Статья «Интегрированное обучение как фактор социальной адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Бабенцева Т.В.
Должность:
учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГБОУ ШОР №1 г. Москвы
 
Получено:
31.05.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №3(Vol. 26), 2016, 06.06.16

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Т.В. Бабенцева, учитель-дефектолог (тифлопедагог)  ГБОУ ШОР №1 г. Москвы.

 

В статье рассматриваются проблемы интегрированного обучения, как фактора социальной адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения.

 

Ключевые слова: Интегрированное обучение, интеграция, социальная адаптация.

 

 

Актуальность данной статьи определяется тем, что в нашем современном обществе вопрос об интеграции и адаптации лиц с глубокими нарушениями зрения занимает далеко не последнее место. Ведь больший объем информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора.

Вопрос о причинах и последствиях нарушения работы зрительного анализатора в полной мере изучен учеными-офтальмологами, и эти знания помогают в решении различных проблем в сфере адаптации, интеграции, реабилитации и дальнейшего существования лиц с глубокими нарушениями зрения. Очевидно, что при различных патологиях зрения у человека нарушается восприятие целостной картины мира. Принято разделять лиц с нарушенным зрением на группы по степени тяжести патологии. При такой классификации легче найти подход к каждому человеку не только в вопросах помощи и лечения, но и в вопросах обучения, соблюдения определенных требований охраны зрения и гигиенических условий.

Об интегрированном образовании впервые говорил Л.С. Выготский, советский психолог. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Понятие «Интегрированное обучение» в общей педагогике представляет собой процесс объединения в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. В специальной педагогике российский сурдопедагог М.И. Никитина даёт определение этого термина, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» [2, с.19].

Сама модель интегрированного обучения стала актуальной только сейчас, из-за чего имеются некоторые проблемы в вопросах интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения, так как полный процесс интеграции начался только около двадцати лет назад. Были приняты законы о специальном образовании и внесены поправки, однако, по мнению многих авторов тифлологической литературы, процесс интеграции долгий и требует много внимания со стороны и общества и государства, так как несмотря на все достоинства специальной школы, наблюдается один общий недостаток – такая система обучения замыкает ребенка в узкий круг школьного коллектива. Специальное образование вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции в социальной среде.

При анализе тифлопедагогических исследований по проблеме интеграции лиц с ограниченными возможностями выделяются следующие критерии интегрированности инвалидов по зрению:

  1) Объективные критерии:

- социальная адаптированность;

- включенность инвалида в социокультурную среду;

- социальное благополучие.

2) Субъективные критерии:

- самооценка адаптированности, личностной и социальной активности;

- удовлетворенность уровнем интеграции;

- готовность к равноправному социальному взаимодействию зрячих людей и инвалидов по зрению.

Благодаря содействию государства в помощи инвалидам произошли положительные сдвиги в интеграционном процессе, однако существуют значительные социально-психологические и личностные барьеры между лицами с ограниченными возможностями и здоровой частью населения. Наше общество в настоящих экономических условиях еще не полностью готово принять детей с ОВЗ в качестве его полноценных членов. Кроме того, в общеобразовательных школах нет условий для интегрированного обучения этих детей, а именно: отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники, нет специального оборудования и технических средств для коррекционных занятий, а также специальных коррекционных и психоразвивающих программ.

Интеграция лиц с ограниченными возможностями возможна в том случае, если будет единство социальной адаптации инвалидов и толерантность со стороны общества.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что процесс интеграции определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ограниченными возможностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Государство и общество волнуют  вопросы интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, но чтобы этот вопрос решился в полном объеме, важно более близкое взаимодействие нормально видящих лиц и лиц с глубокими нарушениями зрения. Должна быть также готовность отдельных членов общества к интеграции, признанию равных возможностей, тогда этот процесс не будет вызывать трудностей в партнерском диалогическом взаимодействии личностей.  В связи с этим необходима целенаправленная социально–психологическая работа по формированию адекватного образа незрячего человека в современном обществе, развитие толерантных установок на общение зрячих и незрячих людей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. –РГПУ. 2009. -271с.
  2. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития// Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта. –СПБ. 1997.  -152с.
  3. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике// Понятийный апптарат педагогики и образования. – Екатеринбург. 1998. -262с.
  4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. –М. 1996.-182с.

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: