Статья «Гуманизация образования как основная детерминанта развития личности» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
1 марта
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Фасоля Алексей Анатольевич
Должность:
Российская Федерация, г. Москва, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», ведущий научный сотрудник НИЦ-2, доктор педагогических наук, профессор
 
Получено:
09.02.2019
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2 (Vol. 50), 2019,10.02.19

УДК 37

 

Гуманизация образования как основная детерминанта развития личности

Humanization of education as the main determinant of personality development

 

Автор: Фасоля Алексей Анатольевич – Российская Федерация, г. Москва, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», ведущий научный сотрудник НИЦ-2, доктор педагогических наук, профессор

Authors: Fasola Aleksey Anatolyevich – Russian Federation, Moscow, Federal State Institution "Research Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments", leading researcher of SIC-2, doctor of pedagogical sciences, professor

 

Аннотация: в статье определена основная интенция взглядов и соображений отечественных и зарубежных ученых по гуманизации образования как основной детерминанты развития личности; переосмыслены компоненты образовательного процесса в свете его человекотворческой функции, поскольку гуманизация образовательного процесса является исторически необходимой тенденцией, которая требует соответствующих способов включения человека в научно-педагогические и психологические механизмы усвоения социального опыта, который передается одним поколением другому.

Annotation: the article defines the main intention of the views and considerations of domestic and foreign scientists on the humanization of education as the main determinants of personal development; rethinks the components of the educational process in the light of its humanistic function, since the humanization of the educational process is a historically necessary trend that requires appropriate ways to include a person in the scientific, pedagogical and psychological mechanisms of assimilation of social experience, which is transmitted by one generation to another.

 

Ключевые слова: образование; гуманизация образования; свобода; личность.

Keywords: education; humanization of education; freedom; personality.

 

Парадигма глобализации актуализирует такие проблемы ноосферы и человечества, как образование, язык, культура, экология, национальное самосознание, сохранение здоровья, продление возраста, тендерное равенство, борьба с бедностью, предотвращение геноцида, развитие демократических основ государственности, социальных структур и институтов, формирование позитивно ориентированной морали и поведения человека, а также обеспечения нового уровня гуманизации всех сфер ее жизнедеятельности.

В контексте указанных проблем человечества чрезвычайно остро ощущается потребность в новых гуманистических идеалах, идейный пафос которых призван формировать общечеловеческие ценности из-за гуманного отношения человека к себе, другому человеку, окружающему миру, вселенной и осознанию ею доминантного значения преобразовательной деятельности как главного способа существования. В связи с этим образование будущего должно стимулировать человека к поиску оптимальных вариантов своего очеловечивания и критического осмысления собственного бытия в природном универсуме, сопротивляться технологизации и прагматизации человеческого познания, которые могут привести к духовному и экологическому апокалипсису.

Учитывая сказанное, уместно отметить, что под влиянием идей относительно обеспечения нового уровня гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека понятие «образование», «гуманизм» и такая неотъемлемая черта бытия личности, как свобода, наполнились новым содержанием и требуют логического и содержательного уточнения для квалифицированного анализа сущности категориальных признаков гуманизации образования – основной детерминанты развития личности.

Понятие «образование», «гуманизм», «свобода» как «своеобразный катализатор, источник постановки и осознания проблемы» отражают объективную реальность в ее разнообразии и смысловом богатстве, диалектически развиваются и образуют систему понятий, которую объясняет теория – одна из форм организации знания, ее инструмент.

В частности, понятие «образование» рассматривается отечественными учеными в гуманистических традициях педагогической науки как одна «... из самых широких педагогических категорий, имеющей целостную, полифункциональную и полисмысловую структуру» и «выполняет три важные функции: человекотворческую – обеспечение определенного уровня знаний, грамотности, состояния эмоционально волевой сферы, поведенческих ориентаций, готовности к выполнению разных социальных ролей, видов деятельности; технологическую – обеспечение «базы жизни»; формирование навыков и умений трудовой, общественной, хозяйственной, профессиональной деятельности; развитие коммуникативности в разных видах деятельности и тому подобное; гуманистическую – воспитание людей в духе мира, высокой нравственности, культуры, понимания приоритетов общечеловеческих ценностей (жизни, труда, самого человека, природы) и т.д.» [1, с. 615].

Согласно своего функционального назначения современное образование транслирует социальный опыт, инициирует субъектов обучения на его активное усвоение и использование, обеспечивает преемственность развития человека и общества в социально-историческом измерении: «прошлое - настоящее - будущее», гарантирует непрерывность и сохранение культурно-исторического процесса.

Формализованное философской, психолого-педагогической и научно-методической литературой понятие «гуманизм» является исходной категорией для характеристики понятия «гуманизация образования», которое в педагогическом словаре рассматривается как «центральная составляющая нового педагогического мышления, что предполагает пересмотр, переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекотворческой функции» [2, с. 76].

Анализ, обобщение и систематизация наработки отечественных и зарубежных ученых дали возможность определить основную интенцию их взглядов и соображений о гуманизации образования как основной детерминанты развития личности, критически переосмыслить их в формате исследуемой проблемы и сформулировать положения, которые раскрывают ее основное содержание.

Кризисные явления, которые прослеживаются во всех сферах жизнедеятельности человека, обусловливают необходимость критического осмысления педагогами практических шагов цивилизации по сохранению ее здоровья и охраны окружающей среды на уровне современной философии образования как самостоятельной отрасли науки. Представители гуманистической психологии считают, что развитие рефлексивных механизмов мышления может не только закрепить правильность рассуждений человечества относительно выбранного направления развития науки, техники и других продуктов его интеллектуальной деятельности, но и создать качественно новое направление в духовном и личностном развитии личности, обогащенной рефлексивным и интеллектуальным ресурсом самопознания.

В условиях гуманизации образования следует рассматривать как многовекторный социально-психологический процесс утверждения гуманистических ценностей, стимулов, мотивов поведения, направляемой на очеловечивание целостной картины мира, развитие гуманистического мышления и мировоззрения через вариативность и дифференцированность обучения, учебных программ, что обеспечит личностное содержание образования субъекта обучения, а, следовательно, и развитие его личности. Основными факторами гуманизации образования являются: утверждение ценностей гуманизации образовательной деятельности, которые определяют принципиальные основы отношений в системе «взрослый - ребенок»; принятие и признание субъектности участников образовательной деятельности; обеспечение субъектной свободы в процессе выбора образовательной траектории; приоритетность личностно-ориентированного взаимодействия в образовательной деятельности; очеловечивание образовательной среды; признание многообразия культурных форм жизнедеятельности человека [3].

Сущность переосмысления такой неотъемлемой черты бытия личности, как свобода, заключается в том, что она рассматривается не как способ овладения внешними обстоятельствами и контроль за их состоянием, а как инструмент налаживания партнерских отношений с другими людьми, социальным окружением, феноменами индивидуального и общественного сознания, природой, ценностями и нормами культуры. Свобода личности – это процесс самоопределения индивида через высвобождение внутренней природы, самоактуализацию и осознание доминантного значения преобразовательной деятельности как главного способа существования.

Общеизвестно, что исторически необходимой тенденцией, которая требует соответствующих способов включения человека в научно-педагогические и психологические механизмы усвоения социального опыта, который передается одним поколением другому, определение соотношения в нем основных и специальных составляющих, чувственно-конкретных и рационально-логических форм освоения действительности и других констант и переменных, является гуманизация образовательного процесса. Это чрезвычайно сложный процесс, который имеет различные направления, различные формы и способы его реализации непосредственно в образовании и в смежных с ней сферах идейно-психологического и морально-воспитательного воздействия на человека: демократизация отношений; педагогика сотрудничества; формирование гуманистических ориентаций; утверждение ценностей гуманистической культуры; приобщение к общечеловеческим ценностям; индивидуализация образования; создание условий для развития духовности личности во внеучебной сфере; участие в деятельности общественных организаций гуманистической направленности; достижение открытости индивидуально-личностного развития и целостности личности «... сущность которой раскрывается в процессе освоения и выполнения объективных социальных ролей» [4, с. 15].

Как свидетельствуют результаты образовательной практики, гуманитаризация образования в определенной степени предопределяется и зависит от гуманитарной культуры педагога, функциональным назначением которой является продуцирование поведенческих паттернов, эстетических и гуманистических образцов, эталонов и норм этики, и проявляется через гуманитарную деятельность, благодаря которой он самореализуется, самоутверждается, проявляет духовную свободу и творчество, меняет социально-культурную среду.

В контексте отмеченного следует отметить, что, несмотря на неблагоприятные политические, социальные, финансовые и кадровые условия, современное образование, основой которого является творческий потенциал научной мысли и культуры, институционально остается центром гуманизации общественных отношений и пытается следовать гуманистическом идеалу обучения и воспитания.

Благодаря самоотверженному труду педагогических работников образовательный процесс выполняет свою человекотворческую функцию. Однако 92,3 % педагогов считает: для того, чтобы гуманизация «пронзила» моральную и культурную составляющие образовательного процесса, необходимо очеловечить сферу отношений. Такая точка зрения педагогов является подходящей, поскольку до недавнего времени моральная регуляция внутренней жизни учебного заведения доминировала над формально-административной. В условиях усложнения его деятельности эффективность моральной регуляции стала заметно снижаться, уступая место формально-правовому регламенту. В сфере отношений субъектов образовательной деятельности закрепилась тенденция, при которой человечные отношения вытесняются рыночными, формализуются, нивелируют общечеловеческие ценности и негативно сказываются на их мировоззрении.

Образование сейчас и в перспективе должно ориентироваться на общесоциальные, политические, юридические, моральные, познавательные, эстетические ценности, а в образовательном процессе необходимо формировать экзистенциальные ценности, непосредственно связанные с жизнью личности, и моральные ценности – ядра гуманистического мировоззрения личности, которая отличается такими качествами, как справедливость, преданность, честность, верность, доброжелательность, способность к конструктивному взаимодействию, искренность, надежность, обязательность, высоконравственный сознание, ответственность, терпимость, благодарность, благотворительность, порядочность и т.д.

Синтез содержательных толкований понятий «образование», «гуманизм», «гуманизация образования», «личность», «свобода» в контексте исследуемой проблемы отражает научное осмысление действительности, расширяет теоретическое знание об исследуемом объекте.

В процессе формулирования целей гуманизации образования как основной доминанты развития личности необходимо исходить из приоритетов развития свободной и ответственной личности, которая отличается проявлением и развитием в ней общечеловеческой сущности, высоконравственным сознанием и способна к конструктивному взаимодействию в меняющемся социуме.

В связи с тем, что диалектика современных отношений «человек - общество» сформировала запрос на гуманитарно-подготовленную личность – коммуникативную и психологически адекватную. Неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической компетентности современного педагога должна стать гуманитарная культура.

 

Список литературы:

  1. Гончаренко С.В. Образование / С.В. Гончаренко // Энциклопедия образования. - К.: Юринком Интер, 2008. - С. 614-616.
  2. Липский И.А. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004 - С. 280-287.
  3. Сериков В.В., Сластенин В.А., Колесникова И.А. Обучение как вид педагогической деятельности /- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 255 с.
  4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Э. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 177 с.

List of references:

1.  Goncharenko S. V. Education / S. V. Goncharenko / / encyclopedia of education. - K.: Yurinkom Inter, 2008. - P. 614-616.

2.  Lipsky I. A. Theoretical and methodological problems of modern education: Collection of scientific works. - Volgograd, Peremena, 2004-P. 280-287.

3.  Serikov V. V., Slastenin V. A., Kolesnikova, I. A. education as a form of pedagogical work, - M.: Publishing center "Academy", 2008. - 255 p.

4.  Slastenin V. A. Pedagogy: textbook. allowance for students. PED. studies'. institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. I. Mishchenko, E. N. Shiyanov. - M.: School Press, 2000. - 177 p.

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 14 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: