
Сманова Газиза Илескановна к.п.н., доцент и.о
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
Абайбекова Каламкас Тауэкеловна, магистр юриспруденции.
Сманова Газиза Илескановна к.п.н., доцент и.о
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет
(E-mail:gaziza_on@mail.ru)
Методы воспитания в обучении иностранному языку средствами отечественной живописи
РЕЗЮМЕ
Резюме.В статье.описаны методы воспитания в обучении иностранному языку средствами отечественной живописиметоды воспитания, которые используются на занятиях по иностранному языку и позитивно влияют на становление будущего специалиста.Целенаправленной работы по реализации задач патриотического воспитания свидетельствуют о безусловной образовательной значимости проекта «Дидактический потенциал отечественной живописи в реализации программы духовного возрождения нации». В рамках проекта предполагается создание и применения отечественной живописи как действенной формы казахского народа.
Summary .|Resume. In the article.the methods of education in teaching a foreign language by means of domestic painting are described. The methods of education that are used in foreign language classes and have a positive impact on the formation of a future specialist. The purposeful work on the implementation of the tasks of patriotic education testifies to the unconditional educational significance of the project "The Didactic potential of domestic painting in the implementation of the program of the spiritual revival of the nation". Within the framework of the project, it is planned to create and apply domestic painting as an effective form of the Kazakh people.
Ключевые слова: живопись, зрения, обсуждения,потенциал живописи.
Key words: painting, view, discussion, painting potential.
Методы воспитания, как способы профессионального воздействия педагога на студентов и как эффективное средство решения образовательных и развивающих задач, недостаточно полно описаны в вузовской дидактике. А между тем, отражая двуединый характер педагогического процесса, эти методы обеспечивают профессиональные подходы к организации инновационного обучения и, в полном соответствии с идеей интегративного подхода, призваны оказывать существенное влияние на формирование личности будущего специалиста. Безусловно, использование методов воспитания при усвоении различных дисциплин будет иметь свою специфику, определяемую содержанием учебного материала. В данной статье попытаемся доказать этот тезис на примере учета особенностей дисциплины «Английский язык». Нами исследованы такие методы воспитания, которые имеют свойство интегрироваться с методами обучения, заменять и дополнять их в конкретных педагогических ситуациях, оказывая существенное влияние на характер коммуникативной деятельности студентов.
В структуре целостного педагогического процесса действенным методом воспитания является пример. В поисках реально действующих, живых, конкретных образцов, которые олицетворяют его идеалы, студент в первую очередь обращает свое внимание на педагога. И потому так важно, чтобы профессионализм преподавателя, его организационные и коммуникативные качества действительно могли служить тем образцом, с ориентиром на который он будет строить свои отношения с окружающими. Подражание формирует у студента действия нового типа, только в общих чертах совпадающие с идеалом, но в большей степени оригинальные, сходные лишь по ведущей идее.
У молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности. В этом возрасте он уже способен создать для себя образец, взяв на вооружение поведение ряда импонирующих ему людей, поскольку подражание сопровождается более или менее самостоятельными суждениями и носит избирательный характер. Не следует забывать, что подражание в этот период отличается и более высоким уровнем критичности, и способностью к активной внутренней переработке информации, в связи с чем уровень требований к преподавателю становится предельно высок и касается не только его профессионального статуса, но и тех идейно-нравственных и гражданских мотивов, которые обязательно проявляются в общении со студентами в аудиторное и внеаудиторное время.
Среди качеств, на которые в первую очередь обращают внимание студенты, следует назвать коммуникативные, связанные с умением преподавателя иностранного языка слушать, грамотно и последовательно излагать информацию, выразительно и бегло читать, писать с соблюдением существующих орфографических, пунктуационных и стилистических норм. Поскольку речь идет об усвоении лингвистической дисциплины, в статье выделены и описаны те методы, которые носят интегрированный характер и используются для реализации и обучающих, и воспитательных, и развивающих задач.
К изобразительным искусствам,связанным со зрительным восприятием, относятся: живопись, графика и скульптура. Эти искусства создают изображение на плоскости (живопись и графика) и в пространстве (скульптура).Картину, рисунок, эстамп, скульптуру, которые имеют самостоятельное значение, то есть не связаны с каким-либо художественным ансамблем или с чисто практическим назначением, мы называем станковыми произведениями . Определение это происходит от слова «станок», на который ставится холст, когда пишется картина. И даже то, что картина обязательно вставляется в раму, подчеркивает независимость, то есть отъединенность станковой живописи от окружающей среды. Рама отделяет картину, создает возможность воспринимать ее как самостоятельное художественное целое. Некоторые станковые живописные произведения репродуцированы в книге.
Произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя. К. - один из наиболее типичных видов станкового искусства.Особую группу составляют методы формирования опыта общественного поведения. Педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих характер поведения личности в коллективе. Подчеркнем, что все видыдеятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями, поскольку каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать разнообразные виды деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность расценивается субъектом как объективно ценная в том случае, если она наполнена «личностным смыслом». Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда оно наполнено смыслом. В итоге педагогических воздействий у студента должна сформироваться готовность к выбору цели и способов деятельности. И здесь идеальным предвосхищением ожидаемого результата является четкое понимание цели, которая определяет способ и характер действий, необходимых для ее достижения. По отношению к формированию личности студента деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение.
Названные условия оказывают существенное влияние на усвоение иностранного языка, воспитывая в студентах интерес, стремление и желание к его освоению. Приучение, например, невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая студентам тот или иной образ действий, преподавателю следует научиться четко и ясно формулировать требования, определять способ контроля за выполнением действия. Контроль, в свою очередь, требует благожелательного, заинтересованного отношения педагога, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы, формулировки указаний и рекомендаций.
В заключении необходимо отметить, что выбор методов воспитания подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет соотнесенность целей, содержания и принципов воспитания и обучения, представляющих собой единый процесс формирования грамотного специалиста и настоящего гражданина.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2017.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2017.
3. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Ростов-на-Дону, 2000. – 448с.