Статья «Экология и физическая культура» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 августа
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Богданова Ирина Викторовна
Должность:
Bogdanova Irina Viktorovna
 
Получено:
16.02.2018
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 37), 2018,25.02.18

ЭКОЛОГИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

к.п.н, доцент Богданова И. В.

Московский Государственный областной Университет.                     

Актуальность .В связи с бурным развитием промышленности во многих странах мира резко ухудшилась экологическая обстановка. Значительно повысился уровень загрязнения окружающей среды. Эта глобальная проблема для многих государств не обошла стороной и Российскую Федерацию.

В больших индустриальных городах России очень плохая экология. В таких больших городах, как Москва, Екатеринбург, Магнитогорск, Челябинск, Самара, Волгоград     атмосферный воздух насыщен повышенным содержанием пыли, окиси углерода, двуокиси серы, сероуглеродом, формальдегидом и другими вредными веществами. Все эти экологически вредные вещества неблагоприятно действуют на здоровье людей. Увеличивается количество хронических заболеваний.  За последние годы резко увеличилось количество людей болеющих аллергическими заболеваниями, бронхитами, острыми инфекциями верхних дыхательных путей.  Эти заболевания вызваны находящимися в воздухе окислов азота, ангидрита, окисью углерода. 

В большей степени страдают от экологически неблагоприятной обстановки дети, подростки.

У детей проживающих в экологически загрязнённой местности выявлено снижение показателей  бронхиальной проводимости лёгких,лабильности вегетативной и сердечно-сосудистой систем, иммунитета, снижение показателей внимания, уменьшение функциональных возможностей  Ц.Н.С., ухудшение антропометрических показателей, повышение чувствительности к неблагоприятным факторам внешней среды. Значительное превышение цинка в воздухе влияет на развитие антропометрических показателей, а увеличение меди в воздухе отрицательно влияет на ростовые показатели и на вес тела. Негативное влияние окружающей среды на развитие детей приходится на возраст 9-15 лет.

   Целью работы явилась оценка физической  подготовленности и разработка методики для занятий физической культурой в школе ,в экологически  неблагоприятных условиях окружающей среды.   В экологически загрязнённой местности был проведен эксперимент, в котором не проводились занятия на улице, направленные на воспитание выносливости, было акцентировано внимание на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, гибкости, координации движений. Эксперимент был проведен в городе Новозыбкове .На первом этапе было проведено тестирование , на втором   изменена организация и структура урока по физической культуре в школе.  Организованы две группы: контрольная и экспериментальная. Физическая подготовленность школьников контрольной и экспериментальной групп была практически одинакова. В эксперименте контрольная группа занималась в соответстии с требованиями  школьной программы, а экспериментальная группа по специальной программе .

 Для оценки  физической  подготовленности использовались методы : ручная динамометрия ,антропометрия ,метод контрольных упражнений.В исследовании принимали участие 380 учащихся 6-9 классов  1;2;4 школ г.Новозыбкова .Результаты прошли статистическую обработку и сравнивались с  показателями контрольных упражнений программы по физической культуре для средних школ.Тестирование физической подготовленности учеников 6-9 классов [девочек и мальчиков] выявили следующие результаты : у учащихся 6 классов в беге на 100м и в прыжке в длину с места результаты соответствовали среднему уровню. В подтягивании школьники показали низкие результаты.Учащиеся 7 классов в  беге на 100 м., прыжке в длину с места , подтягивании показали результаты соответствующие среднему уровню подготовленности.Школьниками 8 и 9 классов в беге на 100 м, подтягивании были показаны результаты соответствующие низкому уровню подготовленности.В прыжке в длину с места результаты соответствовали среднему уровню.

Во время исследования проводились занятия в контрольной и экспериментальной группах .В экспериментальной группе ,в основной части урока основной объем упражнений 60%, приходился на средства скоростной, скоростно-силовой, силовой направленностей. ЧСС (частота сердечных сокращений) от физической нагрузки составляла от 160 до 170 уд / мин.За время эксперимента отмечен достоверный рост показателей  экскурсии грудной клетки, ЖЕЛ, ручной и становой динамометрии.

В контрольной группе только у девочек был заметен прирост в становой силе.

Положительные сдвиги произошли во всех тестах: в челночном беге 4 х 10 м, в прыжке в длину с места, подтягивании, поднимании туловища в экспериментальной группе.

В контрольной заметного прироста результатов не произошло. После окончания эксперимента анализ результатов позволил установить, что изменения были более значительны в экспериментальной группе. В этом эксперименте необходимо отметить, что изменение содержания занятий способствовало улучшению резистентности организма школьников к респираторным заболеваниям. Разработанная методика, используемая в экспериментальной группе, способствовала развитию скоростно-силовых качеств, силы, силовой выносливости и показателей физического развития.

 

На основании выше изложенного, на наш взгляд,

 необходимо разработать программы по физической культуре для развития и оздоровления детей дошкольного и школьного возраста в экологически неблагоприятных районах нашей страны.

Эти программы должны быть направлены на оздоровление детей методами и средствами физической культуры. Необходимо разработать специальные мероприятия содействующие развитию двигательных способностей детей, повышению их работоспособности, устойчивости организма детей к неблагоприятным факторам внешней среды.

 

 

 

Причём, цели и задачи, педагогические методы, средства должны быть различны в зависимости от экологической обстановки определённого района.

Оздоровительные программы по физической культуре в детских садах, школах, высших учебных заведениях осуществляться при помощи дозированных занятий физической культурой,  спортивной и туристической деятельности, закаливании.

Для этого, необходима оценка медико-биологического состояния здоровья детей, школьников, студентов, контроль их текущего состояния, физического развития и физической подготовленности, определение медицинской группы. Создание программ по физической культуре с учётом возрастных особенностей для каждой медицинской группы, степенью физической подготовленности. Главным фактором в разработке программы по физической культуре необходимо учитывать степень загрязнения окружающей среды в определённом регионе, т.е. экологическую обстановку.

Причём, в зависимости от экологической обстановки отдельного региона развивать определённые виды спорта, учитывать уровень двигательной активности, так как при очень высокой степени загрязнения внешней среды, чрезмерно высокие нагрузки могут привести к снижению защитных функций организма, иммунитета.

При организации физкультурно-оздоровительных занятий необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Условия внешней среды во время занятий физической культурой.
  2. Развитие определенных видов спорта, применение методов и средств, двигательной активности в зависимости от экологического состояния среды.
  3. Разработка оптимальных двигательных режимов с учетом возраста, состояния здоровья, физической подготовленности.

Необходима разработка оздоровительных программ и внедрение их в практику активно-двигательных режимов туристско-оздоровительной деятельности.

Важным звеном является разработка нормативных показателей  для детей, их двигательной активности на уроках физической культуры, в спортивных секциях, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в условиях неблагоприятной экологической обстановки.

Для оздоровления детей, проживающих в условиях неблагоприятной экологической обстановки во время каникул необходимо перемещение их из неблагоприятной зоны в экологически чистые зоны.

Однако, в случаях значительного ослабления организма необходимо избегать перемещение ослабленных людей. Адаптация к новым условиям требует от ослабленного организма дополнительных усилий, что резко снижает оздоровительный эффект.

На основании вышеизложенного можно сделать соответствующие выводы:

  1. Программа по физической культуре для детских садов, школ, высших учебных заведений не учитывает особенности экологической обстановки регионов Российской Федерации. Необходимо разрабатывать программы по физической культуре для дошкольных, школьных учреждений, высшей школы, учитывая экологические особенности различных регионов России. Использовать виды спорта, методы, средства физической культуры приемлемые для экологических условий данной местности.
  2. У детей, учащихся средних школ, проживающих в экологически неблагоприятных условиях, уровень физической подготовки на 10-15% ниже, а заболеваемость в 1,5-2 раза выше, чем у детей, проживающих в экологически "чистых" условиях.
  3. Результаты эксперимента показали положительное влияние на антропометрическое развитие и физическую подготовленность школьников, занимающихся по программе физической культуры, разработанной для экологически неблагоприятных регионов России. Данная программа позволила повысить уровень физической подготовленности и улучшить состояние здоровья школьников.
  4. Разработанные программы по физической культуре для детей дошкольного, школьного возраста, студентов позволили бы повысить физическую работоспособность, улучшить функциональные показатели здоровья и физической подготовленности проживающих в условиях неблагоприятной экологической обстановки.

 

Экология и физическая культура

Ecology and physical culture.

У учащихся средних школ в экологически неблагоприятных условиях уровень физической подготовленности на 10-15% ниже, а заболеваемость в 1,5-2 раза выше, чем у школьников экологически чистых регионов. Необходимо разработать школьные программы по физической культуре, учитывая экологические особенности различных регионов России.

The pupils of secondary school in ecologically unfavorable preparedness are on 10-15% lower and morbidity is in 1,5-2 times higher than of the pupils of ecologically clean regions. Wee need to develop school programs on physical culture, taking into account the ecological features of different regions of Russia.

Ключевые слова: экология; физическая культура; школьная программа; здоровье; физические упражнения; нагрузка.

Ecology; physical culture; school program; physical exercises; load; health.

Богданова Ирина Викторовна

Bogdanova Irina Viktorovna

МГОУ

 

mob tel. 8-985-387-96-59; 8-499-746-50-03

mail irinabogdanova2015@yandex.ru

адрес  109462 г.Москва  ул.Маршала Чуйкова ,дом 10, кор.2, кв.286.

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: