Статья «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Александрова Марина Ивановна
Должность:
учитель и истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1240
г. Москвы
 
Получено:
21.11.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №1(Vol. 30), 2017, 30.03.17

     

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории

 

Александрова Марина Ивановна – учитель и истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1240
г. Москвы

Aleksandrova Marina Ivanovna is – teacher history and obshchestvoznaniya GBOU SOSH №  1240  g. Moscow

В статье рассматриваются возможности проведения  уроков истории с применением  различных электронных образовательных ресурсов

In the article the possibilities of conducting the lessons of history with the application of different electronic educational resources are examined

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; универсальные учебные  действия; планируемые результаты

The keywords: electronic educational resources; universal training actions; the planned results

 

 

Образовательные  организации  уже в полном объеме перешли к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Важной  задачей реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий учащихся. Приведу  фрагмент из этого документа: «Программа развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ». 

Конечно же,   для проведения  современного  результативного  урока, в котором учащиеся проявят свои умения и навыки, требуется нестандартный подход. Отличным  подспорьем для  организации системно-деятельного подхода в образовательном процессе является применение  электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)- http://www.fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru

 В 2015 году я окончила курсы повышения квалификации «Подготовка  учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО (целевая программа для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО». ГАОУ ВПО МИОО, 108 ч. И хотела бы поделиться впечатлениями и информацией.

Очень удобно, что  на сайте ФЦИОР интерактивные мультимедиа продукты различаются по направленности: модуль информационный (И), практический  (П) и  контрольный (К). На  разных этапах урока можно наглядно, эффектно или объяснить, или проконтролировать  материал.  

На курсах в рамках итоговых работ мною был составлен план урока по теме «Борьба Руси с западными завоевателями», материалы которого я представляю.

 

     Борьба Руси с западными завоевателями ___________________

 

  1. 1.       

ФИО (полностью)

Александрова Марина Ивановна

  1. 2.       

Место работы

ГБОУ школа 2055

  1. 3.       

Должность

учитель

  1. 4.       

Предмет

история

  1. 5.       

Класс  

6

  1. 6.       

Тема и номер урока в теме

Борьба Руси с западными завоевателями,  2 урок из 5

  1. 7.       

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века

 

Цель: формирование представления о причинах экспансии крестоносцев на Русь, систематизация знаний  об этом периоде, формирование личного отношения к проходившим событиям и личностям, развитие навыков исторического анализа, формирование понимания взаимовлияния исторических событий

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- формирование личного отношения к проходившим трагическим  событиям той эпохи  и  героическим личностям, оценивание своих учебных достижений,  развитие навыков самостоятельной и групповой работы

Метапредметные результаты

учащиеся совершенствуют умения:

- извлекать  ЭОР и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;

- представлять информацию в различном виде;

Предметные результаты 

Учащиеся должны видеть взаимосвязь исторических явлений, применять теоретические знания в работе по заданиям учебника и карт,  знать терминология и хронологию

        Тип урока -Комбинированный урок изучения нового материала с использование  ЭОР

Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование -проектор, компьютеры, ЭОР с сайта    ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru,

Структура и ход  урока                                           

                                 Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

актуализация знаний учащихся полученных ими по теме

«Нашествие монголо-татар»

1

Учитель предлагает  правильно расставить  события  под соответствующие даты  в таблице модуля «вспомним изученное» и корректирует ответы

 Учащиеся самостоятельно   заполняют таблицу модуля

3

2

Введение нового материала о Невской битве и Ледовом  побоище

2

Демонстрирует  модуль ресурса   и организует первичное закрепление знаний: задаёт вопросы, с целью выявления восприятия изученного материала.

Отвечают на вопросы и записывают даты и значение битв в тетрадь

15

3

Введение нового материала

3

Дополняет сведения  об Александре Невском и показывает ордена в честь князя

Воспринимают информацию об А.Невском

5

4

Закрепление материала и проверка знаний

4

Организует работу по выполнению модуля с целью контроля и коррекции знаний  при изучении нового материала.

Управляет работой учащихся с модулем, проверяет результаты.

 

 

 

 

 

 

Индивидуально работают с модулем и отвечают на вопросы ( отмечают

освобожденные города, располагают войска,

определяют снаряжение русских и тевтонских

воинов и т.д.)

 

15

5

Выводы и д/з

 

Формулирует выводы

Фиксируют выводы

2

                                                  Приложение к плану-конспекту урока

_____________ Борьба Руси с западными завоевателями _______

                                                                                                                     Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР

П*

таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/358f0a60-afec-4836-842d-d254f7357260/view/

2

ЕК ЦОР

И*

Карта, видеоролик

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/358f0a60-afec-4836-842d-d254f7357260/view

3

 ЕК ЦОР

 

И*

Орден Святого Александра Невского  1725г.   и  Орден Александра Невского 1942г.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0423fadc-727a-436d-8d7e-182c160aecf3/28A_07.jpg

 

http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html

 

4

ФЦИОР

П*

Карта, иллюстрации, текст

http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishche.html

 

*П – практический урок    ,     И – информационный урок

 

         Электронные ресурсы дают возможность  самим учащимся, имея некоторую базу знаний, самостоятельно заняться познавательной  деятельностью и проверить свои результаты в классе и дома. Вот, например, в 6 классе рекомендую использовать или рекомендовать детям  ресурс «Рыцарский турнир » (http://fcior.edu.ru/download/21503/rycarskiy-turnir.html), который «предназначен для закрепления

знаний по теме Средние века. Рассматриваются вопросы истории рыцарства. Уделяется внимание экипировки, снаряжения, принципов средневекового рыцарства». Самое  интересное, что учащимся предлагается в игровой форме поучаствовать в Рыцарском турнире».

Помимо ресурсов в ФЦИОР есть и другие увлекательные  ЭОР, например:

 

Создание кроссворда в программе Hot Potatoes. Особенно интересна это программа при повторении пройденных  тем.

        

        Вписав имя, т.е. название кроссворда, нужно  вписать несколько терминов по конкретной теме, дать им определения, выбрать вид оформления в цветовой гамме и получим готовый свой собственный кроссворд. При этом проверяется и знание материала, и терминология.

 

 

 

Программа Wordle.net  позволяет создать  необычные  облака ключевых слов из   текста. Облако выделяет слова, которые чаще встречаются в исходном тексте. Можно  настроить различные шрифты, макеты и цветовые схемы  облака. Данное облако составлено из текста о Иване Грозном.

  Курсы повышения квалификации позволили мне  лучше освоить  и другие программы:  Живая родословная  -  анализ родословных , Хронолайнер - развитие  хронологических предст авлений, Movie Maker       монтаж фильмов и, конечно же, Цифровые карты.

 

 

Выводы:

            Широкое внедрение различного рода ЭОР в практику современной школы – это и широкомасштабная реализация прогрессивных педагогических технологий, и увеличение роли  самостоятельности обучающихся, их коопераций и индивидуализации при выполнении учебных задач. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 

Список используемой литературы:

1.Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЭОР) : www.school- 

   collection.edu.ru

2.Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  ОСНОВНОГО    ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

4. Курсы  «Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО (целевая программа для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО». ГАОУ ВПО МИОО.

5. «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА» Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. -  «Реализация нового поколения ФГОС посредством формирования универсальных учебных действий».  Александрова М.И. Давыдов Д.Ж. http://ucom.ru/doc/conf/2015.04.30.07.pdf

 

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 42 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: