
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙИ НОВАЦИЯМИ
Боташева М.Х.
Магистрант 2 -курса ИФ
Научный руководитель :к.и.н., доц. Байрамуков А.С.,
кафедры истории России
ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева»,г. Карачаевск , Россия
MODERN YOUTH OF THE NORTH CAUCASUS: THE PROBLEM OF CHOOSING BETWEEN TRADITION AND INNOVATION
2nd-year master's student of IF
Scientific supervisor: PhD, Associate Professor. A. S. Bayramukov,
Department of Russian History
Karachay-Cherkess State University named after U. D. Aliyev, Karachayevsk, Russia
Аннотация : в данной статье рассмотрены проблемы взаимоотношений молодежи на Северном Кавказе. Проводится анализ к чему больше тяготеет и как совмещает традиции и инновации молодежь на Северном Кавказе. В ней говорится об особенностях, специфики и гибкости взаимодействия молодежи и на Северном Кавказе.
Abstract: this article deals with the problems of youth relations in the North Caucasus. The author analyzes what young people in the North Caucasus tend to do more and how they combine traditions and innovations. It talks about the peculiarities, specifics and flexibility of interaction between young people and in the North Caucasus
Ключевые слова: Северный Кавказ , современная молодежь , традиции , инновации,этническое самосознание, коммуникативная модальность.
Keywords: NorthCaucasus, modernyouth, traditions, innovations,ethnicidentity, communicativemodalit
Актуальность проблемы исследования продиктована тем, что современной социокультурной проблемой модернизации общества является вопрос о соотношении традиции и инновации. Трудность состоит, прежде всего, в том, что их соотношение и функции по отдельности обитают в разных типах обществ. Традиционные культуры, которые могут быть присущи народам, не закрытым для внешнего мира, терпят изменения под воздействием цивилизационных факторов. Главным условием возрождения традиционной культуры следует считать этническое самосознание народов Северного Кавказа. Естественная потеря отдельных компонентов традиционной культуры привела к тому, что возрождаются лишь базисные, основные ее элементы, а не весь культурный контур в целом. Объектом исследования является северо-кавказская молодежь, на предмет ее выбора между традицией и новациями. Согласно суждению авторов в различных социокультурных концепциях существуют новинки, однако этот процессудерживается в мире только вплоть до момента ломки традиций , которые веками существовали на кавказской земле. Актуализирование девиза перестройки традиционной культуры среди молодежи,устремление к «возрождению» традиционной культуры - это отклик на «зияющие пустоты» духовного мира, которые образовались в результате конкретного хода исторических событий.
Этнокультурные традиции народов современной России не только различны по форме и содержанию, но и во времени (фазе) их включения в общую историческую судьбу. Все это в конечном итоге добавило пестроту в картину традиций, ритуалов и обычаев, динамично развивалось, менялось, но в то же время продолжало выполнять
свою главную функцию - «перевести культурные ценности прошлого в настоящее и будущее». Перечисленные обстоятельства делают идентификацию законов влияния традиции на современное общество сложной научной проблемой.
Силовое нарушение внутренних традиций и вынужденное насаждение инноваций распространилисьна все народы Советского Союза, включая Северный Кавказ. Многое здесь, несомненно, преследовало прогрессивные цели, например, законодательный запрет таких устаревших традиций, как кровомще-ние, принуждение или препятствие в браке, похищение девочек, покупка брака, многоженство. Но наряду с этим преследования распространялись и на ряд других внутренних традиций. В стране вводился некий «общесоветский» стандарт[1]. Была предпринята беспрецедентная попытка отменить некоторые традиции и ввести другие. Для достижения этой цели были выбраны различные методы и средства: от репрессий до идеологического нажима.
Современное состояние российского общества можно охарактеризовать как кризис, который носит системный характер. Системный кризис общества - это линия, за которой последует национальная катастрофа или возрождение социальной системы в новом качестве. Одной из основных причин нынешней ситуации является то, что мы переживаем период отказа от старых ценностей, когда новые еще не появились. Общество, которое развивает новые ценности, «пробует» себя, создает свои собственные, принимая во внимание особенности исторического развития социума.
Размышляя над проблемой объединения традиций и инноваций в разных социокультурных системах, можно утверждать, что в традиционных обществах, которые воспроизводятся на основе традиции, есть нововведения, но их действия поддерживаются в обществе только до тех пор, пока они не ломают традиции. Развитие здесь циклично, потому что рано или поздно инновации начинают казаться опасными для традиции.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в условиях нынешнего кризиса большинство регионов России стремятся вернуться
к ценностям «светлого прошлого», в том числе традициям.
Почти все национальные регионы заявили о необходимости возродить национальную культуру, утвердить национальное самосознание.
Постсоветская практика показала, что механическое насаждение западноевропейских и других культурных образцов в российскую почву не всегда эффективно [2].
Сегодня, когда происходит формирование новых культурных традиций, традиционная кавказская (традиционная культура) проверяется на прочность. Возникает вполне резонный вопрос: разрушается ли традиционная культура средствами современного гуманизма? Можно ли возродить ее в новом качестве? Ответы на эти вопросы среди молодежи наиболее актуальны, и, самое главное, они превращаются в лозунг, который становится неотложной потребностью национального самосознания. Отвечая на вызовы актуализации лозунга возрождения традиционной культуры среди молодежи, необходимо отметить, что стремление к «возрождению» традиционнойкультуры - это реакция на «зияющую пустоту» духовного мира, который был сформирован в результате определенного курса истории. Но это «пополнение утраченного» осуществляется не только путем обращения к «источникам», но и путем ознакомления с исламом. Естественная утрата определенных элементов традиционной культуры привела к тому, что для молодежи ислам стал одним из источников культурного возрождения Северного Кавказа. Дальнейшие грубые просчеты в национальной политике могут сделать ислам главным мобилизующим фактором, репертуарным лидером любого, в том числе экстремистского, убеждения [3].Невозможно исключить такой неблагоприятный сценарий возрождения традиционной культуры на Северном Кавказе, но то, покакому сценарию пойдет молодежь, покажет только время.
Список используемой литературы
1. Апажева С.С. Традиция в российском социуме: дис. ... канд. филос. наук. Нальчик: Кабардино-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова, 2003.
2. Апажева С.С. Восприятие молодежью Кабардино-Балкарской Республики проблем экстремизма и терроризма: социологический анализ // Безопасность Северо-Кавказского региона: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (приуроченной к 5-летию образования Северо-Кавказского федерального округа). Пятигорск, 2015. С. 14-18.
3. Молодежь в полиэтничных регионах Северо-Кавказского федерального округа: экспертный доклад / под общ.ред. В.А. Тишкова. М.; Пятигорск; Ставрополь, 2014.
4. Ханаху Р.А. Северный Кавказ в свете проблем глобализации культуры // Кавказ и глобализация. 2008. Т. 2, вып. 2. С. 110-120.
5. Боров А.Х., Муратова Е.Г. Северный Кавказ в современном общественном дискурсе // Общественные науки и современность. 2011. № 4. С. 157-166.
6. Тишков В. Стратегии противодействия экстремизму // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов: бюллетень. М., 1999. Январь-февраль. С. 8.
7. Боров А.Х. Кочесоков Р.Х. Кавказский дискурс: методология как конфликт мировоззрений // Философские науки. 2011. № 1. С. 43.
8. Муратова Е.Г. Балкарские общества в контексте российской политики на Северном Кавказе: дис. ... д-ра ист. наук. Нальчик: Кабардино-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова, 2006.
[1]. Апажева С.С. Традиция в российском социуме: дис. ... канд. филос. наук. Нальчик: Кабардино-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова, 2003.
[2] Там же
[3]Апажева С.С. Восприятие молодежью Кабардино-Балкарской Республики проблем экстремизма и терроризма: социологический анализ // Безопасность Северо-Кавказского региона: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. (приуроченной к 5-летию образования Северо-Кавказского федерального округа). Пятигорск, 2015. С. 14-18.