
Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет, РФ, г. Пермь
«Формирование взаимоотношений школы и семьи в условиях образовательного учреждения»
Аблезов Марс Сапарұлы
Магистрант
Пермский государственный гуманитарно- педагогический университет, РФ, г. Пермь
Научный руководитель: Белова Галина Борисовна
кандидат педагогических наук,доцент кафедры педагогики и психологии
АННОТАЦИЯ: В статье представлены материалы, характеризующие использование теоретических наработок взаимодействия школы и семьи, на примере общеобразовательного учреждения, а также влияние взаимодействия педагогов и родителей на ученика.
Ключевые слова: семья; школа; взаимодействие; педагог; родитель, ученик
«Formation of relations between school and family in the conditions of an educational institution»
Ablezov Mars Saparuly
Master's degree student
Scientific adviser: Belova Galina Borisovna
Abstract: The article presents materials describing the use of theoretical developments of interaction between school and family, on the example of a general education institution, as well as the impact of interaction between teachers and parents on the student.
Keywords: family; school; interaction; teacher; parent; student.
Уверенность ребенка в своих возможностях, социальная активность,
ориентация на общечеловеческие ценности, стремление к согласию, формам цивилизованного взаимодействия формируются непосредственно в условиях тесного контакта учителей и родителей, так как взаимоотношения школы с семьей, а педагога с родителями имеют единое направление — помощь ребенку.
Конечно же , школа и семья на сегодня считаются главными
социальными институтами, процесса воспитания ребенка, о чем свидетельствуют многие работы Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, А.Б. Орлова, В.Ю. Питюков, В.Д. Шадрикова, Н.Е. Щуркова и др.)
Но на практике мы наблюдаем противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования имеющихся наработок в практике взаимодействия родителей, детей и школы.
Поэтому мы поставили перед собой задачу проанализировать использование теоретических работ в процессе взаимодействия между педагогическим коллективом и родителями на базе общеобразовательного учреждения (Коммунальное Государственное Учреждение«Школа- гимназия№69»акимата города Нур- Султан).
Одним из первых этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой .Г.М. Коджаспирова, в своих работах сформулировала принципы общения семьи в детских образовательных
учреждений: сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и выдержка [2, с. 543]. Л.В. Байбородова[1] в своих исследованиях говорит о том что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей это длительный процесс, результативность которого зависит от того, как
будут реализованы следующие принципы:
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического
процесса.
2. Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
4. Интеграция и дифференциация задач и действий участников
педагогического процесса, направленных на вобразование и развитие детей.
5. Управление взаимодействием детей и родителей.
Анализ работ, и долговременное наблюдение по осуществлению сотрудничества педагогов и родителей помогли нам выявить основные принципы, на которых строится процесс сотрудничества педагогов и родителей. К ним мы относим :
· принцип предоставления эмоциональной безопасности родителей;
· принцип социального партнерства;
· принцип учителя
· принцип гуманизации.
Анкетирование педагогов и родителей свидетельствует, что обе стороны при формирования сотрудничества излагают друг к другу справедливые претензии. Таким образом 60% учителей жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни собственных детей, плохое воспитание, нехватка моральных ценностей, пассивность. 73,5% родителей обеспокоены чрезмерными нагрузками, равнодушием учителя , взаимоотношениями в детском коллективе. Данное недовольство родителей можно объяснить тем, что в данный момент система образования меняется так быстро , что они не имеют достаточного представления об этом, ориентируясь при этом своим прошлым школьным опытом. Для выяснения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс как можно более открытым, информированным и доступным для родителей, что приведет их к активному сотрудничеству со школой и педагогом. Учитель в этой ситуации становится организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
При формировании отношений «Педагог –родитель» главным звеном становится ученик.
Для выяснения общих действий школы и родителей, устранения
разногласии, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми педагог смотрит на следующие факторы:
- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую образованность;
- результативный и стабильный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним тогда , когда нужна их помощь);
- уважительное отношение к родительским чувствам, не допускать небрежной и необоснованной оценки способностей учеников и их поведения;
- повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям хорошие качества их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);
- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
- терпение при поступлении критических заявлений на свой счет , учет их в процессе профессионального саморазвития.
Семья как воспитательная среда обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это-коллектив, соединяющееся не только общностью цели, но и тесными связями. Родительские чувства, родительская любовь- своеобразный катализатор, помагающий в развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит непрерывно , в самых широких аспектах , в разнообразных видах деятельности.
Закон РК об образовании обязывает семью создавать все нужные условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о самочувствии ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под давлением всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Семья должна представлять собой единомышленников и действовать совместно со школой. Педагоги оказывают содействие родителям в осознании и разборе позитивных и негативных обстоятельств, происходящих с детьми. Взаимосвязь педагогов и родителей не должны противоречить друг другу, что положительно и активно усвоевается учениками.
Семьи очень непохожие, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать полноценный и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Очень многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который анализирует комплекс различных ситуации , что позволяет ему принять правильное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в той или иной ситуации.
Взаимосвязь педагогов и родителей - целенаправленный процесс, в результате которого создаются подходящие условия для развития ребенка.
Взаимодействие между педагогами и родителями –длительный процесс, прогрессивность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей школы опираются на следующие принципы:
- Содружество субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- Создание совместного творчества педагогов, учащихся и их родителей.
- Интеграция и дифференциация задач и действий участников образовательного процесса, ориентированный на воспитание и развитие детей.
Вступая в связь педагоги, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких факторах это происходит, зависит объективность представлений.
В нашем общеобразовательном учреждении более продуктивным является сотруднический тип взаимодействия.
Сотрудничество педагогов и родителей - это общее определение целей деятельности, совместное планирование работы, равное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а потом прогнозирование новых целей и задач.
При сотрудничестве бываеют недопонимания , противоречия. Сотрудничество педагогов и родителей обусловлено следующими обстоятельствами:
- Одним субъектом воспитания;
- Совместными целями и задачами воспитания детей;
- Нужность согласованности действий педагогов и родителей;
- Возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимосвязи.
Самым главным при сотрудничестве педагогов и родителей является общая цель создания подходящих условий для социального становления, эффективного образования , нравственного воспитания и обучения детей.
Эта цель направлена на решение следующих совместных задач воспитания:
1. предоставление качественного образования учащихся;
2. формирование профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3. строение нравственности и культуры поведения у учащихся;
4. подготовка школьников к школьной жизни;
5. формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для реализации этих задач используются следующие средства:
- организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
- вовлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;
- соучастие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
- подбодрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.
Поощряется положительная предприимчивость родителей при проведении мероприятии в классе: оформляются благодарственные письма, грамоты за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.
Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями строятся на решении основных задач:
- формирование у родителей верных представлений своей роли в воспитании ребенка, о потребности участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- составление субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с родителями и детьми;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
- · консультативная поддержка родителей по существующим проблемам взаимоотношений с ребенком, по возникающим вопросам семейного воспитания, создание круга доверия: «учитель-родитель».
Список литературы:
1.Изучение истории в средней школе [Текст]: учебное пособие. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. — 403 с. Байбородова Л.В, Соколов А.Б, Корнеева М.С
2. Педагогика: учебник / М.: КНОРУС, 2010. — 744 с. Коджаспирова Г.М
3.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. М.: АСТ, 2010. — 576 с.
4.Психология в работе учителя. Книга. Бадмаев Б.Ц
5. Основы педагогики и психологии 2-е изд., испр. и доп. учебник для спо /- М.: Юрайт, 2016. - 477 c Борна Г.В