
г. Москвы
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории
Александрова Марина Ивановна – учитель и истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1240 |
Aleksandrova Marina Ivanovna is – teacher history and obshchestvoznaniya GBOU SOSH № 1240 g. Moscow |
В статье рассматриваются возможности проведения уроков истории с применением различных электронных образовательных ресурсов |
In the article the possibilities of conducting the lessons of history with the application of different electronic educational resources are examined |
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; универсальные учебные действия; планируемые результаты |
The keywords: electronic educational resources; universal training actions; the planned results |
Образовательные организации уже в полном объеме перешли к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Важной задачей реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий учащихся. Приведу фрагмент из этого документа: «Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:
- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ».
Конечно же, для проведения современного результативного урока, в котором учащиеся проявят свои умения и навыки, требуется нестандартный подход. Отличным подспорьем для организации системно-деятельного подхода в образовательном процессе является применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)- http://www.fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru
В 2015 году я окончила курсы повышения квалификации «Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО (целевая программа для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО». ГАОУ ВПО МИОО, 108 ч. И хотела бы поделиться впечатлениями и информацией.
Очень удобно, что на сайте ФЦИОР интерактивные мультимедиа продукты различаются по направленности: модуль информационный (И), практический (П) и контрольный (К). На разных этапах урока можно наглядно, эффектно или объяснить, или проконтролировать материал.
На курсах в рамках итоговых работ мною был составлен план урока по теме «Борьба Руси с западными завоевателями», материалы которого я представляю.
Борьба Руси с западными завоевателями ___________________
|
ФИО (полностью) |
Александрова Марина Ивановна |
|
Место работы |
ГБОУ школа 2055 |
|
Должность |
учитель |
|
Предмет |
история |
|
Класс |
6 |
|
Тема и номер урока в теме |
Борьба Руси с западными завоевателями, 2 урок из 5 |
|
Базовый учебник |
Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века |
Цель: формирование представления о причинах экспансии крестоносцев на Русь, систематизация знаний об этом периоде, формирование личного отношения к проходившим событиям и личностям, развитие навыков исторического анализа, формирование понимания взаимовлияния исторических событий
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- формирование личного отношения к проходившим трагическим событиям той эпохи и героическим личностям, оценивание своих учебных достижений, развитие навыков самостоятельной и групповой работы
Метапредметные результаты
учащиеся совершенствуют умения:
- извлекать ЭОР и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;
- представлять информацию в различном виде;
Предметные результаты
Учащиеся должны видеть взаимосвязь исторических явлений, применять теоретические знания в работе по заданиям учебника и карт, знать терминология и хронологию
Тип урока -Комбинированный урок изучения нового материала с использование ЭОР
Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование -проектор, компьютеры, ЭОР с сайта ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru,
Структура и ход урока
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
1 |
актуализация знаний учащихся полученных ими по теме «Нашествие монголо-татар» |
1 |
Учитель предлагает правильно расставить события под соответствующие даты в таблице модуля «вспомним изученное» и корректирует ответы |
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу модуля |
3 |
2 |
Введение нового материала о Невской битве и Ледовом побоище |
2 |
Демонстрирует модуль ресурса и организует первичное закрепление знаний: задаёт вопросы, с целью выявления восприятия изученного материала. |
Отвечают на вопросы и записывают даты и значение битв в тетрадь |
15 |
3 |
Введение нового материала |
3 |
Дополняет сведения об Александре Невском и показывает ордена в честь князя |
Воспринимают информацию об А.Невском |
5 |
4 |
Закрепление материала и проверка знаний |
4 |
Организует работу по выполнению модуля с целью контроля и коррекции знаний при изучении нового материала. Управляет работой учащихся с модулем, проверяет результаты.
|
Индивидуально работают с модулем и отвечают на вопросы ( отмечают освобожденные города, располагают войска, определяют снаряжение русских и тевтонских воинов и т.д.)
|
15 |
5 |
Выводы и д/з |
|
Формулирует выводы |
Фиксируют выводы |
2 |
Приложение к плану-конспекту урока
_____________ Борьба Руси с западными завоевателями _______
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
ЕК ЦОР |
П* |
таблица |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/358f0a60-afec-4836-842d-d254f7357260/view/ |
2 |
ЕК ЦОР |
И* |
Карта, видеоролик |
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/358f0a60-afec-4836-842d-d254f7357260/view |
3 |
ЕК ЦОР
|
И* |
Орден Святого Александра Невского 1725г. и Орден Александра Невского 1942г. |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0423fadc-727a-436d-8d7e-182c160aecf3/28A_07.jpg
http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html
|
4 |
ФЦИОР |
П* |
Карта, иллюстрации, текст |
http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishche.html |
*П – практический урок , И – информационный урок
Электронные ресурсы дают возможность самим учащимся, имея некоторую базу знаний, самостоятельно заняться познавательной деятельностью и проверить свои результаты в классе и дома. Вот, например, в 6 классе рекомендую использовать или рекомендовать детям ресурс «Рыцарский турнир » (http://fcior.edu.ru/download/21503/rycarskiy-turnir.html), который «предназначен для закрепления
знаний по теме Средние века. Рассматриваются вопросы истории рыцарства. Уделяется внимание экипировки, снаряжения, принципов средневекового рыцарства». Самое интересное, что учащимся предлагается в игровой форме поучаствовать в Рыцарском турнире».
Помимо ресурсов в ФЦИОР есть и другие увлекательные ЭОР, например:
Создание кроссворда в программе Hot Potatoes. Особенно интересна это программа при повторении пройденных тем.
Вписав имя, т.е. название кроссворда, нужно вписать несколько терминов по конкретной теме, дать им определения, выбрать вид оформления в цветовой гамме и получим готовый свой собственный кроссворд. При этом проверяется и знание материала, и терминология.
Программа Wordle.net позволяет создать необычные облака ключевых слов из текста. Облако выделяет слова, которые чаще встречаются в исходном тексте. Можно настроить различные шрифты, макеты и цветовые схемы облака. Данное облако составлено из текста о Иване Грозном.
Курсы повышения квалификации позволили мне лучше освоить и другие программы: Живая родословная - анализ родословных , Хронолайнер - развитие хронологических предст авлений, Movie Maker монтаж фильмов и, конечно же, Цифровые карты.
Выводы:
Широкое внедрение различного рода ЭОР в практику современной школы – это и широкомасштабная реализация прогрессивных педагогических технологий, и увеличение роли самостоятельности обучающихся, их коопераций и индивидуализации при выполнении учебных задач. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Список используемой литературы:
1.Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЭОР) : www.school-
2.Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 г. № 1897.
4. Курсы «Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО (целевая программа для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО». ГАОУ ВПО МИОО.
5. «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА» Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. - «Реализация нового поколения ФГОС посредством формирования универсальных учебных действий». Александрова М.И. Давыдов Д.Ж. http://ucom.ru/doc/conf/2015.04.30.07.pdf