Статья «Книга природы» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 августа
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Стрижко Эдуард Александрович
Должность:
Пенсионер
 
Получено:
19.03.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2 (Vol. 19), 2015, 25.04.15

 

ОТ МЕТАФОРЫ О КНИГЕ ПРИРОДЫ К НЕЙ САМОЙ

(очередное незнание в истории человечества)

 

Автор: Стрижко Эдуард Александрович - пенсионер, г. Москва

 

Аннотация: В работе анализируются причины отсутствия знаний о Книге Природы и, как следствие, предлагается принципиально новый подход к её чтению и пониманию.

 

Ключевые слова: Книга Природы, фотография, дешифрирование, фотографический рисунок, графический рисунок, естественный рисунок 

 

 

 

Попытку осознать Книгу Природы

 предпринимали многие, но до сих пор

       отсутствует даже её понимание

Автор.

 

““КНИГА ПРИРОДЫ”, восходящее к древности представление о мире природы как некоем “тексте”, подлежащем “чтению” и толкованию. Уже позднеантич. астрология уподобляла звёздное небо письменам, содержащим нек-рое сообщение. Ср.-век. христианство видело в природе создание того же самого бога, к-рый раскрыл себя людям в Библии; отсюда вытекает известный параллелизм природы и Библии как двух “книг” одного и того же автора (природа – мир как книга, Библия – книга как мир). Эта идея, одним из первых развитая Максимом Исповедником, остаётся популярной вплоть до эпохи барокко; она наивно выражена в стихах англ. поэта 17в. Ф. Куарлеа: “Этот мир – книга ин фолио, в к-рой заглавными литерами набраны великие дела божьи: каждое творение – страница, и каждое действие – красивая буква, безупречно отпечатанная”. Однако если ортодоксальная традиция сопоставляла “К.п.” и Библию, то неортодоксальные мыслители, начиная с эпохи Возрождения, противопоставляли их (напр., предпочтение “живого манускрипта” природы “писанному манускрипту” Библии у Кампанеллы). “К.п.” можно было сопоставлять не только с Библией, но и с человеч. цивилизацией и книгой как её символом. Просвещение (за исключением Руссо) вкладывает в образ “К.п.” свою веру в культуру, до конца согласную с природой, и в природу, до конца согласную с разумом. Движение “Бури и натиска”, в частности ранний Гёте, и романтизм противопоставляет органич. мудрость “К.п.” механистич. рационализму и книжной учёности” [9 с.262-263].

“Возможно ли в наши дни оживление идеи Космоса и соответственно старой метафоры о Книге Природы (разумеется, без восстановления идеи творца, создавшего Космос и оставившего свои знаки в Книге Природы)? Это непростой вопрос, и ответить на него можно не путём логического конструирования, а лишь путём оценки реально существующих тенденций в эволюции научного мировоззрения. На наш взгляд, ясно выраженных тенденций в этом направлении пока ещё нет. Можно говорить лишь о некоем “брожении мыслей”, о смутном недовольстве “акосмичностью” современного естествознания. Таковы популярные сейчас идеи сближения современной и античной физики; интерес к имевшимся в истории альтернативным общепринятому способам познания природы (например, к учению о природе Гёте) (а); попытки найти пути философско-методологического синтеза природного и культурного, космической и человеческой эволюции, опираясь на учение В.И.Вернадского; разработка так называемого “антропного принципа” в космологии. Можно было бы расширить перечень подобных идей, но, по нашему мнению, они ещё не представляют собой реальных альтернатив общепринятой форме познания. Книга Природы, её понимание и интерпретация остаются для современного теоретического сознания некими метафорами, которые не могут ещё стать научными, найти пути конкретной реализации в научном исследовании” [7 c.227-228].         

 

СЛОВО В ЗАЩИТУ ФОТОГРАФИИ.

 

Я не сомневаюсь, у каждого читателя имеется свой “семейный альбом”, в котором собраны фотографии, связанные или с различными периодами его личной жизни, или с периодами жизни его близких родственников или знакомых.

А теперь представим следующую ситуацию. Сын, дочь или кто-то из знакомых часть фотографий из “семейного альбома” использовал в качестве средства воплощения своих “художественных талантов”. Говоря житейским языком – часть фотографий попросту оказалась зарисованной. Наша реакция в этом случае однозначна: мы переживаем, обижаемся, ругаемся, пытаемся восстановить утраченное путём повторного печатания с негатива (если он есть), т.е. делать то, что в данной ситуации нам кажется наиболее подходящим.

Другой пример. Хорошо известно, что в музеях, вне зависимости от их тематической принадлежности, можно увидеть выставленные напоказ (экспонируемые) фотографии тех или иных исторических или современных личностей, или предметов, оригиналы которых, по тем или иным причинам, показать не представляется возможным (к примеру, древние уникальные рукописи, египетские пирамиды и пр.). Другими словами, перед нами не частный, а как бы общественный “семейный альбом”, если исходить из его содержания.

Не продолжая общеизвестную тему, зададимся одним вопросом: “Кому-нибудь, когда-нибудь, приходила в голову мысль воплотить здесь в реальность то, что довольно часто мы наблюдаем по отношению к частному “семейному альбому” со стороны детей?” Согласимся, кощунственность самой мысли сопоставима, разве что, с ограблением музея, только не оригиналов, а их копий (фотокопий).

Казалось бы, всё это так, всё это хорошо известно и давно уже стало нормой нашей жизни, почему “семейный альбом” сохраняется не только в частном кругу, но и охраняется в общественном, соответствующими для данного случая законами. Тем не менее, сложившееся “равновесие” ещё, к сожалению, не есть показатель нашего сознания, потому что прямо противоположную картину можно наблюдать не где-нибудь, а на научном уровне, к примеру, в Геологии.

Так, именно здесь, вопреки “здравому смыслу”, уже давно практикуется описанная ситуация, которая, опять-таки, вопреки “здравому смыслу”, до сих пор не рассматривается как “хулиганство”. Пример? Пожалуйста.

Ниже (рис.1) приведён типичный случай зарисовывания фотографии, который, с точки зрения сложившейся здесь научной системы взглядов, отражает собой один из “узаконенных” в Геологии способов представления отчётного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Другой пример – дешифрирование (рис.2). Не знаю, как сейчас, но в моё время это была самая распространённая отрасль “порчи” фотоматериалов, без которой не обходилась ни одна из геологических дисциплин. Как показывает личный опыт автора, зарисовывание фотоматериалов здесь исчислялось не единицами или десятками, а многими сотнями, и никому даже в голову не приходила мысль остановить этот процесс. Достаточно сказать, что за свою геологическую деятельность я “испортил” не один десяток фотоснимков (к сожалению, осознание “бесполезности” данного занятия пришло значительно позже, поэтому точную цифру определить уже не представляется возможным).

Подумаем хорошенько над приведённым материалом, после чего обобщим его с помощью    следующего    вопроса: “Разве   перед   нами   не разновидность “семейного альбома”, но уже в другом качестве?” Читатель сомневается? Тогда мысленно заменим изображение местности, на изображение знакомых нам лиц или предметов. Разве перед нами не одно и то же объективное изображение

 
   


действительности?

 

Разве перед нами не один и тот же неоспоримый фотографический документ, анализ которого может быть воспроизведён через любой промежуток времени? Разве перед нами не новый источник информации, значительно обогащающий наши знания не только в быту, но и на производстве? А разве не фотография зачастую является едва ли не единственным средством приобретения новых знаний. Пример тому – изображение звёзд, планет, комет, частиц, двигающихся с космическими скоростями, рентгеновское излучение и пр.

Достаточно доказательств? Думаю, да. Тогда спросим самих себя: “Почему вместо бережного отношения к ещё одному “семейному альбому” имеет место “варварское отношение” к фотографии, которое запрещается на уровне обыденного и общественного сознания, но которое так широко практикуется на уровне научного и производственного?” Резко? Да, резко. Но только так я могу выступить в защиту фотографии, только так вывести из спячки сознание как читателя, так и научного сообщества, только так заставить думать, а не воспринимать материал в виде “готовых рецептов” (как нас этому научили).

З

 

 

адумаемся над такой параллелью: “Почему окружающая нас среда объявлена “зоной экологического бедствия”, а фотография нет?” Задумаемся и над такой параллелью: “Почему мы бережно сохраняем только памятники культуры, архитектуры, частные и   общественные “семейные альбомы”, исключив из поля зрения ещё один?”

Объяснить сложившееся положение дел я могу только так: в научных кругах и, прежде всего, в естественнонаучных, до сих пор имеет место непонимание смысла, значения и предназначения фотографии, что приводит к неоправданно высоким материальным затратам, с одной стороны, и неоправданно низкому научному результату, с другой.

Иначе говоря, перед нами такая же “зона экологического бедствия”, только связанная не с окружающей нас средой, а с вопросами её познания, решить которые не можем только потому, что сознательно уничтожаем то, что сделано, т.е. факт, по одной терминологии; репродукция реальности, по другой; естественный рисунок и следы самодвижения по моей. 

Происходит, как это ни печально констатировать, то же самое, что происходило и происходит во время любых войн: разрушение культурных ценностей, памятников истории и архитектуры, т.е. всего того, что накоплено Человечеством и бережно передаётся из поколения в поколение. 

А что накопили мы с помощью фотографии? Что мы можем передать с помощью её испорченного варианта? Только свой субъективный фактор, который вопреки “здравому смыслу”, мы отражаем путём её бесконечного зарисовывания.

Рассматривая многочисленные схемы дешифрирования, я пришёл к удивительному выводу: их (схемы дешифрирования) можно отождествить не с поисками научной истины, а с доисторическими орнаментами Месопотамии, Египта, Америки, Центральной Европы и т.д. (рис.3,4). То же одинаковое чувство геометрической формы, то же разнообразие рисунков, та же симметрия и даже те же правила построения. Но если доисторические орнаменты выполняли определённую роль: религиозную, магическую, эстетическую – то какую роль выполняют схемы дешифрирования? Более того, если доисторические орнаменты лежат в основе развития математики [6], то основу чего составляют схемы дешифрирования? Правильно. Основу всего лишь субъективного фактора, роль которого в нашем доисторическом прошлом выполняла не фотография, а металл, керамика, ткань.

Если вывод автора правильный (а я в этом не сомневаюсь), давайте лучше отнесём схемы дешифрирования к произведению искусства, и будем восхищаться ими точно так же, как мы восхищаемся рисунками на глиняных сосудах неолита, на вазах минойского и раннегреческого периода, на персидских или китайских коврах… Это сразу избавит нас от ложной научности, от ложной её видимости, зато проявятся потенциально скрытые художественные качества. Тогда сам собой отойдёт и вопрос, связанный со взглядами и классификацией исследователя, с субъективным фактором, с разрешающей способностью космогеологической информации и многие другие проблемы, из которых, прямо-таки, “соткана” Геология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

В   чём   причина   столь   критического   отношения   автора   к   тиражируемой миллионными тиражами “геологической геометрии”? Ответ приведён ниже.

 

РЕШЕНИЕ ВОПРОСА О КНИГЕ ПРИРОДЫ

(сокращённый вариант)

Начнём с анализа цитат, чтобы понять, с чем сравнивается Книга Природы (см. начало).

  1. С “текстом”, подлежащем “чтению” и толкованию.
  2. Со звёздным небом, содержащим некоторое сообщение.
  3. С Библией (природа – мир как книга, Библия – книга как мир).
  4. С человеческой цивилизацией и книгой как её символом.
  5. С культурой, до конца согласной с природой, и с природой, до конца согласной с разумом.

Но, исчерпав одни возможности понимания Книги Природы, мыслители начали придумывать новые… Тем не менее итог оказался неутешительным.

“Книга Природы, её понимание и интерпретация остаются для современного теоретического сознания некими метафорами, которые не могут ещё стать научными, найти пути конкретной реализации в научном исследовании” [7 c.227-228].                     

 

Но я не теоретик, а практик, поэтому вопрос о Книге Природы начал решать так.

“С каким предметом можно связать словосочетание “Книга Природы”? – задался я вопросом только потому, что в приведённых выше метафорах он (предмет) отсутствует?” Ответ: для этого достаточно сравнить Книгу Природы не с абстрактной книгой, как то делают мыслители прошлого и настоящего, а с конкретной Книгой, т.е. такой, которую можно взять в руки, полистать страницы, почитать текст и т.д. Что фактически означает следующее: во втором случае Человечество само создало осязаемый и визуально наблюдаемый предмет под названием “Книга” и не одномоментно, а на протяжении длительного исторического этапа: от свитка (4 – 3 тыс. до н. э.) до современных сброшюрованных листов печатного материала, которые и стали называться Книгой.

КНИГА, книжка ж. сшитые в один переплёт листы бумаги, или пергамента; ½писание, всё что в книге содержится; ½раздел, отдел в обширном письменном сочинении” [2 c.125].          

“Что осталось за пределами понимания Книги как предмета?” – задался я новым вопросом. Ответ: текст, который с точки зрения уже имеющихся знаний состоит из букв, буквы складываются в слова, слова в предложения, предложения в абзацы и т. д.

Но посмотрим на буквы, которые находятся перед нашими глазами. Чем они отличаются между собой? Правильно, своим искусственно созданным рисунком, с помощью которого мы, собственно, и распознаём ту или иную букву. Что означает только одно: перед нами существенный признак предметов, которые мы называем буквами”. Вот то новое знание следствие которого состоит в следующем.

Посмотрим на изображения, приведённые ниже (рис.5). Справа – рисунок, который я получил с помощью фотографии (слева). При этом, чтобы отличить их между собой, рисунок на фотографии я назвал “фотографическим рисунком”, а рисунок справа – “графическим рисунком”. 

 

      

 

 

 

Вопрос, который последовал вслед за этим был гениально прост: “Что является оригиналом рисунков?” Ответ по своей гениальности не уступал вопросу: “Оригиналом рисунков является естественный рисунок на местности (на поверхности Земного шара)”.

Так была получена альтернатива искусственно созданному рисунку, которая предопределила следующие действия.

Я знал, что рисунки на фотографиях, а значит и на местности, отличаются между собой, поэтому каждую, отдельно взятую фотографию, полученную с любого летательного аппарата (вертолёта, самолёта, спутника Земли) назвал “страницей Книги Природы”, а предельное их количество, сложенное в одну или несколько папок – “Книгой Природы”.

Вот так, просто и буднично завершилось моё понимание… ПРЕДМЕТА под названием КНИГА ПРИРОДЫ”, о котором Человечество до сих пор не имеет ни малейшего представления! Почему? Потому что, повторяясь ещё раз, никто и никогда не рассматривал Книгу природы – в роли предмета со всеми вытекающими отсюда последствиями. Я имею в виду его визуальное восприятие (рис. 5,6,7) и чтение (прочтение) при условии знания её Языка. Примеры тому, в опубликованных работах(рис.13-19) (4), (рис.10-13) (5). Примеры тому приведены ниже.

Иначе говоря, как нельзя прочитать книгу, журнал, газету, т.е. любое печатное издание без знания Языка, на котором они напечатаны, так нельзя прочитать и Книгу Природы. Отличие состоит только в том, что здесь Язык не искусственный, а естественный.

 

 

 

 

 

 

Пример первый. Этапы чтения (прочтения) Книги Природы с целью дистанционного прогнозирования, т.е. предвидения (предсказания) чего-то.

 

 

 

 

Цифрами обозначены:

  1. Космический снимок (или аэрофотоснимок) на прогнозируемую территорию.
  2. “Привыкание” к фотографическому рисунку и создание на его основе прямых, зрительно воспринимаемых образов, т.е. таких, в которых осмысленное восприятие не участвует. В графическом исполнении этот этап можно сравнить с доизобразительным рисованием в раннем детстве, а сам полученный результат назвать двояко: “каракули” в одном случае и “бессмысленный рисунок”, в другом.
  3. Переход к узнаванию предмета с помощью осмысленного восприятия, что позволяет решать следующие обратные задачи:

      – выделять разномасштабные блоки земной поверхности;

      – определять направление их самодвижения.

4. Графическая идеализация полученного ранее результата (моё нововведение).

5. Выделение перспективных площадей на основании анализа приведённых выше результатов.

  1. Окончательный вариант карты прогноза.

 

Пример второй.

 

 

 

 

С точки зрения “здравого смысла” я предложил читателю (равно как и всему научно-философскому сообществу) нечто бессмысленное. Да, это так, если исходить из уже имеющихся знаний, взглядов, навыков и т.д., т.е. всего того, что познано, осознано и используется человеком в повседневной, практической, научной и т.д. деятельности. Но весь вопрос в том, что сказанное относится только к познанию материальной картины мира. А как быть с нематериальной, знания о которой отсутствуют в принципе? Пример тому и есть предложенная мной матрица, которую я определяю как текст, порождающий при прочтении новые тексты (по аналогии с таким ключевым понятием буддийской культуры как дхарма) (10).

 

Иначе говоря, я предлагаю похожие, но иные рассуждения; похожие, но иные правила познания; похожие, но иные правила понимания. Например.

 

У известного психолога Л.С Выготского есть следующее утверждение.

“Одна из характерных особенностей восприятия взрослого человека та, что наши восприятия устойчивы, ортоскопичны; другая особенность та, что наши восприятия осмыслены. Мы почти не в состоянии, как показал эксперимент, создать такие условия, чтобы наше восприятие было функционально отделено от осмысливания воспринимаемого предмета. Я держу сейчас перед собой блокнот; дело не происходит так, как представляли себе психологи ассоциативной школы, полагавшие, что я воспринимаю нечто белое, нечто четырёхугольное и что ассоциативно с этим восприятием у меня связано знание о назначении этого предмета, т.е. понимание того, что это блокнот. Понимание вещи, название предмета дано вместе с его восприятием, и, как показывают специальные исследования, само восприятие отдельных объективных сторон этого предмета находится в зависимости от того значения, от того смысла, которым сопровождается восприятие” [1 с.372].                    

 

Со времени опубликования работы прошло более 70 лет (b), но самый главный тезис приведённого утверждения до сих пор никто из психологов так и не оспорил. Это: “Понимание вещи, название предмета дано вместе с его восприятием, и, как показывают специальные исследования, само восприятие отдельных объективных сторон этого предмета находится в зависимости от того значения, от того смысла, которым сопровождается восприятие. 

Но! Увеличим блокнот до размеров, когда его очертания выйдут из поля нашего зрения. Можно ли в этом случае утверждать, что перед нами именно блокнот? Но осознаёт ли это научно-философское сообщество?

А ведь то же самое произошло  с Книгой Природы и её Языком!!!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В чём истинная ценность Книги Природы? В практическом изучении окружающей нас Природы с помощью её Языка. Наиболее яркий тому пример Топографическая карта, на которой объективное и субъективное представлено как Единое целое.

И обратно. Исходя из сказанного и показанного, стоит ли удивляться тому, что о Книге Природы и её Языке Человечество до сих пор не имеет ни малейшего представления. 

 

 

 

Комментарии и цитируемая литература.

 

Комментарии

 

а. Миропонимание Гёте, его взгляды на природу заметно отличались от характерного для его времени механистического мировоззрения, в котором природа мыслилась как агрегат, управляемый законами механики. В монологе Фауста поэт писал:

                    Ты дал мне в царство чудную природу,

                                   Познать её, вкусить мне силы дал…

                                   Ты показал мне ряд созданий жизни,

                    Ты научил меня собратий видеть

                     В волнах, и в воздухе, и в тихой роще.

Идеи “вчуствования”, отождествления себя с жизнью природных стихий, так характерные для “понимающего” подхода, здесь выражены очень ярко.

 b. Работа опубликована в 1934г.

 

 

Литература

 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2 Проблемы общей психологии (Мышление и речь). Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504с.: ил. – (Акад. пед. наук СССР).
  2. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. – М.: Рус. яз. Т.2: – 1989. – 779с.
  3. Методическое руководство по применению дистанционных фотометодов для геологического картирования и поисков полезных ископаемых в южной якутии. Под ред. Козлова В.В., Фрумкина И.М. – Якутск, 1982. – 178с.: ил.
  4.    Стрижко Э.А. Непознанная реальность. Образование и наука в России и за рубежом. Журнал, вып.8, 2014г. Стр.37-63.
  5. Стрижко Э.А. Язык Природы. Образование и наука в России и за рубежом. Журнал, вып.?, 2015г. Стр. ?-?
  6. Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. Пер. с нем. – 5-е изд., испр. – М.: Наука. Гл. ред. физ. - мат. лит., 1990. – 256с.
  7.   Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М.: Политиздат, 1989. – 270с. – (Над чем работают, о чем спорят философы).
  8.  Филатова Н.И., Егоров И.В., Дворянкин А.И., Дорогутин А.П., Кузнецова И.А. Структуры континентальной и переходной земной коры на космических снимках. – М.: Недра, 1984. – 211с.: ил.
  9. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичёв и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815с.

10.  Шрейдер Ю. В поисках сознания. Знание – сила. №11,1988г.

Красные вопросы исправятся при редактировании электронной версии статьи

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2021 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 83) вышел в свет 25 июля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2021 ГОДА. Уже 12 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 82) вышел в свет 25 июня 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2021 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 81) вышел в свет 25 мая 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2021 ГОДА. Уже 49 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 80) вышел в свет 25 апреля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2021 ГОДА. Уже 41 статья принята.
Журнал №3 (Vol. 79) вышел в свет 25 марта 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2021 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 78) вышел в свет 25 февраля 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2021 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 77) вышел в свет 25 января 2021 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2021 ГОДА. Уже 31 статья приняты.
Журнал №12 (Vol. 76) вышел в свет 25 декабря 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2020 ГОДА. Уже 62 статьи приняты.
Журнал №11 (Vol. 75) вышел в свет 25 ноября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2020 ГОДА. Уже 76 статей приняты.
Журнал №10 (Vol. 74) вышел в свет 25 октября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2020 ГОДА. Уже 29 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 73) вышел в свет 25 сентября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2020 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №8 (Vol. 72) вышел в свет 25 августа 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2020 ГОДА. Уже 33 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 71) вышел в свет 25 июля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2020 ГОДА. Уже 39 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 70) вышел в свет 25 июня 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2020 ГОДА. Уже 38 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 69) вышел в свет 25 мая 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2020 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 68) вышел в свет 25 апреля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2020 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №3 (Vol. 67) вышел в свет 25 марта 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2020 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 66) вышел в свет 25 февраля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2020 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 65) вышел в свет 25 января 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2020 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №16 (Vol. 64) вышел в свет 25 декабря 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2019 ГОДА. Уже 88 статей приняты.
Журнал №14 (Vol. 63) вышел в свет 25 ноября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 51 статья приняты.
Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: