложенная техника обучения  на каждом этапе обучения  повторяется, меняется только содержание работы, изучаемый объект и оборудование. Обучение учащихся на каждом этапе обучения  могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей каждого конкретного ученика, а не возраста.

Перечень оборудования и материала.

Школьная доска.

Мебель, соответствующая росту детей.

Плакат "Правильно сиди при письме".

Мозаика.

Строительный конструктор, цветные кубики.

Блоки  Дьёнеша.

«Дары Фребеля»

Массажные мячи разных размеров и фактуры, массажёры

Комплект внутренних трафаретов, фоторамки.

Ёмкости для сыпучего материала, стеклянные рамки

Фасоль, семена, пуговицы, кольца, каштаны, шишки, камушки, мелкие игрушки.

Белая бумага формата А4, картон, цветная бумага.

Восковые мелки, мел.

Валик, поролоновая губка, клубок, палочки узкие и широкие, штампы.

Простой, цветные карандаши, маркер, ручка.

Набор кисточек разной толщины и мягкости.

Зубная паста.

Крупа (манка), соль, кофейная гуща.

Клей.

Пластилин, тесто.

Клеёнка, халат или передник.

Специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель).

Мольберт.

Пластиковые тарелочки, посуда для воды.

Кусочки мыла, свечи.

Индивидуальные доски.

Наборы игрушек

Природный материал: камушки, шишки, ракушки

Индивидуальные доски: грифельные, магнитные, ковролиновые

Кассеты и диски с разными по ритмическому исполнению музыкальными произведениями; литературные произведения (малые фольклорные формы, короткие стихотворения, песенки).

Предполагаемые результаты

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны уметь:

ü     устанавливать коммуникативный контакт с окружающими;

ü     воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;

ü     воспринимать и понимать символические средства: пиктограммы, карточки;

ü     понимать соотносящие и указательные жесты;

ü     контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;

ü     обследовать предмет и выделять его формы;

ü     соотносить реальные объекты с его графическим изображением и в последующем его словесным обозначением;

ü     показывать  изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном порядке);

ü     правильно пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками,  фломастерами, мелками, углём, сангиной, губкой для доски, подставкой для кисточки  и т.д.;

ü     закрашивать изображение предмета с определённым контуром по трафарету;

ü     располагать рисунок на листе бумаги, правильно ориентируясь в пространстве листа бумаги (вверх, вниз, посередине);

ü     проводить прямые, округлые линии контурным линиям, точкам – ориентирам и самостоятельно; 

ü     пользоваться внутренним трафаретом;

ü     выполнять узоры в круге и в полоске;

ü     выбирать необходимые для аппликации элементы из предложенных.

Обучающиеся должны знать:

ü     правила сидения за столом во время письма;

ü     название, назначение  и приёмы использования изобразительных средств;

ü     название и содержание различных упражнений.

Используемая литература

  1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006
  2. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб.-метод. пособие / А.Н. Корнев. – Спб.: МиМ, 1997. – 286 с.
  3. Коррекционно – педагогическая работа в школе для детей с нарушениями  опорно – двигательного аппарата. / Под ред. И. А. Смирновой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 21-24с.;
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Академия, 1946. – 105 с.
  5. Навыки письма [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/ index.php/. – Дата доступа: 01.02.2013.
  6.  Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 80 с.
  7. http://klub-drug.ru/doshkolniki/podgotovka-k-pismu-gotovim-ruku.html
  8. http://www.myshared.ru/slide/267076/

 

 

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2021 ГОДА. Уже 5 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 83) вышел в свет 25 июля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2021 ГОДА. Уже 12 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 82) вышел в свет 25 июня 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2021 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 81) вышел в свет 25 мая 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2021 ГОДА. Уже 49 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 80) вышел в свет 25 апреля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2021 ГОДА. Уже 41 статья принята.
Журнал №3 (Vol. 79) вышел в свет 25 марта 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2021 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 78) вышел в свет 25 февраля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2021 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 77) вышел в свет 25 января 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2021 ГОДА. Уже 31 статья приняты.
Журнал №12 (Vol. 76) вышел в свет 25 декабря 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2020 ГОДА. Уже 62 статьи приняты.
Журнал №11 (Vol. 75) вышел в свет 25 ноября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2020 ГОДА. Уже 76 статей приняты.
Журнал №10 (Vol. 74) вышел в свет 25 октября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2020 ГОДА. Уже 29 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 73) вышел в свет 25 сентября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2020 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №8 (Vol. 72) вышел в свет 25 августа 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2020 ГОДА. Уже 33 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 71) вышел в свет 25 июля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2020 ГОДА. Уже 39 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 70) вышел в свет 25 июня 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2020 ГОДА. Уже 38 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 69) вышел в свет 25 мая 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2020 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 68) вышел в свет 25 апреля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2020 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №3 (Vol. 67) вышел в свет 25 марта 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2020 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 66) вышел в свет 25 февраля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2020 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 65) вышел в свет 25 января 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2020 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №16 (Vol. 64) вышел в свет 25 декабря 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2019 ГОДА. Уже 88 статей приняты.
Журнал №14 (Vol. 63) вышел в свет 25 ноября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 51 статья приняты.
Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: