Статья «Свидетельства письменных источниково христианствев Бактрии – Тохаристане» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 января
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Поторочина Елена Владимировна
Должность:
Республика Узбекистан, г. Ташкент, Институт искусствознания Академии Наук РУз, научный сотрудник
 
Получено:
25.12.2020
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №12 (Vol. 76), 2020,25.12.20

УДК 930.85

Свидетельства письменных источниково христианствев Бактрии – Тохаристане

EvidencefromwrittensourcesaboutChristianityinBactria-Tokharistan 

 

Автор: Поторочина Елена Владимировна – Республика Узбекистан, г. Ташкент, Институт искусствознания Академии Наук РУз, научный сотрудник

Author: Potorochina Elena Vladimirovna-Republic of Uzbekistan, Tashkent, Fine Arts Institute Of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan, researcher

 

Аннотация: В статье представлен обзор  письменных исторических источников, известных современной науке. Приведены сведения сирийских, армянских и согдийских источников о распространении христианства в Бактрии – Тохаристане, начавшегося в середине I в. н.э.

Annotation: The article presents an overview of written historical sources known to modern science. The article presents information from Syriac, Armenian and Sogdian sources about the spread of Christianity in Bactria – Tokharistan, which began in the middle of the first century ad.

 

Ключевые слова: Бактрия, Тохаристан,Балх, письменные источники, христианство, распространение.

The keywords:Bactria, Tocharistan, Balkh, written sources, Christianity, spread

 

Бактрия (Бактриана– др. греч.; Бахло – Балх – бактр, персидс.) – историко-культурная область по обоим берегам Амударьи от Гиндукуша (Афганистан) до Гиссарского хребта (Узбекистан, Таджикистан). Столичный центр – город Бактры, позднейший Балх в Сев. Афганистане [12, с.16]. Название Тохаристан возникло после появления здесь тохаров одного из кочевых племен, вторгшихся и завоевавших в сер. II в. до н.э. Греко-Бактрию. Они образовали государствоКушан (I в.до н.э. – IV в. н.э.). В свою очередьКушанскую империю в V в. разгромили эфталиты (хионитыили белые гунны) и создали государство, включавшее Среднюю Азию, Афганистан, Северо-Западную Индию и часть Восточного Туркестана. В 60-х гг. VI в. тюрки завоевали государство эфталитов и утвердили свою власть в Центральной Азии, образовав Тюркский каганат (VI-VII вв.) [11, с. 14]. Затем, в VIII в. Тохаристан был завоеван арабами. Позже, в XII в. Чингисхан вел свои завоевательные войны, сокрушая все на своем пути.

Бактрия–Тохаристанэто буферное государство, обеспечивающее безопасность торговых путей, связывавших Иран с Индией и Китаем. Веротерпимость была необходимым условием в зоне постоянных контактов с соседями для поддержания дипломатических и торговых отношений. Потому вБактрия–Тохаристан спокойно соседствовали зороастрийцы, буддисты, манихеи, христиане, позже и мусульмане.

Данные из письменных источников, говорящих о распространении и истории христианства вБактрия–Тохаристаннемногочисленны, среди них сирийские, армянские и согдийские документы. О раннем христианстве в Бактрии (сер.I в. н.э.)сообщает сирийский новозаветный апокриф «Деяния Иуды Фомы апостола» (III в.)[8]. В нем описаны деянияапостола Фомы:как он достиг Индии не позднее 49 г. и проповедовал парфянам, мидийцам, персам, карманийцам, гирканийцам, бактрийцам и маргианам[2, с. 55-70]. На Востоке постол Фома именовался– МарАммо – в сирийской транскрипции, МарАму– в древнетюркской VII-X вв., что означает св. Фома [3, с. 42]. Его образ был настолько известен, и апокрифические предания были популярны как среди христиан, так и среди гностиков и манихеев, так, что фигура Фомы стала культовой, так что они «изобретают» маршрут его миссии и даже находят его могилу [3, с. 11-60]. Фоме, согласно традиции выпал жребий идти в «страны индийские» [8]. Точного описания маршрута в «Деяниях» нет, возможно, он проходил по Великому индийскому пути.

Судя по ряду источников, Великий индийский путь стал первой в истории цивилизации трансконтинентальной трассой, соединявшей восток и запад – Средиземноморье, Южный Кавказ, Среднюю Азию, Индию и Китай. [13, с. 10]. Путь был комбинированным – одна часть его проходила по суше, другая – по рекам, третья – по морям.Он начинался, вероятнее всего, в столице Гандхары –Таксиле (северо-запад Индии), затем через Гиндукуш выходил в Бактрию и в долину Окса (Амударьи).Другая часть этой дороги шла из Гандхары по Кабулдарье Бадахшан, а далее в Окс (Амударью). Обе части этого пути соединялись в Келифе, откуда дорога вновь разветвлялась. Одна ее ветвь по Оксу (Амударье) приводила в Хорезм, а затем через Саракамыш по Узбою в Каспийское море. Другая шла от Окса(Амударьи) по КелифскомуУзбою, приводила в Каспийское море. Ветвь этой дороги от Маргианы через Парфиену шла в Дахистани Гирканию, в долины Атрека и Горгана и также выводила к Каспийскому морю. [13, с. 7-8].Исходя из текста «Деяния Иуды Фомы апостола», апостол Фома, который по пути в Индию «проповедовал парфянам, мидийцам, персам, карманийцам, гирканийцам, бактрийцам и маргианам» был доставлен в Гандхару[8], а затем, согласно преданиям, на Малабарское побережье Индии, где до сих пор живут христиане, называемые, марфомитами, то есть последователями святого апостола Фомы. И так как большая часть пути проходила по Оксу (Амударье), возможно, в память и почитание Апостола Фомы (МарАму – др. тюркс.)нашло отражение в топонимике, так что река Окс (греч.) – Джейхун (араб.) получила название: Амударья  – «Река Фомы».

На Амударье (Оксе) было, по-видимому, широко развито судоходство и в разных ее местах, возможно, находились речные порты с большим количеством судов: один – в Хорезме, предположительно у Ходжейли, второй – в Бактри, и, вероятно, у переправ Шуроб или Чушка-Гузар, третий –в Келифе. [13, с. 43]. Продвигаясь по такому сложному пути, не удивительно, что с Апостолом Фомой происходили различные приключения, и появлялась возможности проповедовать и творить чудеса, так, что многие уверовали.

Еще один из ранних сирийских документов, свидетельствует о присутствии христиан в Бактрии «Книга законов стран» (196 г.), составленная Бардесаном(154-222), где он писал о христианах, практически, по всей Персидской империи: «Мы, христиане, носим имя Мессии. Что касается наших обычаев, наши братья воздерживаются от всего, что противоречит их вероисповеданию…, Парфянские христиане не берут двух жен…. Наши бактрийские сёстры не вступают в связь с чужаками.… Персы не женятся на своих дочерях. Мидяне не бросают в пустыне своих умирающих родственников и не хоронят их заживо» [1] Этот источник явно указывает на то, что уже во II в. в Бактрии были христианские общины.Бардесан, один из сирийских ученых, обращенных в христианство, жил при дворе царей Осроены и преподавал в Эдесской богословской «школе персов» [6, с. 16], где, вероятно, и повстречал бактрийцев.

В надписи верховного жреца Картира (ок. 280 г.), служившего в III в. при дворе четырех сасанидских монархов, преследуемые им христиане передаются двумя приведенными рядом терминами KLSTYD N («христиане») и N CL Y («назореи», т.е. мандеи), Оба термина заимствованы из сирийского языка (kristiānē и nazurayē соответственно) Третий, собственно иранский термин (среднеперс. tarsāg, согд. tarsāq, новоперс. tarsā «богобоязненный») В Деяниях несторианских соборов христиане обозначаются собирательным термином mehaymanē («верующие») [7, с. 6].В другом источнике «Хроники Адиабенской церкви» сообщается, что общины христиан в Хорасане обосновались уже в IIIв.. Автор пишет, что в год завоевания персами «всего Востока» во всех землях Запада и Востока было множество христиан [7, с. 8].

О христианстве среди эфталитов и их союзе с армянами.О распространении христианства из Ирана «до страны Кушанов», а оттуда «на юг до Индии» в V в. сообщает армянский историк Егише в книге «О Вардане и войне армянской».Он сообщает, говоря о царствовании персидского царя Шапура II (309 – 379 г.),…в главе третьей «О единодушии святой общины церковной», описывает совместную борьбу армян и эфталитов против персов.Егише пишет: «инисколько не помедлили клятвенно вступить в договор по обрядам их законов, приняли на себя клятву христиан – с твердостью хранить с ними единство» [11, с. 13].А.Х. Тер-Мкртичян(Армянские источники о Средней Азии V–VII вв.) указывает, что в союзе между армянами и эфталитами, направленном против персов-зороастрийцев, немаловажную роль сыграло то обстоятельство, что эфталиты «приняли на себя клятву христиан» [11, с.13-14]. Эти данные о принятии христианства эфталитами свидетельствуют о том, что союз эфталитови армян основывался на христианстве – их общей религии. Эфталиты оказали армянам помощь в их войне с персидскими завоевателями Во время правления персидского царя Йездигерда II (438–457 гг.).Сирийские источник «История Мар Абы» упоминают о том, что патриарх Map Аба I в 549 г. послал к эфталитам, проживавшим на обоих берегах Амударьи и в Бактрии, по их просьбе епископа. Где находилась резиденция эфталитов, неизвестно [1]. А позже, когда эфталитов на политической арене сменили тюрки, в 644 г. мервский митрополит Илья обратил в христианство тюркского кагана со всем его войском «по ту сторону Амударьи» [1]. О многочисленных церквах у бактрийцев, гуннов, персов и индийцев упоминает в середине VI века КозьмаИндикоплов [2, с.14].

Еще один письменный источник по истории христианства в Бактрии в III–IV вв. – согдийский вариант «Преданий о Бар Шабе» рассказывает о его широкой деятельности по устройству митрополии в юго-восточной части империи Сасанидов: в области Фарс и оттуда в Гурган и в область Тус, в Абаршахр, и в Ceрахс и Мерврод, и в Балх и в Герат, и в Систан, где он поселил служащих братьев и сестер [5, с. 64-65]. Влияние Мерва, как христианского центра, в то время было весьма значительным. Судя по этому источнику, в Бактрии (Балхе и Герате) производилось обширное строительство. Бар Шаба «купил землю и воду и построил крепости, постоялые дворы и дома, и заложил сады. … Он возвел там Божьи дома и подготовил все, что нужно» [5, с. 65-69]. До сих пор среди ученых идут дискуссии о времени жизни Бар Шабы. Одни  придерживаются точки зрения,  что история мервской церкви должна начинаться именно с середины III века во времена правления Шапура I (240/243 — 272/273 г.) [4]. Другие, утверждают, что епископ Бар Шабба служил в Мерве в конце IV в. н.э., в царствование Шапура II(309 – 379 г.) [10, с. 164-170]. Это частный вопрос, возможно, в ближайшее время разрешится.

Успех христианства в Хорасане подтверждается археологическими данными.В первые десятилетия Vв. Мерв превратился в крупный центр восточного христианства и чеканил собственные монеты с изображением ЙездигердаI(399-420)на лицевой сторонеи с равноконечным крестом – на оборотной [9, с. 36-37].

Сведений о процессе христианизации вБалхе,его названия в деяниях соборов не встречается. Хотя к V—VI вв. появление христианских общин на большей части территории Сасанидского государства стало реальностью,. В то же время, отсутствие епископа или митрополита среди участников собора не всегда означало, что в той или иной провинции нет христианской общины. Данные нумизматики с христианским символом – крестом произведенные в Абаршахре, Герате, Мерве и Балхесвидетельствуют о присутствии и влиянии христианства. Сасанидские драхмы, чеканенные в разные годы правления Хормузда IV (579-590) и во второй год Варахрана VI(590-591), т. е. с 581 по 591 гг., и отмеченные четким изображением креста рядом с зороастрийскими символами[7, с. 114].

Итак, в сведениях исторических источников – сирийских, армянских, согдаийских приводятся прямые или косвенные сведения о присутствии христиан в историко-культурной области Бактрия-Тохаристан. Свидетельства письменных источников подтверждаются данными нумизматики, которые подтверждают политическое и экономическое влияние христианства. Сведения письменных источников и археологические исследования о христианстве в Бактрии – Тохаристане представляют интерес с точки зрения культуры, как материальной, так и духовной.

 

Список литературы

1.                  MarkDickens, 2001 “Nestorian Christianity in Central Asia” (pdf), https://www.academia.edu/398258/Nestorian_Christianity_In_Central_Asia

2.                  Koshelenko G., Bader A., Gaibov V., 1995. “The Beginnings of Christianity in Merv” in  Iraniea Antigua. Vol. XXX, 55-70.

3.                  Абдуллаев Е.В. Очерки культуры доисламской Центральной  Азии: религия, философия, право. – Ташкент,1998.

4.                  Бадер А. Н., Гаибов В. А., Кошеленко Г. А. Мервская митрополия //Традиции и наследие христианского Востока: Мат. междунар. конф. – М., 1996. –  С. 85-94. Библиотека Якова Кротова. – URL:  http://yakov.works/library/02_b/ad/er.htm, (дата обращения 21.05.2017)

5.                  ДревнийМерв в свидетельствах письменных источников. / Сост.: Кошеленко Г.А., Губаев А. и др. – Ашгабат: Юрт. 1994.

6.                  Залесская В.Н. Искусство  мелькитов и  инославных  христиан. Введение // Христиане на Востоке. СПб: Славия. 1998. [Электронный ресурс]: URL: http://kronk.spb.ru/library/zalesskaya-vn-1998.htm. (дата обращения 06.09.2019).

7.                  Колесников А.И. Христианство в Восточном Иране (Хорасане) и в регионах Центральной Азии в III-VIII вв. // Иран-Наме1-2(33-34) 2015. – С. 5-23.

8.                  Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М.: Присцельс, 1997. 455 с. / Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Деяния Иуды Фомы апостола. [Электронный ресурс]: Библиотека Гумер - апокрифы.  URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Dejan_IudFom.php.  (Датаобращения 19.09.2019).

9.                  Никитин А. Б. Христианские монеты сасанидскогоМерва // Византия и христианский Восток: Тезисы научной конференции памяти А.В. Банк. – СПб: Государственный Эрмитаж, 1999

10.              Никитин А.Б. К истории христианства в Мерве // Проблемы истории, филологии, культуры. В честь 80-летия Г.А. Кошеленко. – М.; Магнитогорск; Новосибирск: ЗАО «МДП», 2015. – С. 164-170.

11.              Подгорнов Прот. Георгий Очерк истории христианства в Средней Азии (I–XV вв.) Восток Свыше. 2015, № 1 (XXXVI). С. 13-21. –URL: https://studylib.ru/doc/2073604/vostok-svyshe-xxxvi-N-1, (дата обращения 20.07.2019)

12.              Ртвеладзе Э. Цивилизации, государства, культуры Центральной Азии. – Ташкент: Университет мировой экономики и дипломатии. 2005.

13.              Ртвеладзе, Э. В. Великий индийский путь: из истории важнейших торговых дорог Евразии. —  СПб.: Нестор-История, 2012.

 

List of references:

1.         Mark Dickens, 2001 “Nestorian Christianity in Central Asia” (pdf), https://www.academia.edu/398258/Nestorian_Christianity_In_Central_Asia

2.         G.Koshelenko, A.Bader,V.Gaibov, 1995. “The Beginnings of Christianity in Merv”.inIraniea Antigua. Vol. XXX, 55-70.

3.         E.V. AbdullaevOcherkikul'turydoislamskojCentral'nojAzii: religija, filosofija, pravo. – Tashkent, 1998.

4.         Bader A. N., Gaibov V. A., Koshelenko G. A. Mervskajamitropolija //TradiciiinaslediehristianskogoVostoka: Mat. mezhdunar. konf. – Moscow, 1996. – Р. 85-94. BibliotekaJakovaKrotova. – URL:  http://yakov.works/library/02_b/ad/er.htm.

5.         DrevnijMerv v svidetel'stvahpis'mennyhistochnikov. / Ed.: Koshelenko G.A., Gubaev A. – Ashgabat: Jurt. 1994.

6.         Zalesskaja V.N. Iskusstvomel'kitoviinoslavnyhhristian. Vvedenie // HristianenaVostoke. Sankt-Peterburg: Slavija. 1998. URL: http://kronk.spb.ru/library/zalesskaya-vn-1998.htm.

7.         Kolesnikov A.I. Hristianstvo v VostochnomIrane (Horasane) i v regionahCentral'nojAzii v III-VIII vv. // Iran-Name 1-2(33-34) 2015. – Р. 5-23.

8.         Meshherskaja E. Apokrificheskiedejanijaapostolov. DejanijaIudyFomyapostola URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Dejan_IudFom.php. 

9.         Nikitin A. B. HristianskiemonetysasanidskogoMerva // VizantijaihristianskijVostok: Tezisynauchnojkonferenciipamjati A.V. Bank. – Sankt-Peterburg: GosudarstvennyjJermitazh, 1999.

10.       Nikitin A.B. K istoriihristianstva v Merve // Problemyistorii, filologii, kul'tury. V chest' 80-letija G.A. Koshelenko. – Moscow; Magnitogorsk; Novosibirsk: ZAO «MDP», 2015. – P. 164-170.

11.       Podgornov Prot. GeorgijOcherkistoriihristianstva v SrednejAzii (I–XV vv.) VostokSvyshe. 2015, № 1 (XXXVI). P. 13-21. – URL: https://studylib.ru/doc/2073604/vostok-svyshe-xxxvi-N-1, 12.       Rtveladze Je. Civilizacii, gosudarstva, kul'turyCentral'nojAzii. – Tashkent, 2005.

13.       Rtveladze, Je. V. Velikijindijskij put': izistoriivazhnejshihtorgovyhdorogEvrazii. —  Sankt-Peterburg: Nestor-Istorija, 2012.

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2021 ГОДА. Уже 16 статей приняты.
Журнал №12 (Vol. 76) вышел в свет 25 декабря 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2020 ГОДА. Уже 62 статьи приняты.
Журнал №11 (Vol. 75) вышел в свет 25 ноября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2020 ГОДА. Уже 76 статей приняты.
Журнал №10 (Vol. 74) вышел в свет 25 октября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2020 ГОДА. Уже 29 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 73) вышел в свет 25 сентября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2020 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №8 (Vol. 72) вышел в свет 25 августа 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2020 ГОДА. Уже 33 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 71) вышел в свет 25 июля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2020 ГОДА. Уже 39 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 70) вышел в свет 25 июня 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2020 ГОДА. Уже 38 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 69) вышел в свет 25 мая 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2020 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 68) вышел в свет 25 апреля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2020 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №3 (Vol. 67) вышел в свет 25 марта 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2020 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 66) вышел в свет 25 февраля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2020 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 65) вышел в свет 25 января 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2020 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №16 (Vol. 64) вышел в свет 25 декабря 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2019 ГОДА. Уже 88 статей приняты.
Журнал №14 (Vol. 63) вышел в свет 25 ноября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 51 статья приняты.
Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: