Статья «Роль общения в речевом развитии ребенка» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Следующий выпуск
25 мая
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Королева Екатерина Юрьевна
Должность:
МБДОУ ДС №17 "Веселые гномики" с. Небуг,воспитатель
 
Получено:
15.02.2018
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 37), 2018,25.02.18

                Роль общения в речевом развитии ребенка

 

          Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!

К.Д. Ушинский

 

           Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и вовсе не восполняется. Второй и третий годы жизни являются особо чувствительным, сензитвным   периодом  в  усвоении речи малышом.

          Речевое развитие побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребенком. Если с ребенком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (которая и требует все большего и большего речевого общения), то  такой ребенок резко отстает  и в речевом, и в общем развитии. С другой стороны, нехватка речевого общения может наблюдаться и тогда, когда родители проявляют чрезмерную заботу, пытаясь предупредить каждое желание малыша, не дожидаясь, пока он скажет, что ему нужно в данный момент. Потребность ребенка в речевом общении со взрослыми должна  всячески поддерживаться взрослыми, которые его  окружают. Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребенка внятно, по возможности ясно выражать свои желания словами – и только в этом случае выполнять их.  С другой стороны, развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

            Наблюдая развитие речи  малыша, можно выделить две линии: во первых, совершенствуется понимание им речи взрослых людей; во вторых, складывается его собственная активная речь. Освоение речью имеет значение не только для умственного развития ребенка. Немаловажную  роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. Речевое общение совершенно необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

            На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами. Самые первые слова-оценки «хорошо» или «плохо» сопровождаются интонацией голоса, иногда мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений. Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо «нельзя», либо «надо». Взрослые вводят в слово «можно» и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

            Существенный скачок в общем развитии ребенка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Он уже лучше понимает речь окружающих, и это открывает обширные возможности   для возникновения новых видов   общения со взрослыми и сверстниками. Темп развития у детей не одинаков. Если на втором году жизни ребенок не говорит или говорит меньше и невнятнее, чем его сверстники, это, естественно, беспокоит взрослых. Но эти тревоги не всегда основательны. В этом отношении наблюдаются индивидуальные особенности. Если ребенок уже «все понимает», разумно играет, пытается подражать словам, произносимым взрослыми, но не говорит, то можно с уверенность сказать, что он заговорит позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С такими детьми нужно больше разговаривать, заниматься, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

            Иногда задержка речевого развития может иметь очень серьезную причину, требующую немедленного вмешательства. Взрослым иногда просто не приходит в голову, что малыш плохо слышит, так как он отзывается на свое имя, реагирует на громкие звуки и музыку. Однако это возможно и при сниженном слухе, мешающем ребенку отчетливо воспринимать звуки речи окружающих. Слишком быстрая речь и невнятное произношение так же мешают ребенку отчетливо воспринимать  и  правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом нужно говорить размеренно, четко произнося звуки, не загромождая речь недоступными для детского понимания словами.

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: