
УДК 373.3
Информационно-коммуникативные технологии
в работе современного учителя
Information and communication technologies
in the work of a modern teacher
Автор: Шергина Надежда Александровна – Астраханская область, Приволжский район, МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ», учитель начальных классов
Author: Shergina Nadezhda Aleksandrovna - Astrakhan region, Privolzhsky district, MBOU "Kirpichnezavodskaya SOSH", teacher of primary classes
Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи являются информационно-коммуникативные технологии, обусловленные требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Annotation: The subject of consideration of this article are information and communication technologies, conditioned by the requirements of the new state educational standard of primary general education.
Ключевые слова: компьютерные технологии, ИКТ, начальное общее образование
The keywords: сomputer technologies, ICT, primary general education
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь и каждый современный образованный человек, а тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным. Введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Использование компьютера в учебном процессе – это попытка предложить один из путей, оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Это способствует развитию логического мышления, интеллектуальной и творческой одаренности, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса.
Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, помощник в обработке практических умений обучающихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах обучающихся.
Использование в обучении информационно-коммуникационных технологий позволяет:
- развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
- усиливать мотивацию учения и активно вовлекать обучающихся в учебный процесс.
Процесс обучения станет наиболее эффективным, если наряду с устной и письменной речью будет использован компьютер. У младших школьников наиболее развито наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный).
Основные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:
- компьютерный класс;
- один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
- компьютер в библиотеке школы, у обучающегося дома.
Какова же роль учителя на уроке с использованием ПК? Компьютер, конечно, не заменит учителя или учебник, но коренным образом может изменить характер педагогической деятельности. Введение ПК расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым обучающимся);
- повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
- средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
- возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных программ:
1. Учебные программы используются преимущественно при объяснении нового материала для максимального его усвоения.
2. Программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучающихся.
3. Контролирующие программы – для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).
5. Информационно – справочные программы – для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список используемой литературы:
1.Ефимова В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009, № 2
2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.: ИИО РАО, 2010
3.Казакова А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещения, 2016