Статья «Некоторые приёмы активизации познавательной деятельности учащихся в <br /> классах КРО» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Следующий выпуск
25 июля
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Пузаненкова Юлия Викторовна
Должность:
Учитель математики, МБОУ «СШ №39» г.Смоленска
 
Получено:
22.09.2017
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №4(Vol. 33), 2017,30.09.17

Некоторые приёмы активизации познавательной деятельности учащих­ся в

классах КРО.

Рассмотрим три приёма: составление опорных схем, практические работы и обучающие самостоятельные работы. Примеры их применения продемонстрирую на фрагментах обучения решению задач на дроби.

Опорные схемы целесообразно составлять вместе с учащимися в самом начале изучения большой темы, чтобы затем пользоваться ими, пока тема не исчерпана. Опорные схемы уменьшают нагрузку на память, помогают ребятам преодолеть свой страх перед необходимостью изложить материал самостоятельно. Ниже приведена опорная схема к теме «Решение задач на дроби». Таблица эта не демонстрируется учащимся в готовом ви­де, а составляется классом постепенно, строка за строкой, и служит итогом обсуждения большого блока вопросов.

 

Таблица 1.

 

 

 

В начале изучения темы «Обыкновенные дроби» необходимо в ходе беседы с классом подчеркивать, что знаменатель дроби показывает, на сколько равных частей по­делён некоторый объект (пирог, арбуз, буханка хлеба и так далее), а числитель дроби го­ворит о том, сколько взято частей поделённого объекта (пирога, арбуза и так далее). Труд­ность состоит в том, чтобы от частного процесса дележа пирога или арбуза перейти к об­щему представлению о том, что нечто поделено, причём это нечто может быть каким угодно. Вот тут и поможет первая строка опорной схемы (табл. 1), которая закрепит в сознании учащихся нужные темы и фундаментальные понятия.

Вторая строка в табл. 1 служит подготовкой к решению задач на части, так как показывает нечто целое в виде абстрактной и одновременно наглядной формы геометри­ческого круга или квадрата.

Третья строка в табл. 1 – это уже результат классификации задач по типам: I тип – нахождение дроби от числа, II – нахождение числа по его дроби, III – определение того, какую дробь одно число составляет от другого.

Естественно, что к такой классификации целесообразно приступать не сразу, а только после тренировки учащихся в решении задач каждого типа по отдельности.

Эти тренировки удобно проводить в виде практических работ.

 

Практические работы играют заметную роль в классах КРО, поскольку часто ослабленные дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе становит­ся опорой для его памяти.

Рассмотрим три практические работы по задачам каждого из I – III типов.

 

Практическая работа №1.

1. Начертите квадрат, занимающий 4 клетки тетради. Разделите его двумя раз­ными способами пополам. Закрасьте:  часть квадрата,  часть квадрата.

2. Начертите два прямоугольника размером  клеток. Первый прямоуголь­ник разделите на 10 частей и закрасьте  части прямоугольника. Второй прямоуголь­ник размером (размером  клеток) разделите на 5 частей и закрасьте  части прямоугольника. На каком прямоугольнике закрашена большая часть? Можно ли утверждать, что закрашенные части равны?

3. Начертите отрезок длинной 3 см. Обведите цветным карандашом  отрез­ка.

 

Практическая работа №2.

1. Какая часть каждой фигуры на рисунке заштрихована? не заштрихована?

 

 

 

2. Начертите прямоугольник размером  клеток. Разделите его на восемь рав­ных полосок. Заштрихуйте одну полоску синим цветом, а две другие – красным. Какая часть прямоугольника оказалась заштрихованной?

3. Начертите круг, разделите его на 4 равные части. Какая фигура окажется красной, если заштриховать красным карандашом  части круга?

 

Практическая работа №3.

1. На рисунке изображена  часть веточки с одинаковыми листочками. Дори­суйте всю веточку.

 

 

2. Ребята хотели построить большой кубик из нескольких маленьких. Они по­строили только  часть кубика и истратили маленьких кубиков столько, сколько их показано на рисунке. Сколько всего кубиков им придется израсходовать, чтобы завершить свою конструкцию?

 

 

 

3. Полоска бумаги размером  см. является  частью некоторого прямо­угольника, вырежьте из бумаги несколько таких полосок и составьте из них требуемый прямоугольник. Сколько всего полосок вам понадобилось?

 

В теме «Обыкновенные дроби» наиболее трудным оказывается тот момент, ко­гда приходится решать задачи I - III типов «вразбивку», т.е. когда учащиеся сами должны понять, к какому типу относится каждая новая задача. В этот момент целесообразно обра­титься к обучающей самостоятельной работе.

Текст такой работы рекомендуется давать со схемами - подсказками. Допус­тим, слева даётся текст задачи, а справа – схема условия. Прочитав задачу и рассмотрев схему - подсказку, ученик может обратиться к таблице и по её последней строке опреде­лить, к какому типу относится задача и как её решать. При таких подсказках процесс ре­шения заметно облегчается, но не заменяется бездумным переписыванием с доски, как это иногда происходит на обычных уроках.

 

 

 

 

Обучающая самостоятельная работа.

 

 

Турист за день прошёл 6 км. До обеда он прошел
всего пути. Сколько километров прошёл турист до обеда?

 

 

До обеда турист прошёл  намеченного пути, что
составило 6 км. Чему равен весь путь?

 

 

От посёлка до города 5 км. Турист прошёл 3 км. Какую
часть пути прошёл турист?

  1. За завтраком съели  торта, а за обедом -  торта.
    Весь ли торт съели?
  2. За самостоятельную работу  класса получили оценку «3»,
    остальные – «4» и «5». Какая часть класса получила

оценки «4» и «5»?

На следующем этапе можно предложить учащимся проверочную самостоя­тельную работу, при выполнении которой им нужно по тексту задачи нарисовать схему условия, определить по данной схеме тип задачи, а затем уже решить её.

Постепенно ребята учатся составлять свои схемы к условиям задач, а значит, глубже проникают в их смысл и становятся более смелыми в творческой работе.

Такая работа подводит итог первого этапа обучения решению задач на дроби, после которого последует этап обучения решению более сложных, комбинированных за­дач.

Новости

Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 37 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: