
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Стасив Наталья Анатольевна – Российская Федерация, г. Владивосток, МБОУ «СОШ № 39», учитель начальных классов первой квалификационной категории
Аннотация: В работе представлено использование стихотворных текстов на уроках русского языка как средство развития речи учащихся начальных классов.
На современном этапе развития общества одной из приоритетных задач школы является формирование у учащихся положительного отношения к обучению родному языку как языку познания и общения, который находит свое выражение в фонетике и интонации, лексике и словообразовании, морфологии и синтаксисе, а также в речи как продукте речевой деятельности.
Первым из условий речевого развития ребенка – это потребность в общения. Но общение возможно только с помощью слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.
Запоминаемость материала повышается, если он преподносится в стихотворной форме.На начальном этапе обучения часто используются различные рифмовки, которые выполняют своего рода роль подпорок для памяти.
В зависимости от роли рифмовок выделяют четыре группы [1].
«Рифмовки-запоминалки» – служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания. «Запоминалки» не подменяют правила учебника, а читаются задолго до знакомства с ними. Многократное чтение таких рифмовок позволяет легче усвоить любое орфографическое правило
«Рифмовки-тренажеры» – используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают внимание детей к орфограмме, служат средством накопления слов, иллюстрирующих то или иное правило.
«Рифмовки-контролеры»отличаются от других стихотворных упражнений тем, что служат они, как правило, средством контроля и самоконтроля для первоклассников, осваивающих первые умения и навыки правописания.
«Орфографические пятиминутки» выполняются, как правило, по завершении букварного периода, во втором полугодии. Проводятся они с первоклассниками устно в виде соревнования ‒ кто больше найдет орфограмм.
Использование стихов ‒ одно из наиболее эффективных средств при овладении русским языком. При чтении стихотворения учащийся видит осознанное использование лексики для передачи мысли автора и знакомится с различными функциями языка в общении.
На уроках русского языка можно использовать такие виды заданий, как свободные тексты:
- акростих и акротекст, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, являющиеся одновременно и таким видом работы, который можно использовать как настрой на урок, повышающий интерес к предмету.Стихотворные тексты и акростихи – литературная форма, стихотворение, в котором некоторые (в норме ‒ первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение) отличное подспорье для учителя в процессе обучения детей русскому языку в начальной школе [3].В процессе такой деятельности у детей формируется способность удерживать учебную задачу, они получают возможность для самовыражения, изучают правила написания акростиха, способы использования средств языка и речи для передачи информации.
Стихотворение Я+, которое пишется от лица какого-либо героя, после прочтения книги, просмотра фильма, от лица предметов окружающей среды.
Стихотворение с глубоким смыслом (по метафоре), состоящее из 6 характеристик, расположенных в следующей последовательности: цвет, вкус, запах, внешность, звук, качество переживаний.
«Эльфхен» (11-словие), стихотворение, состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках.
Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, представление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию.
Как учесть все стороны процесса усвоения орфографии? Как активизировать мотивационную, ориентировочную, исполнительскую и, наконец, контрольно-оценочную его грань? Как научить детей думать так, чтобы работа учителя опережала ещё не сделанные ими ошибки? Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык?
«Дитя не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи. Оно всегда будет страдать от этого коренного недостатка и при изучении всякого другого предмета», ‒ эти слова Константина Дмитриевича Ушинского, к сожалению, не потеряли актуальности и в наше время [5].
Необходимо помочь ему познать тайны орфографического языка, его особенности, красоту и системность. Главное ‒ чтобы они заставляли активно работать зрительную, слуховую и моторную память ученика. Несомненно, нужен интегративный подход к реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной с опорой на наглядно ‒ образное мышление учеников начальной школы.
Использование рифмованных упражнений поможет учителю оживить урок, сделать его не только познавательным, но и радостным для учеников. Рифмовки повысят их настроение, объединят и организуют своим ритмом, помогут многим почувствовать удовлетворение от работы и создадут желание идти по пути познания дальше [4, с. 18-21].
Развитие речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно дает плоды. Малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается [2, с. 180-182].
Таким образом, применение стихотворных текстов на уроках русского языка с учетом современных методик в условиях ФГОС способствует значительному повышению эффективности формированию развития речи у младших школьников.
Список использованных источников
1. Бетенькова Н. М. Орфография и грамматика в рифмовках. М.: ООО Издательство Астрель, 2014.
2. Белова Н. И. Развитие речи младших школьников на уроках чтения// Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2016. С. 180-183.
3. Бирюков С. Поэтический мастер-класс. Урок первый, акростишный [Электронный ресурс]. URL: http://www.topos.ru (дата обращения: 01.10.2020).
4. Давлятова Г. К. Русский язык – это интересно! Русский язык и литература. 2011. № 1. С. 18-21.
5. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах: Педагогическая библиотека. Серия Государственного учебно-педагогического издательства Наркомпроса РСФСР (Учпедгиз) и издательства. «Педагогика» [Электронный ресурс].URL: http://publ.lib.ru (дата обращения: 01.10.2020).