
УДК 61.614 ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «МЕДИКУС» В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. APPLYING THE “MEDICUS” MEDICAL EDUCATIONAL INFORMATION SYSTEM TO THE EDUCATIONAL PROCESS     Т.В. Кобец, МА имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», д. м.н., профессор Ю.В. Кобец, МА имени С.И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», к.м.н., доцент И.В. Гавриков, Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», студент T. V. Kobets, S. I. Georgievsky Medical Academy at the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Ph.D., professor Y. V. Kobets, S. I. Georgievsky Medical Academy at the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Ph.D., associate professor I. V. Gavrikov, Institute of Economics and Management at the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, student   В статье рассматриваются проблемы The article examines problems associated with the use of the “MEDICUS” system for assigning individual work to medical students for the purposes of completing educational goals. реализации самостоятельной работы студентов медиков с использованием системы «Медикус» для осуществления задач образования.  Ключевые слова: образование, Key words: education, self-study, educational самостоятельная работа, педагогические technology. технологии.  Сегодня для преподавателей высшей школы все менее актуальной становится проблема технического обеспечения учебного процесса, но все острее стоит вопрос об интеграции технических информационных технологий в высшее медицинское образование. Современная система образования требует внедрения в учебный процесс информационных технологий, компьютерных программ, ускоренного освоения инноваций. При проведении лекций и семинаров для студентов медицинского вуза широко используются презентации в PowerPoint, наборы слайдов, что позволяет значительно повысить их информативность и наглядность [1,2]. Значительным подспорьем в получении новой информации для подготовки преподавателями учебных материалов и подготовки студентов к практическим занятиям стало изучение инфор- мационных ресурсов Интернета. Инновационные технологии формируют готовность студента к быстро наступающим переменам в медицине, развивают способности самостоятельно повышать уровень знаний, формируют способности к сотрудничеству с другими людьми. Внедрение информационных технологий в профессиональную подготовку будущего врача является важным элементом формирования основ профессионализма. В системе здравоохранения использование таких технологий является одним из приоритетных направлений, поскольку в настоящее время врачи все чаще работают с электронными историями болезни. Во многих поликлиниках создаются программы, позволяющие пациенту через интернет записаться на прием к врачу, получить информацию о результатах анализов, что уменьшает нагрузку на регистратуру и приводит уменьшению очередей. Методы обучения в медицинском Вузе меняются, максимально приближаясь к индивидуальной работе со студентами. Однако в учебном процессе пока не хватает учебно-методических программ позволяющих активно использовать на кафедрах компьютерные средства и информационные технологии в учебном процессе, позволяющих при этом повысить значимость и эффективность самостоятельной работы студента, повысить контроль за его успеваемостью, позволяющих анализировать не только успеваемость каждого студента, но и уровень знаний по отдельным студенческим группам и в целом по патоку [3,4]. С целью улучшения усвоения дисциплины, повышения мотивации и заинтересованности студентов к образовательному процессу, в настоящее время на кафедре пропедевтики педиатрии создана виртуальная программа «МЕДИКУС» (Медицинская Компьютерная Учебная Система) . Программа «МЕДИКУС» является веб-приложением, позволяющим работать со студентами в режиме онлайн, где они могут проходить тестирование или просматривать методические материалы для углубления знаний по темам занятий. Разработка программы велась на языке PHP с использованием элементов JavaScript. Студенты могут получить доступ к программе с компьютера или большинства современных мобильных устройств по адресу http://курс-м.рф/medicus. Программа «МЕДИКУС» объединяет в себе функции оценки знаний студентов посредством тестирования и формирования необходимых компетенций при помощи методических материалов (мультимедийные презентации, учебные пособия, подготовленные на кафедре, слайды). Особенность системы тестирования программы «МЕДИКУС» заключается в уникальности каждого теста, проходимого студентом – вопросы в тесте случайным образом выбираются из банка вопросов, а ответы на выбранные вопросы отображаются в случайном порядке. Это позволяет более точно оценить уровень знаний студента, ведь такой подход к составлению тестов позволяет минимизировать влияние запоминания студентами порядка вопросов и ответов на результаты. Совокупность же учебных материалов, их доступность и наглядность, наряду с сохранением принципа научности, позволяют удерживать интерес студентов к изучаемому материалу и мотивировать к обучению. При этом пополнение методических материалов осуществляется не только преподавателями, но и что особенно важно, самими студентами. Эффективность такого индивидуального освоения учебного материала средствами электронных систем во многом зависит от умения студента самостоятельно перерабатывать и обобщать представленную ему информацию, а также методически грамотно воспринимать содержание электронного ресурса и его технологических процедур. Поэтому преподавателю очень важно подготовить такой обучающий программный продукт, который был бы оптимален как с точки зрения методики преподавания дисциплины, так и с точки зрения визуального восприятия материала с учѐтом его практического применения. Очень важным моментом в учебном процессе является контроль полученных знаний у студентов. С помощью программы «МЕДИКУС» студент может сдать зачет по пропущенным занятиям в режиме онлайн. Программа «МЕДИКУС» позволяет не только оценить эффективность усвояемости предмета, а также успеваемость студентов по группам и в целом по факультету. Учитывая то, что программа «МЕДИКУС» позволяет сохранить в памяти полученные данные, преподаватель имеет возможность в любой момент получить информацию о выполнении программы студентом и при необходимости сообщить эти данные в деканат. В процессе работы с Учебно-методической программой «МЕДИКУС» у студентов улучшились навыки самостоятельной работы, появилось желание в подготовке лучших презентаций и интерес в наполнении программы собственными материалами. Это позволило нам перейти от массового обучения к индивидуальному подходу, развитию творческих способностей будущих врачей, совершенствованию навыков самостоятельной работы, улучшить процесс становления профессиональной компетентности. ВЫВОДЫ 1. Учебно-методическая программа «МЕДИКУС» позволяет повысить качество пре- подавания в медицинском Вузе. 2. Программа «МЕДИКУС» позволяет интенсифицировать процесс обучения, развить творческие способности студентов, а также учит их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом. 3. Полученный опыт работы с программой «МЕДИКУС» позволяет обоснованно говорить о возможности перехода к проведению дистанционных курсов образования по данной дисциплине, включая проведение зачѐтов. 4. Перспективами развития информационных технологий является разработка электронных учебных пособий и экспертно-тестирующих систем. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Запевина В.В., Скибицкий В.В., Олейник Н.И., Звягинцева Ю.Г., Пащен- ко Л.С. Использование электронных учебно-методических пособий как инновационная технология в процессе подготовки врача общей практики. // International Journal of Experimental Education.- 2013.- No4.- С.114-116 2. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И., Гурьянов М.С., Гурвич. Ис- пользование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе// Медицинский альманах.- 2008.- No2.- С.17-19 3. Сутягина Н.А. Развитие у студентов средне - специального медицинского учебного заведения профессиональной компетентности средствами информатики// Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета».- Выпуск 2006.- режим доступа к изд.: http:// www.omsk.edu 4. Шилина Н.Г. Общеобразовательная подготовка по информатике в системе медицинского образования: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. М., 2003. С. 3, 4.