Статья «Формирование базовых знаний учащихся на уроках биологии» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Акопян Татьяна Вазгеновна
Должность:
Учитель биологии, ГБОУ Школа №2055
 
Получено:
05.10.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №5(Vol. 22), 2015, 24.11.15

Акопян Татьяна Вазгеновна

ГБОУ Школа 2055, г.Москва.

 

ФОРМИРОВАНИЕ  базовых  знаний У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ  биологии .

Современный  образовательный стандарт регламентирует базовые предметные  знания, которые  должна  формировать  и развивать современная школа у учащихся. К таковым относятся и универсальные учебные действия (УУД).

Данная статья демонстрирует возможность применения на уроках природоведения системы заданий, направленных на развитие и формирование  указанных  компетенций  на  уроках.

В статье приводятся задания, эталоны ответов и критерии оценивания сформированности УУД, что позволит производить их более эффективный мониторинг.

Занятие  построено в  технологическом  ключе (технология РКМЧП, Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стил, Д.Огл), что позволяет добиться эффективности  образовательного процесса.

Приводимое  в  статье  занятие рассчитано на 40 минут учебного времени, что соответствует уроку и может быть использовано в массовой школе.

УУД

 

Личностные                    метапредметные                      предметные

 

Личностные универсальные учебные действия:

-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

- желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

-осознать свои трудности и стремиться к их преодолению;

-осваивать новые виды деятельности;

-участвовать в творческом, созидательном процессе;

-осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной  культуры, интерес и уважение к другим народам;

- стремление к красоте, готовность поддержать состояние окружающей  среды и своего здоровья.

Метапредметные  универсальные  учебные  действия:

-составление таблиц и графиков;

- вычленение главного  из  текста;

- составление  плана;

- поиск  ключевого  слова.

Предметные  универсальные  учебные  действия  включают 4 блока:

-личностный (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм);

-регулятивный (планирование, прогнозирование, оценка учащимися того, что надо усвоить);

-познавательный – общеучебные, логические  учебные действия, постановка и  решение проблемы);

- коммуникативный - (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Для поэтапного развития УУД у учащихся предлагаем следующее занятие:

Занятие.

Прочитайте текст. Выполните задания после текста.

Кто быстрее всех и лучше всех выполнит задания, тот получает «плюс балл» к своей оценке!

 

 

 

Текст  «Среды обитания»

Все слышали  выражение - среда обитания, но мало кто из Вас   знает какие среды обитания  организмов  вообще  существуют. Среда - это всё то, что окружает живое существо в природе.

На Земле существуют четыре основные среды обитания ,освоенные и заселенные организмами.

Это наземно-воздушная среда, водная ,почвенная , и ,наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для  других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в котором ему приходиться существовать.

Этим объясняется  большое  многообразие  живых организмов на нашей  планете.

Задания на формирование УУД:

1.Озаглавьте текст

2.Составьте план рассказа прочитанного текста

3. Пользуясь  данными из текста заполните таблицу «Среды обитания организмов ».

Среда обитания

Особенности среды

2-3примера обитателей  среды

Черты приспособленности организмов  к среде

 

 

 

 

 

Эталоны ответов учащихся после работы с текстом:

1.Примерное заглавие текста: « В чём отличие сред обитания друг от друга », «  Обитатели различных сред ».

2. План  рассказа прочитанного:

-Среды обитания - их разновидности.

-Среды обитания - свойства характерные для каждой среды.

-Среда наземно-воздушная, самая сложная и разнообразная .

-Организмы, живущие в других организмах. Знакомы ли мы с ними.

3. Таблица:

Название  сред обитания

Особенности  сред  обитания

Обитатели  сред

обитания

Приспособления организмов к среде

Наземно-воздушная  среда

Свойства и состав воздушных масс

Медведь, утки

У наземных организмов сильно  развиты опорные  ткани-внутренний  и наружный  скелет.

 

Водная

Химические и физические свойства воды

Рыбы

Все  особенности строения водных  организмов определяются физическими и химическими  свойствами воды

Почвенная

Рыхлый слой. Органический и неорганический слой

Черви, кроты  насекомые, грибы, личинки, растения.

Огромное  количество минеральных веществ, воды  и воздуха, органических веществ-плодородие, благоприятные условия для  жизни растений ,насекомых.

Одни живые организмы являются  средой  для других

Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством

Глисты,черви.

Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с  жизнью в других средах.

 

 

Критерии оценивания процесса формирования УУД:

«5» - УУД полностью сформированы когда учащийся демонстрирует свои максимальные возможности и выполняет все задания без ошибок;

«4» - УУД частично сформированы, когда учащийся не показывает своих максимальных способностей и выполняет все задания, но с незначительными ошибками;

«3» - УУД сформированы недостаточно, когда учащийся выполняет не все задания с грубыми ошибками.

В таком случае необходим детальный разбор работы и её совместное выполнение вместе с обучающимися с предложением им после этого аналогичной работы.

Методический разбор занятия.

Занятие построено в технологическом ключе и содержит стадии вызова, осмысления и рефлексии.

На  стадии вызова –учащимся предложили работу с интересным текстом в формате  обучающей игры  с соревновательной составляющей: «кто быстрее и лучше выполнит».

На  стадии  осмысления было выполнение учащимися задания №1 и 2, самостоятельная  работа с учащихся с текстом.

На стадии рефлексии было обсуждение ответов, заполнение таблицы «паразиты» проверка, оценивание и самооценивание.

В результате работы над заданиями у учащихся отрабатывались  следующие  УУД:

 

Задание

Вид УУД

Озаглавить текст

-выделить  главные  мысли;

- тема  урока  и  текста

Составить план рассказа прочитанного

-на определение  последовательности  событий;

- вычисление  главного  и  второстепенного  в тексте

Заполнить таблицу

- Формирование предметных компетенций

-Формирование личностных     компетенций по  охране собственного  здоровья и  профилактике паразитарных заболеваний

 

 Таким образом  данная  статья  может быть полезна учителям, работающим в 5-х классах общеобразовательных школ при организации работы, направленной на формирование  УУД на уроках, а так же служить методическим пособием про самостоятельной разработке аналогичных заданий для достижения целей формирования универсальных учебных действий.

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: