
Акопян Татьяна Вазгеновна
ГБОУ Школа 2055, г.Москва.
ФОРМИРОВАНИЕ базовых знаний У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ биологии .
Современный образовательный стандарт регламентирует базовые предметные знания, которые должна формировать и развивать современная школа у учащихся. К таковым относятся и универсальные учебные действия (УУД).
Данная статья демонстрирует возможность применения на уроках природоведения системы заданий, направленных на развитие и формирование указанных компетенций на уроках.
В статье приводятся задания, эталоны ответов и критерии оценивания сформированности УУД, что позволит производить их более эффективный мониторинг.
Занятие построено в технологическом ключе (технология РКМЧП, Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стил, Д.Огл), что позволяет добиться эффективности образовательного процесса.
Приводимое в статье занятие рассчитано на 40 минут учебного времени, что соответствует уроку и может быть использовано в массовой школе.
УУД
Личностные метапредметные предметные
Личностные универсальные учебные действия:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
-осознать свои трудности и стремиться к их преодолению;
-осваивать новые виды деятельности;
-участвовать в творческом, созидательном процессе;
-осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддержать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Метапредметные универсальные учебные действия:
-составление таблиц и графиков;
- вычленение главного из текста;
- составление плана;
- поиск ключевого слова.
Предметные универсальные учебные действия включают 4 блока:
-личностный (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм);
-регулятивный (планирование, прогнозирование, оценка учащимися того, что надо усвоить);
-познавательный – общеучебные, логические учебные действия, постановка и решение проблемы);
- коммуникативный - (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).
Для поэтапного развития УУД у учащихся предлагаем следующее занятие:
Занятие.
Прочитайте текст. Выполните задания после текста.
Кто быстрее всех и лучше всех выполнит задания, тот получает «плюс балл» к своей оценке!
Текст «Среды обитания»
Все слышали выражение - среда обитания, но мало кто из Вас знает какие среды обитания организмов вообще существуют. Среда - это всё то, что окружает живое существо в природе.
На Земле существуют четыре основные среды обитания ,освоенные и заселенные организмами.
Это наземно-воздушная среда, водная ,почвенная , и ,наконец, одни живые организмы могут являться средой обитания для других. Каждая из этих сред имеет свои специфические условия жизни. Каждый живой организм приспосабливается к среде обитания и к специфическим условиям жизни, в котором ему приходиться существовать.
Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.
Задания на формирование УУД:
1.Озаглавьте текст
2.Составьте план рассказа прочитанного текста
3. Пользуясь данными из текста заполните таблицу «Среды обитания организмов ».
Среда обитания |
Особенности среды |
2-3примера обитателей среды |
Черты приспособленности организмов к среде |
|
|
|
|
Эталоны ответов учащихся после работы с текстом:
1.Примерное заглавие текста: « В чём отличие сред обитания друг от друга », « Обитатели различных сред ».
2. План рассказа прочитанного:
-Среды обитания - их разновидности.
-Среды обитания - свойства характерные для каждой среды.
-Среда наземно-воздушная, самая сложная и разнообразная .
-Организмы, живущие в других организмах. Знакомы ли мы с ними.
3. Таблица:
Название сред обитания |
Особенности сред обитания |
Обитатели сред обитания |
Приспособления организмов к среде |
Наземно-воздушная среда |
Свойства и состав воздушных масс |
Медведь, утки |
У наземных организмов сильно развиты опорные ткани-внутренний и наружный скелет.
|
Водная |
Химические и физические свойства воды |
Рыбы |
Все особенности строения водных организмов определяются физическими и химическими свойствами воды |
Почвенная |
Рыхлый слой. Органический и неорганический слой |
Черви, кроты насекомые, грибы, личинки, растения. |
Огромное количество минеральных веществ, воды и воздуха, органических веществ-плодородие, благоприятные условия для жизни растений ,насекомых. |
Одни живые организмы являются средой для других |
Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством |
Глисты,черви. |
Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. |
Критерии оценивания процесса формирования УУД:
«5» - УУД полностью сформированы когда учащийся демонстрирует свои максимальные возможности и выполняет все задания без ошибок;
«4» - УУД частично сформированы, когда учащийся не показывает своих максимальных способностей и выполняет все задания, но с незначительными ошибками;
«3» - УУД сформированы недостаточно, когда учащийся выполняет не все задания с грубыми ошибками.
В таком случае необходим детальный разбор работы и её совместное выполнение вместе с обучающимися с предложением им после этого аналогичной работы.
Методический разбор занятия.
Занятие построено в технологическом ключе и содержит стадии вызова, осмысления и рефлексии.
На стадии вызова –учащимся предложили работу с интересным текстом в формате обучающей игры с соревновательной составляющей: «кто быстрее и лучше выполнит».
На стадии осмысления было выполнение учащимися задания №1 и 2, самостоятельная работа с учащихся с текстом.
На стадии рефлексии было обсуждение ответов, заполнение таблицы «паразиты» проверка, оценивание и самооценивание.
В результате работы над заданиями у учащихся отрабатывались следующие УУД:
Задание |
Вид УУД |
Озаглавить текст |
-выделить главные мысли; - тема урока и текста |
Составить план рассказа прочитанного |
-на определение последовательности событий; - вычисление главного и второстепенного в тексте |
Заполнить таблицу |
- Формирование предметных компетенций -Формирование личностных компетенций по охране собственного здоровья и профилактике паразитарных заболеваний |
Таким образом данная статья может быть полезна учителям, работающим в 5-х классах общеобразовательных школ при организации работы, направленной на формирование УУД на уроках, а так же служить методическим пособием про самостоятельной разработке аналогичных заданий для достижения целей формирования универсальных учебных действий.