Статья ««Дидактическая игра, как средство коррекции развития словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
1 мая
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Марина Николаевна Савенкова
Должность:
воспитатель
Муниципальное Казенное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение «Детский сад №9 компенсирующего вида», город Ефремов
 
Получено:
14.04.2019
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №6 (Vol. 54), 2019,15.04.19

«Дидактическая игра, как средство коррекции развития словаря у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Марина Николаевна Савенкова, воспитатель

Муниципальное Казенное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение «Детский сад №9 компенсирующего вида», город Ефремов

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные понятия в коррекционно - развивающей работе, направленной на развитие словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрыты научно-практические подходы к проблеме исследования. Автором статьи составлены и апробированы диагностические методики, результаты которых позволят грамотно и эффективно провести коррекционно – развивающую работу посредством использования дидактических игр.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, словарь, словарный запас, общее недоразвитие речи, дидактическая игра, коррекция, коррекционно –развивающая работа, программа, методика.

"Didactic game as means of correction of development of the dictionary in children of middle preschool age with the general underdevelopment of the speech"

Marina Nikolaevna Savenkova, tutor

Municipal State Preschool Educational Institution "Kindergarten No. 9 of the Compensating Look", city of Efremov

Summary. In this article the basic concepts in the correctional developing work aimed at the development of the dictionary of children of preschool age with the general underdevelopment of the speech are considered. Scientific and practical approaches to a research problem are opened. The author of article made and approved diagnostic techniques which results will korrektsionno allow to carry out competently and effectively – the developing work by means of use of didactic games.

Keywords. Preschool age, the dictionary, a lexicon, the general underdevelopment of the speech, a didactic game, correction, korrektsionno – the developing work, the program, a technique.

Содержание общения с окружающим миром обеспечивается словом. Обладание полным словарным запасом возможно при наличии свободной устной и письменной речи. Следует отметить, что словарь является одним из главных компонентов речевого развития ребенка.

Психолого-педагогические особенности и способы формирования словаря детей дошкольного возраста имеют обоснование в трудах Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Большинство исследователей указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба). Недостаточная речевая деятельность оказывает пагубное влияние на личность ребенка: во - первых страдает развитие высших психических процессов, снижается активность познавательной деятельности, во-вторых, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, в-третьих, возникают большие сложности при становлении игровой деятельности.

Среди детей дошкольного возраста выделяют группу с таким речевым расстройством, как общее недоразвитие речи (ОНР). Преимущественно у детей данной категории отмечается ограниченный словарный запас, выраженный в расхождении объема пассивного и активного словаря. Следует отметить, что пассивный словарь преобладает над активным.

При общем недоразвитии речи выявлены значительные отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса от нормы, определенной у детей данного возраста без речевой патологии. На основании выше сказанного, нам представляется актуальным и востребованным исследование особенностей лексической стороны речи детей с ОНР.

Целью исследования выступает выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования у дошкольников 4 лет с общим недоразвитием речи.

Содержание, составленной диагностической программы, включает в себя пять методик, авторами которых являются Н.В. Серебрякова и Л.С. Соломохова. Ниже приведем краткое описание проводимых методик.

Методика №1: «Покажи, что назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, что покажу» (обследование активного словаря).

Цель: определить состояние номинативного словаря.

Методика №2: «Покажи, что назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, что покажу» (обследование активного словаря).

Цель: определить номинативный словарь, по категории «Части от целого».

Методика №3: «Покажи, какой назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, какой покажу» (обследование активного словаря).

Цель: определить состояние атрибутивного словаря.

Методика №4: «Покажи, что я назову»; «Скажи, что я покажу».

Цель: определить состояние глагольного словаря.

Методика №5: «Покажи, что я назову» (обследование пассивного словаря); «Назови, что я покажу» (обследование активного словаря).

Цель: определить состояние глагольного словаря

Проведенный качественный анализ результатов по каждой категории и по методике в целом, показал, что у воспитанников пассивный словарь значительно преобладает над активным словарем.

Игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Именно в игре происходит коррекция различных отклонений в развитии высших психических функций. Применение дидактических игр увеличивает темп и существенно повышает эффективность коррекционно - развивающего процесса.

Для решения задач речевого развития широко применяются дидактические игры. Такие игры способствуют закреплению и уточнению словаря, развивают объяснительную речь, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний.

Главной задачей словарной работы служит уточнение имеющегося словаря и его постепенное обогащение и наращивание.

При составлении коррекционно-развивающей программы мы ориентировались на основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой[2], а также методическое пособие: Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)[1]; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушением речи[3].

Проанализировав теоретические подходы и полученные практические результаты, нами разработана и составлена коррекционно – развивающая программа. Основное направление, которой: развитие словаря детей среднего дошкольного возраста с ОНР посредством использования дидактических игр. Обозначены цель и задачи, также указан ожидаемый результат.

Системная работа по развитию словаря посредством дидактических игр должна проводиться в ходе любой деятельности ребенка на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

Результатом реализации данной коррекционно-развивающей программы должно стать повышение уровня развития словаря детей до среднего нормативного или высокого. Предложенные методические рекомендации,  могут позволить преодолеть трудности формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Применение игровых приёмов в коррекционном процессе существенно увеличивает мотивацию детей к речевому общению, способствует развитию концентрации внимания, выступает как эффективное средство активизации и актуализации слов, закреплению различных понятий.

 

Список литературы.

  1. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
1 апреля наш журнал исключили из российского индекса РИНЦ. Но загруженные выпуски журнала остаются в базе данных, свободно доступны для поиска и просмотра на платформе elibrary.ru.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: