
УДК 37
Игра, как вид учебной деятельности
Game as a learning activity
Автор: Рябцева Людмила Семёновна – Российская Федерация, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Переяславка, КГК ОУ «Школа – интернат №9» , учитель
Author: Ryabtseva Lyudmila Semyonovna - Russian Federation, Khabarovsk Territory, Lazo district, r.p. Pereyaslavka, KGK OU "Boarding School No. 9", teacher
Аннотация: В статье приводится классификация игр. Автор рассматривает несколько примеров применения игровой формы на занятиях.
Annotation: The article provides classification of games. The author considers several examples of the application of the game form in classes.
Ключевые слова: учебный процесс, ребенок, игра, форма обучения, школьный возраст, ограниченные возможности здоровья, учебный труд, навыки, умения, социально – психологические требования, реальное общение
Keywords: educational process, child, game, form of education, school age, disabilities, educational work, skills, abilities, socio-psychological requirements, real communication
Много ученых и педагогов высказывают своё мнение о значении игры в учебном процессе. «Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека». (Н. К. Крупская.); «Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда – развлекательным» (К. Д. Ушинский); «В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения действительности . Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде».(Л.С.Выгодский.)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) обучаются по специальной программе. Учебный труд, как и всякий другой интересен, тогда, когда он разнообразен и понятен, поэтому наряду с другими формами и методами обучения, я включаю в работу и такой вид деятельности как игра.
Психологические требования
Игровая деятельность, так же как и любая деятельность должна быть мотивирована, поэтому нужно, чтобы игровая деятельность опиралась на знания, навыки и умения и обеспечивала возможность принимать рациональные и эффективные решения. Одним из важнейших социально – психологических требований является сочетание игры с практикой реального общения.
Применяя игру как форму обучения, ставлю задачи, посильные для её участников
1.Создавать ситуацию педагогического общения через игровую деятельность.
2. Формировать у учащихся учебные умения в процессе игры, применяя определённые дидактические навыки.
3. Учить практическому применению полученных знаний.
Решать эти задачи помогают игры.
Классификация игр.
По особенностям содержания и форм проведения:
-ролевые (игры-импровизации, деловые игры);
- сюжетные (урок –соревнование, урок – путешествие);
- имитационные;
- настольные игры (лото, кубики, пазлы);
- игры – головоломки (кроссворды, загадки).
Педагогическая игра позволяет моделировать реальные ситуации, решение которых приводит к получению новых знаний и умений, повторить пройденное, а так же помогает провести диагностику. Игру можно считать эффективным, гибким и универсальным приёмом обучения. Она позволяет активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию обучения, позволяет комплексно решать задачи практического, воспитательного, развивающего и образовательного характера. Игра в ходе учебного процесса способствует формированию определённых навыков, развивает речь и умение общаться.
Из опыта работы с ребёнком, которому было на момент поступления в школу 15 лет, тяжёлая умственная отсталость, ДЦП. Говорил пять слов (папа, мама, дед, баба, волк) и «лепетные» -кук –пить, кует – еда, ро –растения. Основная задача, поставленная мною, была: научить говорить хотя бы простейшие слова для общения. Основными методами работы были: рисование, рассматривание и комментирование картинок в книгах, и игры. Одна из игр – работа с пазлами. Эта игра многофункциональная: развитие мелкой моторики, ориентирование на плоскости и развитие речи. Собирали вначале, накладывая на картинку крупные пазлы, затем мельче, без картинки Собирая пазлы, он начал спрашивать: «Так, да?», не находя нужного: «Где она?» Дальше – что изображено: где солнышко, медведь и т. д.
В старших классах провожу для повторения пройденного материала такие игры, как решение кроссвордов. Работаем с тематическим кроссвордами, которые есть в рабочих тетрадях по математике , и составляю сама.
Бывает, что дети забыли определение – играем в «поле чудес» со всеми правилами игры. На доске черчу прямоугольник, делю на клетки – столько- сколько букв в слове, и каждый называет букву, пока не вспомнят или не догадаются, что же это за слово. Это больше стимулирует мыслительную деятельность, чем,если определение было бы названо учителем.
Игры- путешествия. Это «Памятные места района имени Лазо», «Наш Хабаровский край», «Реки района имени Лазо» - длина рек, удэгейское название.
Всем известная игра в «Мешочек» (тактильное восприятие) позволяет определить: знает ли ребёнок геометрические фигуры и тела. Или: тема новая, ребёнок не знает определения фигур и тел. В мешочке – квадрат. Как он даст определение, или описание того, что он держит в руке?Много и других игр на тактильное восприятие и развитие мелкой моторики придумывают учителя – расстёгивание и застёгивание мелких пуговиц, собирать горошины…
Игра со строительным материалом или набором геометрических тел- построение башни, дома и т. д. – развивается воображение, аккуратность, чёткость в работе.
Я часто применяю игру «Поймай рыбку».Рыбки – стилизованные модели рыбок разных цветов и размеров. Магнитной удочкой ребёнок «ловит» рыбку, выполняя задания: самую большую (маленькую, фиолетовую красную, и т. д.) ; рыбку справа от красной, слева, внизу, вверху и т. д. Таким образом проверяю знание цвета и ориентирование на плоскости. Есть карточки, где сом, карась, щука, … . Тогда задания: поймай щуку, сома; или: «Поймай самую большую рыбку. Как она называется? А где водится? ».Часто рыбки– это карточки, на обратной стороне – примеры, слова для составления предложений, задки и т. д
Справка. В Амуре более 90 видов рыб.
Сюжетно – ролевые игры. В них ребёнок воссоздаёт в доступной форме отношения, которые складываются в мире взрослых. В детстве дети играют «в магазин», «в школу». В старших классах игра «в магазин» выглядит так: многие ходят в магазин и знают стоимость продуктов. Сравниваем цены в разных магазинах и выбираем: «куда пойдём» - заполняем ценники. Пример игры. Покупателям задача: купить: 2 кг сахара, 1 булку хлеба, 300 г конфет. Сколько сдачи получит с 500 рублей? Продавец проверяет: правильно ли подсчитано? Таким образом решается вопрос социализации, отрабатывается алгоритм устного вычисления 100 г, 200г, 300 г.
Ещё одна сюжетно - ролевая игра - «в школу». В старших классах на день учителя у нас самоуправление. Каждый учитель готовит себе «замену». Дети любят, когда им доверяют роль учителя. Такие игры повышают самооценку. Воспитывают ответственность.
Ещё одна игра, которую любят дети и я. Это театр, где роль овощей, фруктов, животных и т.д. исполняют дети или учитель – ученик.
Пример занятия по предмету «Окружающий природный мир», тема «Овощи». Ролевая игра- импровизация.
Помидор – учитель, огурец – ученик.
- П Давай познакомимся. Я – помидор. А ты кто?
-О. А я огурец.
-П.Я –овощ. Бываю, когда поспею, красным и жёлтым.
-О. Я – тоже овощ, но всегда зелёный
-П. Я- куст и расту на грядке.
-О. А я – тоже на грядке, но не куст (если ученик не знает, что плеть или плетётся, то учитель подсказывает: «А я слышал …»)
-П.Я – вкусный, полезный. Из меня делают сок, салат, солят, маринуют.
О. Меня тоже любят и свежими и солёными и тоже делают салат.
П. А с кем ты дружишь? (называют другие овощи, их свойства, импровизация)
Когда назовём все свойства и признаки – обобщение. Монолог. Ребёнок пересказывает, всё, что узнал о данном объекте.
В какой игре ведущий учитель, он даёт направление и подсказку: «А я слышал…» , «А разве ты не знаешь…?», «А ты ещё не назвал…»
Психологические особенности детей с ОВЗ такие, что они возбудимы, быстро устают, поэтому к концу недели я часто планирую «выход за пределы школы» - это экскурсии в музей, в библиотеку (там бывают интересные выставки), прогулки. Но мы не просто гуляем, мы продолжаем играть и,играя, учиться: называем деревья, кустарники – плодовые, декоративные. По каким признакам можно определить название дерева летом, зимой ?
Игра «Назови адрес». Идём мимо дома 23.Назови адрес. К номеру дома добавляем название улицы, посёлка, района, края и индекс.
Все дети любят графические диктанты или «рисование по клеточкам».
Перед таким видом работы повторяем: где право, где лево, как считать клетки, что значит провести по диагонали. Таким образом, строим модели для решения задач. Диктуя, как проводить линии, сколько клеток вправо, сколько –влево –получаем например, грузовик, легковую машину, дорисовываем колёса и… решаем задачу на движение. Когда прошли тему «Симметрия», построив одну машину, проводим ось симметрии, строим второй автомобиль, и решаем задачу на встречное движение.
Так же для привития интереса к предмету и развития образного мышления, применяю на уроках загадки. Загадка – это тоже задача: в ней есть условие и вопрос, на который нужно ответить. С загадками я начала работать после того, как предложила детям загадку: «Кто становится выше, когда садится?» Были ответы:«дым», «жираф», «стул». Анализируем. Был вопрос: «кто?» -значит живое существо; представьте - кто как садится из окружающих вас животных и стано- вится ли он выше? Получите отгадку.
Загадки имеют образовательное и воспитательное значение.
Примеры применения некоторых загадок на уроке.
Загадка. Что надевают для спокойствия, а снимают для учтивости ?
Отгадка: халат. Загадка старинная. Учтивость – уважение. Общаться с гостями в халате – неуважительно.
Задача. На платье дочери пошло 1,75 м, а на халат для матери на 1, 25 м больше. Сколько ткани пошло на халат?
У меня много и других загадок, которые развивают мышление, расширяют кругозор, придают благоприятный эмоциональный фон уроку.
Игры на уроках являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях