Статья «Компетентностный подход к туристскому образованию» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 августа
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Казанцева Александра Николаевна
Должность:
Уральский Государственный университет физической культуры
 
Получено:
01.04.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 25), 2016, 22.04.16
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ТУРИСТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ А. Н. Казанцева, Уральский Государственный университет физической культуры, магистрант В статье рассматривается необходимость внедрения интерактивных занятий в образовательный процесс студентов туристских специальностей. This article explores the Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные занятия, педагогические технологии. Key words: В настоящее время в Российской Федерации ведется реконструкция образовательной системы. Часто попытки внедрения иных, отличных от традиционных, форм преподавания, венчается успехом, позволяя в большем объеме получить не только знания, но и что не маловажно, умения, навыки. В 90-е годы XX века система образования строилась путем унифицирования и подчинения гос. стандарту. Особенностью такой системы являлось то, что перечень дисциплин преподаваемых в учреждении образования утверждался в соответствии с перечнем результативных составляющих указанных в стандарте государства. Особенностью образования 21 века является переход от знаниевого подхода, основанного на теоретических данных к компетентностному, т.е подходу который формирует умения и навыки в профессиональной сфере. Компетентностный подход – комплексный системный подход, направленный на освоение компетенций и становление эффективного компетентного специалиста. Комплексный подход – овладение профессиональными и личностными качествами, т.е. знания, умения, опыт, ответственность, самостоятельность и т.д. осваиваются комплексно (интеграция теории и практики), но не в отрыве друг от друга [1]. Современное образование имеет 3 связанные друг с другом компонента, а именно, знание, полученное в ходе теоретических (лекционных) занятий; методологию применения этого знания, которая может быть отработана в ходе самостоятельной подготовки к семинарам, проводимых на базе учебного заведения; практический навык, который может формироваться лишь в условиях максимально приближенных к профессиональной сфере. Результатом компетентностного подхода в получении знаний является то, что студент, выпускник учебного заведения, не только «знает», но и «умеет», «действует», «принимает решения». По мнению Елены Брызгалиной, кандидата философских наук, заведующей кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалиста по философским проблемам биологии и медицины, внедрение компетентностного подхода показало, что практическая направленность начинает преобладать над знаниями, иными словами формирование профессиональных компетенций может происходить без прямой опоры на знания. Например, коммуникативные навыки формируются в ходе дебатов, дискуссий, в ходе которых практикуется умение отстаивания соей точки зрения [2]. Внедрение компетентностного подхода является отличным фундаментом для разработки образовательных программ. Теперь можно уйти от традиционных аудиторных занятий и применять более активные способы формирования багажа знаний совместно с профессиональными компетенциями. Такими новыми видами занятий могут выступать интерактивные и выездные занятия. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное занятие – это занятие, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи [3]. Существует целый арсенал форм проведения интерактивных занятий, такие как, круглый стол, дискуссия, дебаты , мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс, метод проектов, творческие задания, работа в малых группах, интерактивная экскурсия [3]. Для студентов туристской направленности, наиболее оптимальными вариантами интерактивного занятия, с целью наиболее полного погружения в профессиональную атмосферу являются интерактивная экскурсия, метод проектов, работа в малых группах и сase-study. Смена обстановки и формы образовательного процесса обуславливает лучшее усвоение необходимых для специалиста в туристской деятельности знаний, а непосредственное участие в организации выездных интерактивных занятий (далее в тексте – ВИЗ) способствует приобретению профессиональных навыков. Для достижения максимального результата в образовательном процессе должны использоваться различные формы занятий, а участием студентов в ВИЗ практико-ориентировочной направленности обеспечивается оптимальное соотношение теоретической и практической профессиональной подготовки. Процесс внедрения новой интерактивной части образовательного процесса следует максимально упростить и осуществлять от более простых форм (аудиторные занятия в интерактивной форме, такие как работа в малых группах и сase-study ) к более сложным (разработка проектов, с дальнейшей презентацией на выставках и участие в экскурсионной деятельности занятостью до 1 дня, с последующим увеличением до 2-3 дней). В ходе ВИЗ студенты, обучающиеся по направлению подготовки 100401 «Туризм» и 101101 «Гостиничный сервис» оказываются непосредственно в профессиональной сфере и следят за действиями специалистов в ней, что помогает привить мастерство, навыки и умения, необходимые будущим специалистам, а при интерактивных аудиторных занятиях происходит обмен опытом и формирования. Прежде всего, коммуникативных умений. Разработка и внедрение новых форм занятий для студентов колледжа трудоемкий процесс, требующий соблюдения правил и неразрывности многих компонентов. Таким образом, внедрение выездных интерактивных занятий практико-ориентировочной направленности для студентов среднего профессионального образования представляет собой единство следующих компонентов: - новых образовательных технологий – технологических инноваций (например, использование мультимедийных установок для наглядного представления материала); - новых методов и приемов преподавания и обучения – педагогических инноваций (проверка теоретических знаний и профессиональной компетенции творческим подходом). Необходимо отметить, что такие нововведения в образовательный процесс повлекут за собой следующие изменения: - значительное изменение труда преподавателей и студентов; - создание иной, творческой атмосферы в процессе получения образования; - создание новых моделей и форм образовательной деятельности; - создание иных форм контроля; - возрастет уровень междисциплинарных связей. При этом возникает необходимость регулирования связей между всеми элементами системы профессиональной подготовки в средне-профессиональных образовательных учреждениях, следовательно, возникает потребность в новых механизмах, подходах, и способах организации образовательного процесса. Таким образом, внедрение новых форм образовательной деятельности, таких как интерактивные и выездные занятия, обуславливает повышение уровня не только знаний, но умений и навыков, что является неотъемлемой составляющей будущего специалиста. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Серебряная Ф.К., Щербакова Л.И. Внедрение компетентностного подхода в процессе обучения согласно ФГОС ВПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. 2. ПостНаука // Компетентностный подход в системе образования (Режим доступа: http://postnauka.ru/video/40278) 3. Академия ФСИН отдел межвузовской учебно-методической работы // Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Режим доступа: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html)
Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: