
УДК 373.24
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством хореографического искусства
Development of creative abilities of children of preschool age through choreographic art
Автор: Криваксина Алевтина Васильевна - МДОУ "Детский сад №1 "Сказка", п. Советский Республика Марий Эл, педагог дополнительного образования (хореограф)
Author: Krivaksina Alevtina Vasilevna- Kindergarten "Kindergarten №1" Fairy Tale ", etc. The Soviet Republic of Mari El, the teacher of additional education (choreographer).
Аннотация: В данной статье автор описывает свою личную методику развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством хореографического искусства.
Annotation: In this article, the author describes his personal technique of development of creative abilities of children of preschool age through choreographic art.
Ключевые слова: хореография, музыка, ритмические упражнения, личность ребенка, эстетическое воспитание, физическое развитие, инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, дыхательная гимнастика, су-джок терапия, комплекс упражнений для формирования осанки, нетрадиционные методики, ИКТ, технология разноуровневого обучения.
The keywords: choreography, music, rhythm exercises, the child's personality, aesthetic education, physical development, innovative technology, health-saving techniques, breathing exercises, Su-Jok therapy, an exercise for the formation of a bearing, non-traditional methods, ICT, education technology tiered.
В социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. В российском образовании занятия по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Новизна заключается в использовании наряду с традиционными методиками обучения ритмики и хореографии методов профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Цель: овладение каждой возрастной группой основами ритмики и хореографии.
Задачи:
- Закрепить и расширить знания и навыки, полученные в предшествующем обучению опыте, в понимании и овладении искусством танца.
- Развивать двигательные качества и умения (ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность)
- Продолжать коррекцию осанки и других двигательных нарушений у детей (в том числе у детей с ОВЗ)
- Совершенствовать навыки правильного дыхания во время танца.
- Воспитывать эстетический вкус, способность к творческому самовыражению, эмоциональную отзывчивость.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы и приёмы: показ способов действий, помощь хореографа, игры и упражнения, повторение, беседа и т.д.
В своей работе применяю инновационные технологии: здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, су-джок терапия, комплекс упражнений для формирования осанки), нетрадиционные методики, ИКТ, технологию разноуровневого обучения.
Формы организации: коллективная, групповая и индивидуальная; 2 раза в неделю - продолжительность занятий в соответствии с возрастом детей. Занятия с детьми дошкольного возраста проводятся в форме игры. Разучиваются массовые танцы преимущественно игрового и сюжетного характера.
Результативность:
При недостаточной координации, ловкости и точности движений, а также более грубых нарушениях опорно-двигательного аппарата, страдает выразительность пластики детей, качество танцевальных движений. Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и двигательного развития ребенка.
Работа с родителями воспитанников старшей группы
на 2014- 2015 учебный год
№ |
Тема |
Форма |
Сроки |
1 |
«Ваше представление о хореографии» |
Анкетирование |
Сентябрь 2014г. |
2 |
«Что такое Хореография» |
Консультация |
Октябрь 2014г. |
3 |
«Чему научит Ритмика» |
Консультация |
Декабрь 2014г.
|
4 |
«Хореографическое искусство – это…» |
Папка-передвижка |
Январь 2015г. |
5 |
«История танца» |
Викторина |
Март 2015г. |
Работа с родителями воспитанников подготовительной группы
на 2015- 2016 учебный год
№ |
Тема |
Форма |
Сроки |
1 |
«Нравится ли детям хореография» |
Анкетирование |
Сентябрь 2015г. |
2 |
«Развитие музыкальности и эмоциональной выразительности в танце» |
Папка-передвижка |
Ноябрь 2015г. |
3 |
«Значение ритмики и хореографии в жизни дошкольника» |
Консультация |
Март 2016г. |
4 |
«Путешествие в мир танца» |
Викторина |
Январь 2016 г. |
Взаимодействие с педагогами ДОУ
№ |
Тема |
Форма |
Сроки |
1 |
«Танцевальная терапия» |
Мастер-класс |
Декабрь 2013г. |
2 |
Использование здоровьесберегающих технологий по хореографии в дошкольном учреждении. |
Презентация опыта работы |
Март 2014г. |
3 |
«Хореография для дошкольника» |
Консультация |
Сентябрь 2015г. |
4 |
«Знатоки хореографии» |
Деловая игра |
Февраль 2016 |
Показатели качества освоения ребёнком музыкально-ритмической деятельности по Э.П. Костиной (2014-2015гг.).
Диагностика хореографических способностей детей проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. Мониторинговые показатели подразделяются на 3 уровня: высокий, средний, низкий. На основании полученных результатов в начале учебного года проектируется образовательная деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируется индивидуальная работа по ритмике и хореографии с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки.