Статья «Студенческое предпринимательское сообщество в системе среднего профессионального образования региона:<br /> опыт и партнерство с бизнес-структурами» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Следующий выпуск
25 мая
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Захарова Виктория Александровна
Должность:
Российская Федерация, г. Якутск, Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева, преподаватель
 
Получено:
25.02.2018
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 37), 2018,25.02.18

УДК 377.5

Студенческое предпринимательское сообщество в системе среднего профессионального образования региона:

опыт и партнерство с бизнес-структурами

The student entrepreneurial community in the secondary professional education system in the region:

experience and partnership with business structures

 

Автор: Захарова Виктория Александровна – Российская Федерация, г.Якутск, Финансово-экономический колледж имени И.И. Фадеева, преподаватель, vicalza@yahoo.com

Author: Zakharova Victoria Alexandrovna – Russian Federation, Yakutsk, Financial and economic college named after I.I. Fadeev, lecturer, vicalza@yahoo.com

 

Аннотация: Статья посвящена вопросу вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Описывается опыт развития студенческого предпринимательского сообщества в профессиональной образовательной организации и практика взаимодействия с бизнес-структурами.

Annotation: The article discusses student involvement into entrepreneurial activity. The author gives the experience of the student entrepreneurial community development in the professional educational organization and the practice of interaction with business structures.

 

Ключевые слова: студенческое предпринимательство, среднее профессиональное образование, бизнес-инкубатор

The keywords: student enterprenership, secondary professional education, busyness-incubator

 

Современный этап развития Республики Саха (Якутия), как и в целом России, характеризуется созданием и внедрением инноваций в различные сферы деятельности. Общей тенденцией на период до 2030 года, характерной для экономики и социальной сферы региона, станет усиление индустриальной профессиональной ориентации трудовых ресурсов и специализация малого и среднего бизнеса на сфере услуг. Эти изменения обуславливают приобретение рабочей силой новых качеств, как экономическое мышление, предпринимательские навыки, высокая технологическая культура, способность к перемене профессии, стремление к постоянному обновлению знаний и компетенций. Инновационная экономика требует опережающего реагирования системы среднего профессионального образования на изменения в социально-экономической среде региона.

Одним из путей решения данной проблемы может стать вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность. Высокая инновационная активность, инновационность молодежного мышления, способность генерировать идеи являются факторами развития молодежного, в том числе, студенческого предпринимательства [1].

С этой целью во многих регионах страны создаются и функционируют при министерствах и ведомствах, ассоциациях и торгово-промышленных палатах департаменты по развитию и поддержке молодежного предпринимательства; организуются конкурсы для молодых предпринимателей; реализуются различные молодежные проекты. В Республике Татарстан активно функционирует Молодежная школа талантов, проводится Всероссийская олимпиада предпринимательских игр. В Республике Башкортостан ежегодно проводятся конкурсы «Студенты в свободном предпринимательстве», Республиканский конкурс молодежных бизнес-проектов и бизнес-идей «Молодежный проект». В Ханты-Мансийском автономном округе − Югре проводится Кубок Югры по управлению бизнесом «Точка роста», летний лагерь «Азбука бизнеса», конкурс молодежных бизнес-проектов «Путь к успеху», проект «Факультет бизнеса» и другие проекты. В Хабаровском крае реализуется программа грантовой поддержки молодых предпринимателей от 14 до 30 лет. В Москве организованы чемпионат по предпринимательству «Молодёжная инициатива – 2018», образовательная сессия «Алгоритмы предпринимательства» и менторская сессия «Экспресс проверка бизнес-идей» и др.

В Республике Саха (Якутия) также активно реализуются программы поддержки молодежного предпринимательства. Принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)», в котором одним из приоритетов государственной политики является поддержка молодежного предпринимательства [2], осуществляется грантовая поддержка молодым предпринимателям, реализуется также инфраструктурная поддержка начинающих предпринимателей. Востребованной среди начинающих молодых предпринимателей формой поддержки развития является Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия), где более половины резидентов составляет молодежь. Образовательные услуги молодым предпринимателям оказывает Бизнес-школа Республики Саха (Якутия). Роль интегратора в развитии студенческого предпринимательства также выполняет Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.

Определенный потенциал для развития студенческого предпринимательства имеется в системе среднего профессионального образования. Платформой развития практической предпринимательской деятельности среди студентов СПО может послужить проект «Учись работать в Якутии» в рамках развития местного производства товаров и услуг в республике, реализуемый в регионе с 2017 г. [3].

«Проект «Учись работать в Якутии»: создание и развитие производств на базе учебно-производственных кластеров системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия)» направлен на взаимодействие профессиональных образовательных организаций и предпринимательских структур на основе механизмов государственно-частного партнёрства в контексте развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия). Проект является платформой для реализации предпринимательских студенческих инициатив и внедрения перспективных форм государственно-частного партнёрства в системе СПО. Главной особенностью проекта является создание единого для учреждений СПО региона бренда «Учись работать в Якутии».

В рамках проекта на базе Финансово-экономического колледжа создано студенческое предпринимательское сообщество среднего профессионального образования региона. Уникальность создания студенческого предпринимательского сообщества заключается в его практической ориентированности, предложении участникам актуальных прикладных технологий предпринимательства, возможности встречи с экспертами в сфере предпринимательства и успешными представителями малого и среднего бизнеса.

Совместно с Бизнес-инкубатором проведена совместная республиканская деловая игра с элементами кейсов по разработке бизнес-плана для учащейся молодежи в возрасте 30 лет. Участие приняли более 20 профессиональных образовательных организаций и школ. В рамках республиканского форума «Шаг в будущую профессию» впервые состоялась республиканская деловая игра «Марафон бизнес-идей», в которой приняли участие более 20 бизнес-команд со всей республики. Бизнес-игрой «SakhaMediumStart» охвачено 25 профессиональных образовательных организаций республики, отобраны проекты: производство эковаты, производство гиперпрессованного кирпича, создание электронного ресурса для продвижения якутских брендов, получен первый опыт нахождения инвестора для студенческих бизнес-идей в лице действующих предпринимателей. Были также организованы и проведены учебно-тренировочные сборы для студентов, желающих открыть свой собственный бизнес. Образовательный компонент сборов затрагивал ключевые темы управления бизнес-проектами: методы генерирования идей, истории успеха в бизнесе, организация бизнеса с нуля, юридические аспекты организации бизнеса, работа и подбор персонала, командообразование, маркетинговые стратегии, выбор системы налогообложения, оценка рисков в бизнесе, организация системы продаж инновационных продуктов и др. Поставщиками знаний явились бизнесмены, бизнес-тренеры, бизнес-эксперты, ведущие преподаватели профессиональных образовательных организаций.

Сегодня среди студентов изменилось отношение к предпринимательству. 71% студентов, членов студенческого предпринимательского сообщества СПО региона, проявили высокий уровень интереса и готовность к развитию предпринимательства. Они считают предпринимательство привлекательной альтернативой своей карьеры. Ценностью предпринимательства студенты определили собственное дело, самореализацию, потенциал роста, свободу принятий решений и престиж. Однако большинство студентов не планируют создать свой бизнес в ближайшие 3-5 лет.

К факторам, удерживающим студентов от создания собственного бизнеса, относятся, прежде всего, отсутствие стартового капитала и опыта, слабые практические навыки и знания в применения экономических законов и механизмов. Не менее важным сдерживающим фактором является отсутствие бизнес-идеи. В связи с этим ключевой задачей бизнес-сообщества является развитие у студентов навыков и знаний в сфере предпринимательства, ознакомление молодежи с инфраструктурой поддержки предпринимательства.

Практика показывает, что студенты заинтересованы в дополнительном образовании в сфере предпринимательства. Их образовательные потребности находятся в области бизнес-планирования, маркетинга, бухгалтерского и финансового учета, юридических аспектов ведения бизнеса. Формой получения этих знаний являются тренинги и мастер-классы успешных предпринимателей.

В целом молодежное, в том числе студенческое, предпринимательство способствует решению социально-экономических проблем региона, таких как создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы, подготовка квалифицированных кадров. Рост предпринимательской инициативы и активности среди студентов, расширение возможностей и реализации потенциала молодежного предпринимательства возможны при консолидации усилий государства, общества и бизнес-структур. Профессиональные образовательные организации содействуют распространению идеологии предпринимательства среди молодежи совместно с бизнес-партнерами.

 

Список используемой литературы:

1.  Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12360.

2.  О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2008 г. 645-З N 179-IV. Режим доступа: http://base.garant.ru/26714114/.

3.  Об утверждении Планов мероприятий («Дорожный карт») по реализации проектов в рамках развития местного производства товаров и услуг Республики Саха (Якутия): приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 04.04.2017 № 01-09/481.

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: