Статья «Возможности использования метода социодрамыЯ. Л. Морено на занятиях по дисциплине «Философия»» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 октября
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Сахатский Алексей Геннадьевич
Должность:
Российская Федерация, г. Уссурийск, ФГБОУ ВО Приморская государственная сельскохозяйственная академия, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин
 
Получено:
24.06.2020
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №6 (Vol. 70), 2020,25.06.20

УДК 101

Возможности использования метода социодрамыЯ. Л. Морено на занятиях по дисциплине «Философия»

The possibility of using the method of sociodrama J. L. Moreno in the classroom for the discipline "Philosophy»

Автор: Сахатский Алексей Геннадьевич - Российская Федерация, г. Уссурийск, ФГБОУ ВО Приморская государственная сельскохозяйственная академия, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин

Author: Alexey G. Sakhatsky - Russian Federation, Ussuriysk, Primorsky state agricultural Academy, head of the Department of philosophy and social and humanitarian disciplines

Аннотация: Встатье обсуждается возможность использования метода социодрамы Я.Л. Морено в преподавании философии. Предлагается вариант разработки плана семинарского занятия с его применением.

Annotation:The article discusses the possibility of using the method of sociodrama J. L. Moreno in the teaching of philosophy. A variant of developing a workshop plan with its application is proposed. 

Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, метод социодрамы, план проведения семинарского занятия по философии.

The keywords: independent work of students, the method of sociodrama, the plan for conducting a seminar on philosophy.

 

Одной из задач современного обучения в вузе является развитие культуры самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная, внеаудиторная работа имеет как универсальную специфику, присущую всем учебным дисциплинам, так и особенности, соответствующие специфике каждой учебной дисциплины. Важнейшей спецификой дисциплины «Философия», имеющей значение для её преподавания, является рефлексия, направленность философского мышления на самого себя. Поэтому реализация результатов самостоятельной работы обучающихся в аудиторной форме предполагает, прежде всего, творческое обсуждение того учебного материала, который предлагается преподавателем в качестве учебного для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям. Формы самостоятельной работы могут быть различными: подготовка ответов на поставленные вопросы, в том числе проблемного характера, сообщения, доклады, рефераты (универсальные, присущие и другим дисциплинам формы), а также чтение фрагментов оригинальных философских текстов (специфическая форма). В связи с этим самыми распространенными видами семинарских занятий будут развернутая беседа по озвученным в аудитории текстам, их обсуждение, теоретическая конференция и т.п. В таких вариантах взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы главная задача заключается в поиске «золотой середины» между учебным материалом, который необходимо усвоить студентам, и их собственными размышлениями, рефлексией над философским материалом. Проблема преподавания здесь заключается в следующем: собственные размышления – это неотъемлемая часть личностной стороны обучающихся, но они должны быть встроены в контекст философских традиций. Поэтому семинарские занятия должны в этой ситуации сочетать как четко запрограммированный сценарий, так и возможность для импровизаций, множественности интерпретаций учебного материала. И здесь традиция «проблемного» преподавания дисциплины оказывается недостаточной. Гораздо адекватнее выглядит ситуация создания «творческой мастерской», что, в свою очередь, требует разработок и использования нетрадиционных форм проведения занятий. Одной из таких форм может быть социодрама. Ниже предлагается теоретическое обоснование и пример разработки семинарского занятия в форме социодрамы.

Социодрама — метод, разработанный Я. Л. Морено для решения социальных проблем индивида или сообщества. Морено - автор ролевой теории, согласно которой роли не рождаются из человеческого "Я", наоборот, из ролей появляется, вырастает "Я". Целями социодрамы являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов. В социодраматическом действии раскрываются, анализируются и проигрываются индивидуальные и коллективные представления и отношения. Каждая роль из всего возможного репертуара ролей, как считал Морено, является комбинацией личных и коллективных элементов. В социодраме материалом, поставляющим потенциальные проблемы или конфликтные ситуации, является групповая дискуссия, которая длится вплоть до идентификации  адекватной проблемы. Как поясняет Р. Золотовицкий, социодраматическая игра должна содержать три обязательных фазы в своём развитии – разогрев, действие и консервацию. Процесс-анализ (4-я фаза) желателен, но не обязателен [1].

С точки зрения учебных целей социодрама даёт возможность: 1) увидеть и осознать вечные социально-мировоззренческие сюжеты и глубинные внутренние конфликты; 2) соприкоснуться с силой и мудростью классических философских систем; 3) через индивидуальное переживание получить новые знания по истории философии; 4) через игру раскрыть внутренние ресурсы творческого отношения к учебному материалу; 5) обучить участников «мозговому штурму» поиска альтернативных вариантов объяснения сложных мировоззренческих проблем.

Пояснения по поводу формы подготовки обучающихся к занятию:

Во время самоподготовки обучающихся накануне занятия преподаватель проводит пояснительную беседу, где обращает внимание на ключевые моменты прочитанной лекции по данной теме, рассказывает об особенностях формы проведения занятия, распределяет между обучающимися роли, даёт соответствующие тексты для монологов и выступлений на занятии, делает к ним необходимые комментарии, объясняет особенности подготовки к воспроизведению данных текстов перед аудиторией.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Пояснение: так как социодрама осуществляется по своему специфическому сценарию, элементы  которого не совпадают со стандартным планом проведения семинарского занятия, то нижеизложенный ход занятия представлен в виде соответствующих этапов социодрамы.

I. Разогрев

Объявление темы и постановка проблемы, инструкция к действиям обучающихся.

Тема социодрамы – философия и судьба философа в античном мире.

Постановка проблемы: Человек и общество находились и находятся в ситуации сложных и противоречивых отношений, особенно драматичны взаимоотношения философа и общества. Так как философ по роду своей деятельности оценивает существующие в его окружении особенности жизни людей с позиций высших ценностей и предлагает свой вариант изменения жизни в соответствии с этими ценностями, то это всегда приводит к конфликту между человеческой массой и творческой личностью. В разные эпохи этот конфликт имеет разные оттенки, но наиболее ярко он раскрылся в период классической древнегреческой философии. Наша задача на сегодняшнем занятии – проиграть различные варианты, как исторически имевшие место, так и имевшие возможность быть, взаимоотношений философа и общества в античном мире. Эта игра преследует несколько целей: 1) выявить как универсальные, так и присущие каждому из философов античной классики, элементы мировоззрения и их взаимосвязь с жизненной судьбой Сократа, Платона и Аристотеля; 2) определить обоснованность их философских концепций (истинность, ценность, значение) с точки зрения: а) современников философов; б) философов ХIХ – ХХ веков; в) наших современников.

Инструкция к действиям обучающихся на занятии:

1. Игрой руководит преподаватель, но четкого сценария игры нет и в социодраме быть не может, так как с вашей стороны предполагается импровизация и творческое участие в игре.

2. Задача обучающихся, произносящих монологи от лица Сократа, Платона, Аристотеля – попытаться эмоционально вжиться в их образы и максимально убедительно произнести их речь.

3. Задача обучающихся, выступающих с аналитическими текстами от лица философов ХIХ – ХХ веков В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева – чётко и акцентировано изложить их взгляды.

4. Задача остальных обучающихся – задавать вопросы после каждого выше обозначенного выступления античных философов с позиций их современников, а затем с позиций наших современников, полемизировать, спорить с ними; после каждого выступления от лица философов ХIХ – ХХ веков задавать вопросы им, полемизировать с ними с позиций наших современников. Приветствуется, поощряется не только личная точказрения полемизирующего обучающегося, но и «примеривание» на себя определенных типичных «масок», стандартных позиций и т.п.

5. Задача отвечающих обучающирхся от лица Сократа, Платона, Аристотеля, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева – «вжиться» в свою роль так, чтобы максимально возможно отвечать на полемику именно от лица своих персонажей.

II. Фаза действия

Сцена 1.

Монолог Сократа о себе.

Преподаватель: какие есть вопросы к Сократу у его современников?

(Вопросы – ответы).

Преподаватель: Предлагаю современникам Сократа полемизировать с ним в следующем направлении: Соответствует ли поведение и выступление Сократа в суде его собственному мировоззрению? Мог ли Сократ иметь другую судьбу, если «да», то при каких условиях? (Выступления полемизирующих).

Сцена 2.

Монолог Платона о себе.

Преподаватель: какие есть вопросы к Платону у его современников?

(Вопросы – ответы).

Преподаватель: Предлагаю современникам Платона полемизировать с ним в следующем направлении: Изменится ли общество, если каждый человек поймет необходимость своего нравственного совершенствования и начнет осуществлять его?

 (Выступления полемизирующих).

Сцена 3.

Монолог Аристотеля о себе.

Преподаватель: какие есть вопросы к Аристотелю у его современников?  (Вопросы – ответы).

Преподаватель: Предлагаю современникам Аристотеля полемизировать с ним в следующем направлении: Если Перводвигатель космоса устроил его разумно и гармонично, то чем можно объяснить наличие в жизни человеческой глупости?

(Выступления полемизирующих).

Сцена 4.

Аналитический текст работы В.С. Соловьева о Сократе и Платоне.

Преподаватель: Какие есть вопросы к В.С. Соловьеву у наших современников? (Вопросы – ответы).

Преподаватель: Предлагаю нашим современникам полемизировать с В.С. Соловьевым в следующем направлении: Если философия Сократа и Платона так непосредственно связана с их личной судьбой, то какое право имеет вообще любой философ утверждать свои взгляды как универсальные, приемлемые для всех людей?

(Выступления полемизирующих).

Сцена 5.

Аналитический текст работы П.А. Флоренского о Платоне.

Преподаватель: Какие есть вопросы к П.А. Флоренскому у наших современников? (Вопросы – ответы).

Преподаватель: Предлагаю нашим современникам полемизировать с П.А. Флоренским в следующем направлении: Если Платон смог выразить особенности мировоззрения подавляющей части человечества, то почему идеал Платона о высокодуховном человеке не получил своего массового воплощения ни в истории, ни в современном обществе?

(Выступления полемизирующих).

Сцена 6.

Аналитический текст работы А.Ф. Лосева об Аристотеле.

Преподаватель: Какие есть вопросы к А.Ф. Лосеву у наших современников? (Вопросы – ответы).

Преподаватель: Предлагаю нашим современникам полемизировать с А.Ф. Лосевым в следующем направлении: Если философ (и Аристотель в том числе) так непосредственно связан со своей эпохой, то как можно говорить о том, что философия имеет вневременной характер, что она имеет прямое значение для формирования мировоззрения современного человека?

(Выступления полемизирующих).

III Завершение

По желанию вызываются студенты (4 -5 человек), которым предлагается закончить то, что, по их мнению, не было закончено в логическом, смысловом или эмоциональном плане по следующим проблемам:

Должен ли был Сократ воспользоваться возможностью побега из Афин, чтобы избежать своей смерти? Каким бы он стал, если бы совершил побег?

Должны ли быть прощены или оправданы судьи Сократа?

Можно ли дать характеристику жизненной драмы Платона как причины его идеализма с позиции В.Соловьева, если учитывать теорию П.Флоренского об общечеловеческом характере идеализма?

С точки зрения этики Аристотеля что нужно было говорить и делать Сократу и затем Платону в ключевые моменты их жизни?

Мог ли Бог (Перводвигатель, «Форма всех форм» Аристотеля) вмешаться и исправить жизненную ситуацию Сократа? Если «да», то как бы это выглядело?

 

Список используемой литературы:

1.                  Золотовицкий Р. Организационная арттерапия и тренинг: социодрама и социометрия в работе с организациями. — М.: Морено-Институт, 2003.

 

List of references:

 

1. Zolotovitsky R. Organizational art therapy and training: sociodrama and sociometry in working with organizations. - Moscow: Moreno-Institut, 2003.

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2020 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №9 (Vol. 73) вышел в свет 25 сентября 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2020 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №8 (Vol. 72) вышел в свет 25 августа 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2020 ГОДА. Уже 33 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 71) вышел в свет 25 июля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2020 ГОДА. Уже 39 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 70) вышел в свет 25 июня 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2020 ГОДА. Уже 38 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 69) вышел в свет 25 мая 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2020 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 68) вышел в свет 25 апреля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2020 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №3 (Vol. 67) вышел в свет 25 марта 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2020 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 66) вышел в свет 25 февраля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2020 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 65) вышел в свет 25 января 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2020 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №16 (Vol. 64) вышел в свет 25 декабря 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2019 ГОДА. Уже 88 статей приняты.
Журнал №14 (Vol. 63) вышел в свет 25 ноября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 51 статья приняты.
Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: