Статья «Авторский проект "Познавая мир через экскурсии"» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Попова Екатерина Владимировна
Должность:
учитель английского языка, ГБОУ "Школа № 2055 им. Героев Великой Отечественной Войны А. Живова и Ю. Костикова"
 
Получено:
19.09.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:

Е.В. Попова, учитель английского языка ГБОУ «Школа № 2055 им. Героев Великой Отечественной Войны А. Живова и Ю. Костикова»

E.V. Popova, English teacher GBOU "School No. 2055 by the heroes of the great patriotic war A. Zhivova and Yu. Kostikova»

В статье рассматривается новый подход, форма организации обучения  и воспитания учащихся при овладении английским языком.

Интенсивная методика наиболее удачно способствует решению проблемы наиболее быстро и качественно овладеть английским языком в сжатые сроки.

Here a new approach, a form of training and education of students in mastering English is described. Intensive technique most successfully solving the problem most quickly and efficiently to learn English in a short period of time.

Ключевые слова: проект, экскурсии, интенсивное образование, обучение английскому языку.

Tags: draft, excursions, intensive education, English language education.

Авторский проект «Познавая мир через экскурсии»

 

Пояснительная записка

       Авторский проект «Познавая мир через экскурсии» предназначен для учащихся старших классов с гуманитарной направленностью. В ГБОУ «Школа № 2055 им. Героев Великой Отечественной Войны А. Живова и Ю. Костикова» данный проект прошел апробацию среди учеников  8-10 классов.

Актуальность создания проекта

       В 2015 году образовательные организации в полном объеме перешли к ре- ализации поставленных правительством задач по освоению и внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Данный документ регламентирует пересмотр деятельности педагогических работников в направлении федеральной целевой программы развития образования и стратегии 2020 для обеспечения инновационного подхода, рассматривающего современную школу, как ресурс социализации обучающегося. Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает возможности развития деятельности образовательных учреждений в направлении прикладных социальных навыков, здорового образа жизни, профилизации учеников через системно-деятельностный и компетенстностный подходы, обеспечивающие восприятия учащимися знаний, возможности их использования и результативность. Результатами освоения обучающимися образовательных программ на современном этапе развития школы становятся личностные, метапредметные и предметные умения и навыки, формирование которых определяется освоением обучаю-щимися универсальных учебных действий.

        В настоящее время, когда наше общество становится более открытым, активно развиваются рыночные отношения, расширяются международные связи, у учащихся старших классов возникает практический интерес к быстрому и эффективному овладению иностранным языком, в первую очередь, английским. По уровню владения иностранным языком многие выпускники школ достигают уровня независимого пользователя, а освоенные школьные курсы истории, литературы, мировой художественной культуры дают хорошую содержательную основу для подготовки экскурсий. Однако междисциплинарные связи не всегда получают достаточную степень интеграции в системе образования. Отсюда вытекает и некоторая фрагментарность знаний, которая препятствует формированию целостной картины мира в контексте мировой культуры. Интегративные курсы, подобные данному проекту, могут значительно способствовать решению данной проблемы.

        При ограниченном количестве уроков в старших классах приходится искать новые подходы, формы организации обучения  и воспитания.

Интенсивная методика наиболее удачно способствует решению проблемы наиболее быстро и качественно овладеть английским языком в сжатые сроки. Методика предлагает более гибкую и жизнеспособную систему обучения, адекватную современным потребностям общества и позволяет разрешить противоречие между ограниченными временными возможностями, отведенными на изучение английского языка и желаниями учащихся хорошо знать язык.

       Общеизвестно, что учащиеся школ перегружены объемом учебного материала и домашнего задания, что вызывает серьезные проблемы с их здоровьем. Интегрированный спецкурс- это один из вариантов решения проблемы и один из способов сделать процесс обучения более интересным и направленным на применение полученных знаний на практике.

 

       Актуальность проекта заключается еще и в том, что у учащихся на этапе взросления интерес к предмету может быть только сознательным в силу наличия у них явного мотива овладения языком: желание вести переписку, планы, связанные с зарубежными поездками, учебой, будущей работой, интерес к компьютерам, музыке, культуре англо-говорящих стран и т.д. Создание проекта вызвано необходимостью подготовки учащихся к реальному диалогу культур, таким образом, от теоретического обучения осуществляется переход к обучению с целью формирования практических навыков. Также, решается целый комплекс задач с целью формирования коммуникативной компетенции.

 

Новизна проекта

      Новизна данного проекта заключается в изменении содержания и технологии обучения английскому языку через интенсификацию образовательного процесса.

      Интенсивное обучение построено таким образом, что все его содержание и организация коммуникации пронизаны новизной. С этой целью используются тексты и упражнения, содержащие новую интересную информацию для учащихся; вариативность текстов разного содержания, но построенных на одном и том же задании. В данном случае нужно отказаться от произвольного заучивания (высказываний, диалогов, текстов и т.д.), но развивать речепроизводство, эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывать  интерес к учебной, познавательной деятельности. В рамках диалога культур формируется  креативность мышления.

        Новизна состоит в применении двух моделей организации учебного процесса, двух вариантов обучения: интенсивный - для обучения небольших групп и экстенсивный. Новой формой экстенсивного варианта, апробированного нами, является проведение экскурсий с профессиональным англо-говорящим гидом.        

       Сущность представленного  опыта состоит в развитии коммуникативной компетенции, а также в обновлении содержания обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом знаний.

Методологические положения проекта

       Отличительной особенностью предлагаемого проекта является активное способствование преодолению излишне рационалистического подхода к обучению. Проект ориентирован на формирование разносторонне развитой личности и индивидуального мировоззрения, осознание значимости отечественного культурного наследия и его вклада в мировую культуру. В рамках проекта организуется посещение музеев и исторических мест, участие в экскурсиях и их самостоятельное проведение.

        В предлагаемом проекте учитываются следующие факторы:

1.Отбор тем, ситуаций, тестов, форм и приемов работы с учетом личной заинтересованности учащегося.

2.Сюжетно-речевая организация материала.

3.Использование всех каналов воздействия на учащихся.

4.Обучение всем основным видам речевой деятельности при выделении в качестве ведущих - аудирование и говорение.

5.Принцип избыточности для обеспечения большой коммуникативной свободы.

6.Опора на родной язык.

        Отличительной чертой интенсивного обучения является преимущественная установка на непроизвольное запоминание, которое обеспечивается созданием атмосферы эмоционального подъема. На занятиях создается обстановка доброжелательности, дружелюбия, доверия. Специальная организация учебного материала способствует активизации резервных возможностей учащихся. С первой же встречи снимаются психологические барьеры, страх перед ошибкой и говорением на иностранном языке. Все это связано с формированием умения самостоятельного поиска информации, анализа, систематизации, обобщения полученных знаний, выделения главного, составления учебных конспектов, подготовки и представления полученных данных в форме устных сообщений и презентаций. Одной из важнейших задач проекта  является формирование умения отойти от формальных признаков конкретных слов, запомнить основное содержание сообщения и передать его иными словами.

Цель: способствовать развитию духовно-интеллектуального потенциала учащихся, их коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять иноязычное общение.

Задачи.

        Создать условия для овладения каждым учащимся:

- способности понимать и читать тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации по различным тематикам в рамках культуронаследия нашей страны.

- создавать авторские тексты по различным тематикам в рамках культуронаследия нашей страны.

        В реализации поставленных цели и задач задействованы следующие аспекты:

1. Собственно-коммуникативный и интерактивный аспект.

        Привитие учащимся навыков межличностного общения, умения инициировать и поддерживать беседу, извлекать информацию из текстов разных функциональных стилей и переводить ее в разговорный регистр.

2. Развивающий аспект.

       Реализуется в широком подключении эмоциональной и интеллектуальной деятельности учащихся на всех этапах сценария занятий. Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний, в данном случае –литературы, истории, географии.  Метапредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний. Правильное установление метапредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку.

3. Воспитательный аспект.

         Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:

  • понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;
  • толерантного отношения к другой культуре;
  • ценностного отношения к себе, другим и миру;
  • активной жизненной позиции.
  • чувства любви к Отечеству.

 

Критерии оценки ожидаемых результатов от реализации проекта:

  • повышение уровня языковой и коммуникативной компетенции учащихся через тестирование;
  • письменные размышления по темам, экскурсиям, проводимым экскурсоводами на английском языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание авторского проекта:

1) Лингвострановедческий компонент:

  • знание, понимание и умение употреблять в соответствующих ситуациях лексические средства общения как источники национально-культурной информации: - фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы;
  • социально-экономические преобразования;

 

2) Общеучебный компонент:

учебно-информационные умения, которые проявляются в способности:

  • собрать нужную информацию из различных источников;
  • пользоваться справочной литературой;
  • классифицировать информацию на основную и второстепенную;
  • работать с аутентичным текстом (перевод русских текстов на английский язык);
  • разрабатывать социальные проекты (статьи в СМИ, презентации);

        Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. Данная творческая работа, чаще всего, реализуется в создании различных презентаций. Учащиеся создают свои проекты, используя культурологический и фотоматериал с происходящих экскурсий. Все свои работы учащиеся старших классов представляют учащимся среднего звена общеобразовательной школы (5-7 класс).

Полученные умения учащихся:

  • вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая своё мнение и обосновывая его;
  • излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме (уметь формулировать суть проблемы, выражать своё мнение, давать оценку);
  • самостоятельно подготовить устное сообщение по выбранной теме и выступить с ним;
  • приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
  • переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реальную ситуацию общения;
  • работать в команде и самостоятельно.

 

         В рамках проекта «Познавая мир через экскурсии»  были запланированы, а также частично  проведены некоторые автобусные и пешеходные тематические экскурсии по Москве.

Пешеходные: 1. Красная площадь.
2. Музей археологии.
3. Охотный ряд. Александровский сад. Манежная площадь.
4. Парк Победы.
5. Английское подворье.
6. Китай - Город  7.  Кремль.
8. Оружейная палата. 9. Планетарий

Автобусные Литературные экскурсии по Москве: 1. Гоголь Н.В.
2. Булгаков М.А.
3. Чехов А.П.
4. Пушкинская Москва
5. Москва Гиляровского 6. Замоскворечье и Островский

Архитектурные экскурсии по Москве: 7. Архитектура Москвы 15- 20 веков
 
8. Монастыри Москвы
9. Дворянская Москва

Ребята также получат обширную путевую информацию в загородных поездках:  
- в Александров
- в Сергиев Посад
- в Переславль-Залесский и другие города Золотого кольца
- в Коломну.

 

 

Список литературы

1. Л.Г.Денисова, С.Н.Мезенин. Английский язык. Учебное пособие для   10 кл. средней школы. Интенсивный курс. Москва. “Просвещение”, 1993.

2. Л.Г.Денисова, М.З. Биболетова, Н.К. Туганова, Г.М.Фасхутдинова. Английский язык. Интенсивный курс. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва. “Просвещение”, 1998.

3. Внеурочная работа // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.151

4.Выбор  методов обучения в средней школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981. – 328с.

 

5. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в

школе. -   ИЯШ, 2003, № 2, с 47-49.

 

6 . Дидактика  в современной школе: Пособие для учителей / Кобзарь Б.С.,        Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под ред. Онищука В.А. – К.: Род. шк., 1997. – 351 с.

 

7. Иностранные языки и учеба за рубежом, 2001, №10, с. 18-22.

 

8. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение,

2005. –261с.

 

9. Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, М.: Высшая школа,2002 – 165с.

 

10. Ляэнеметс У.Л. - О применении языковых знаний вне урока. -  ИЯШ. 1998, №6, с.53-54.

 

11. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку.  -  ИЯШ 2003, № 8. с.46-48.

 

12. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.: Просвещение, 1999, 207с.

 

13. М.Д. Сергеев, С.Б.Шехов. Фотоальбом на английском языке. Москва. Издательство “Планета”, 1994.

 

14. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы. - ИЯШ. – 1999, № 4, с.61-63.

15. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая школа,1990 – 132с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: