Статья «Роль художественной литературы в формировании знаний детей дошкольного возраста о родной стране» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Шаронова Елизавета Вячеславовна
Должность:
магистр, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
 
Получено:
02.12.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №6(Vol. 23), 2015, 30.12.15

 

Роль  художественной литературы в формировании знаний  детей дошкольного возраста о родной стране

 

 В статье актуализируется проблема патриотического воспитания детей в дошкольной образовательной организации; рассматривается воспитательный потенциал художественной литературы, рекомендуемой для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования знаний о стране: устное народное творчество (сказки, былины, малые формы), авторские сказки, стихи, рассказы.

 

Ключевые слова: патриотизм; художественная литература; средство; форма; старший дошкольный возраст.

 

Одной из проблем современного российского общества по данным социологических исследований является «дефицит патриотизма, характерным проявлением которого- духовная опустошенность и низкая культура. В последнее время наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Проблеме патриотизма подрастающих поколении особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели ( В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.В. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский), которые писали о необходимости воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства и любящих свое отечество. Их идеи нашли дальнейшее развитие в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Известно, что патриотическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Проблеме теории и практики патриотического воспитания детей в современных условиях посвящены работы И.А. Агаповой, М.П. Бузского, В.В. Дьяченко, Т.С. Комаровой, В.Ф. Фролова и др.. Патриотическое воспитание подразумевает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и  позитивной социализации ( Т.Н. Волков, В.В. Зеньковский, JI.H. Коган, Л.А. Кленов, Ю.П.Сокольников, К.Д. Ушинский и др.).

 Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищения красотой ее природы, уважения к людям, к своему родному краю используются различные средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература присутствует в повседневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности. Вместе с тем образовательный потенциал художественной литературы в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста изучен недостаточно.

Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между требованиями ФГОСДО и содержанием патриотического воспитания детей дошкольного возраста и реальным состоянием практики: низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в данной области, отсутствием необходимой информацией, учебно-методических комплексов, тематических альбомов, рекомендаций, диагностических методик.

Художественная литература – это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. (В.Г. Белинский)

Художественная литература- это одна из форм освоения мира; она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста различных личностных качеств, в том числе патриотизма.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребёнка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку.[][]  В детях видел будущее страны и А.М. Горький. Его педагогический идеал был связан с  воспитанием гармонически развитой личности «человеческого человека». Особое внимание он уделял вопросу детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.

 Художественные произведения рекомендуемые для работы с детьми старшего дошкольного возраста довольно объемны и разнообразны по форме и стилю.

Наиболее доступным восприятию детям дошкольного возраста   является устное народное творчество, в котором отражено история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Для знакомства с родной культурой важно, чтобы ребенок знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих моментах – в игре или обрядах. Малые формы народного фольклора присутствуют и в быту детей (песенки, потешки и заклички), но интерес к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. [7, с.112] Вместе с тем в этот возрастной период особое значение приобретают считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. Например, одни из самых популярных считалок : «Шла коза по мостику

  И виляла хвостиком. Зацепила за перила...» или « Раз, два, три, четыре, пять!
  Вышел зайчик погулять ….»  Известные народные скороговорки для детей «Ветеp        елками шумит,ежик наш домой спешит», «Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой», «Носит Сеня в сени сено,спать на сене будет Сеня» и т. д.

        По мнению самым ярким и любим жанром для детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы патриотизма. [6, с.20] Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка – Хаврошечка» и многие другие.

            Исследованию воспитательного потенциала былин были посвящены работы  В. Г. Белинского, П.Н. Рыбниковой, Л.А. Стадниковой, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинский и др.. Былины – очень древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью. Содержание былин позволяет эффективно решать задачи патриотического воспитания. Так, например Илья Муромец и Соловей Разбойник  Добрыня и Алеша, Садко, Добрыня и Змей и т.д..  Учитывая специфику былинных текстов, в работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо использовать из упрощенный вариант. [5, с.116]

В круг детского чтения входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес, поскольку у них уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире, а в небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла, представляющие собой – сплошную логическую ошибку. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными. Примером таких небылиц будет :

«Ехала деревня,

Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор».

 Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина -  яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи их произведений естественны, а их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Знакомство детей с поэтическим языком при восприятии литературного произведения о природе приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от природной красоты природы: дети охотно учат стихи, используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. Примером таких стихотворений будет И. Семенова «Березка», И. А. Бунина «На пруде» и многие другие. [4, с. 125]

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне посвященные детям и подросткам, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам С.П. Алексеева,  А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, С. Я. Маршака, А. Т. Твардовского впервые осознают жестокость и беспощадность войны по отношению к простым людям, негодуют против военных  действии направленных нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о стране и  родном городе  считаются отдельным видом специальной детской литературы, которые рекомендуются для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Читая данные рассказы, дети знакомятся с бытом, традициями, отдельными историческими моментами. Примерами таких сборников являются «История России в рассказах для детей», «Открывая друг друга», «Корюшкин. Невыдуманные истории», «Пермь и Пермский край» и т.д. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.

Работа с детьми посредством использования детской художественной литературы как средства патриотического воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных методов, направленных на формирование патриотических представлений, суждений, оценок.

Воспитательный потенциал  художественной литературы велик, так как идеалы русской литературы, художественные образы, воплощенные в литературных героях и раскрывающие нравственную позицию писателей и народа  играют важную роль в формировании патриотического воспитания как стержня, определяющего отношение человека к людям и самому себе.

Разносторонние художественные образы пословиц, сказок, поговорок, стихотворений, рассказов, былин позволяют на материале произведений раскрывать ценностные позиции и нравственные мотивы поступков героев, формировать, у детей личностные идеалы, эмпатию, уважение; расширять их опыт нравственных отношений; побуждать их к самовоспитанию; формировать действенную любовь к добру и справедливости, стимулировать детей гордиться за свою страну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

     1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения    родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с.

2.  Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

3. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание, №10 2006г.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980. - 187 c.

6. Зимина И. /Народна сказка в системе воспитания дошкольников/ Дошкольное воспитание./ -2005.-№1.- с18-27

7. Лунина Г.В. /Воспитание детей на традициях русской культуры./- М.:ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ»,/ 2004.-128с

  1. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности: методическая разработка / авт.-сост. Ю.Г. Григорьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 100 с.
  2. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1988. - 78 с.
  1. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств дошкольников: учебн. пособие для студентов и педагогов / Н. Ю. Ясева. - Могилёв. Издательство МГУ, 2000. - 59 с.

 

 

 

Информация об авторах:

Григорьева Юлия Сергеевна канд. пед. наук, доцент кафедры  дошкольной педагогики и психологии  Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета ;

Шаронова Елизавета Вячеславовна студентка обучающаяся по магистерской программе «Инновации в дошкольном образовании» очная форма обучения , кафедра  дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета г.Перми.

Телефон:89026440525

Почта: liza.sharonova.00@mail.ru

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 42 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: