
УДК 352:338.24
Абдуллина Г.М.
студентка 3 курса направления подготовки «ГМУ»
Ханнанова Р.А.
д.ю.н., профессор кафедры «ГМУ и права»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Современные условия реализации принципов местного самоуправления в России предопределяют существенную зависимость устойчивого развития городов и регионов страны от эффективности и своевременности решений, принимаемых на муниципальном уровне управления. Возрастающий уровень конкуренции между муниципальными образованиями обуславливает необходимость применения бизнес-инструментария, характерного для хозяйствующих субъектов, в рамках управления социально-экономическим развитием территориального образования. Одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности муниципальных администраций следует признать активное использование методов стратегического управления [3].
Однако на пути становления эффективной системы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования существует ряд проблем, которые можно разделить на две группы:
- проблемы недостаточной научной разработанности теории стратегического менеджмента, в частности, методологических основ реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- проблемы, отражающие специфические особенности муниципального образования как сложной системы, имеющей двойственную социально-экономическую природу.
Сложное социально-экономическое положение большей части небольших российских городов было во многом предопределено реформированием экономической системы государства начала 90-х годов прошлого столетия. Местная власть оказалась ориентированной на решение лишь острых текущих социальных и экономических проблем. Между тем, малые города представляют собой одну из основ каркаса расселения России - на их долю приходится около 80% общего количества городов нашей страны. Таким образом, политика автономного развития, в основе которой лежит реализация ресурсного потенциала территории, становится сегодня ключевым направлением социально-экономической стратегии малого города [1].
В этой связи, научные исследования, направленные на решение проблем совершенствования системы стратегического управления муниципальными образованиями, в частности малыми городами, представляются актуальными.
Степень разработанности проблемы. Тема управления социально-экономическим развитием территориальных образований различных уровней нашла свое отражение в трудах как зарубежных, так и российских экономистов. В последние годы этому направлению в научной литературе уделяется достаточно много внимания, особую значимость приобретает именно стратегический аспект.
В настоящее время институт местного самоуправления привлекает в нашей стране все более пристальное внимание не только политиков, ученых, экономистов, но и широких слоев населения. Обусловлено это тем, что становление местного самоуправления - не просто дань демократическим принципам. В связи с изменением экономической и политической ситуации, появлением множественности форм собственности, усложнением хозяйственных связей в России объективно возникла необходимость децентрализации власти и передачи ряда функций на места. Приближение органов власти к объекту управления позволяет принимать оптимальные управленческие решения в кратчайшие сроки с максимальным учетом местных особенностей и тем самым эффективно влиять на экономическую ситуацию на местах и в стране в целом [6].
Одной из основных целей социально-экономической политики, проводимой органами государственного управления в стране, является развитие муниципальных образований, но оно невозможно без создания эффективной, адекватной современным требованиям системы муниципального управления, способной совершенствоваться под воздействием внешних и внутренних факторов во благо экономического процветания своей территориально-хозяйственной системы. В настоящее время ведется активная работа в области институционального регулирования системы местного самоуправления, а также правового обеспечения деятельности муниципальных образований, особое место в этом процессе принадлежит активизации экономической функции муниципального управления. [4].
Поиск эффективных путей решения проблем социального и экономического развития муниципальных образований сегодня весьма актуален. Несовершенство системы управления муниципальным образованием, его структуры свидетельствует о недостаточной теоретической глубине их исследования, что приводит к выбору неэффективных путей, ведет к недоиспользованию всех институционально-экономических возможностей муниципальных образований по обеспечению развития своих территорий.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, с изм. от 06.12.2013).
2. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учеб. / И.А.Василенко М.: Гардарики, 2013. - 317 с.
3. Иванов, В.В. Муниципальный менеджмент: справ, пособие, B.В.Иванов, А.Н.Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2012.
4. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р.Каплан, Д.Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2013 - 210 с.
5. Кодекс лучшей практики 8 сфере муниципального управления/ под ред. Г.Ю. Ветрова, Ю.С. Зайцевой. М.: Фонд "Институт экономики города",2004.-16 с.
6. Шайманов, А.В. Формирование экономической системы местного самоуправления / Автореф. дисс. канд. экон. наук. Тюмень, 2014. — 23 с.
7. Экономика муниципальных образований // Экономика и жизнь. -№29, 2012.