Статья «Отраслевая специализация педагогической науки» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 августа
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Поданные статьи авторов
Автор:
Фасоля Алексей Анатольевич
Должность:
Российская Федерация, г. Москва, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», ведущий научный сотрудник НИЦ-2, доктор педагогических наук, профессор
 
Получено:
09.02.2019
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2 (Vol. 50), 2019,10.02.19

УДК 37

 

Отраслевая специализация педагогической науки

Branch specialization of pedagogical science

Авторы: Фасоля Алексей Анатольевич – Российская Федерация, г. Москва, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», ведущий научный сотрудник НИЦ-2, доктор педагогических наук, профессор; Гузеев Михаил Сергеевич – Российская Федерация, Московская область, г. Балашиха, Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Российской Федерации, начальник учебной лаборатории кафедры военной акмеологии и кибернетики

Authors: Fasola Aleksey Anatolyevich – Russian Federation, Moscow, Federal State Institution "Research Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments", leading researcher of SIC-2, doctor of pedagogical sciences, professor; Guzeev Mikhail Sergeevich – Russian Federation, Moscow region, Balashikha, Federal state military educational institution of higher professional education "Military Academy of strategic Missile forces named after Peter the Great" of the Ministry of defence of the Russian Federation, head of the training laboratory of the Department of military acmeology and Cybernetics

 

Аннотация: статья посвящена анализу состояния отраслевой специализации отечественной педагогической науки и выделению теоретических основ этого процесса. Для реализации цели статьи проанализированы принципы распределения педагогической науки на научные специальности, определены факторы, которые свидетельствуют о сформировавшемся научно-педагогической специальности, выделены противоречия отраслевой специализации педагогической науки.

Annotation: the article is devoted to the analysis of the state of branch specialization of domestic pedagogical science and the allocation of the theoretical foundations of this process. To achieve the goal of the article, the principles of distribution of pedagogical science into scientific specialties are analyzed, the factors that indicate the formed scientific and pedagogical specialty are determined, the contradictions of branch specialization of pedagogical science are highlighted.

 

Ключевые слова: отраслевая специализация; противоречия отраслевой специализации; педагогическая наука.

Keywords: branch specialization; contradictions of branch specialization; pedagogical science.

 

Развитие педагогической науки в значительной степени зависит от отраслевой специализации, единства процессов дифференциации и интеграции научного знания. Объективной основой дифференциации является разнообразие образования, образовательной деятельности, а интеграции - ее внутреннее единство, наличие общих закономерностей, принципов, тенденций развития Отражением этих фундаментальных особенностей образования являются тенденции и одновременно процессы дифференциации и интеграции в науке. В социальном плане процессу дифференциации научного знания соответствует разделение труда, специализация в педагогической и научной деятельности. Дифференциация воплощается в системе профессиональной подготовки, повышении квалификации, подготовке научных кадров. Понятие «дифференциация» характеризует структурированные научные знания, научные дисциплины, а понятие «специализация» характеризует распределение научного труда, его углубление в связи с усложнением образовательных процессов и научной деятельности. Но, если учесть, что наука – это не только научное знание, но и научная деятельность, то надо признать, что это очень близкие понятия. Они характеризуют одно явление, но с несколько разных сторон.

Среди непосредственных причин отраслевой специализации можно назвать повышение роли и усложнение определенного аспекта образовательной деятельности, специализацию видов педагогической деятельности, накопление значительного количества информации про этот аспект образовательной деятельности, создания более благоприятных условий для углубления научных исследований. Состояние дифференциации научного знания является важным фактором развития педагогической науки.

Цель статьи – определить имеющиеся особенности и теоретические основы отраслевой специализации педагогической науки.

Как известно, дифференциация предполагает расчленение целостной научной системы знаний на отдельные отрасли – самостоятельные и в определенной степени автономные. Сущность дифференциации научного знания можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле дифференциация педагогической науки включает и специализацию научной деятельности. А в узком смысле дифференциация в педагогической науке дополняется специализацией научной деятельности, но дифференциация невозможна без специализации, а специализация невозможна без дифференциации. Педагогика зародилась как единая наука о воспитании детей, но постепенно превратилась в разветвленную сложную систему научно-педагогических специальностей. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в России в последние 25 лет.

Анализ имеющейся в педагогической науке ситуации позволяет охарактеризовать распределение на научные специальности по разным принципам. По первому принципу в соответствии с традиционных составляющих педагогической науке выделены такие специальности: общая педагогика и история педагогики, теория и методика воспитания, теория обучения, теория и методика управления образованием. По второму – согласно звеньев системы образования выделяют: дошкольную педагогику; коррекционную педагогику; теорию и методику профессионального образования. Но по этому принципу почему-то не выделяют теорию и методику общего среднего образования. За третьим принципом согласно специализации определенных видов педагогической деятельности выделяют: теорию и методику обучения определенной дисциплины, социальную педагогику (социальную работу).

Для того чтобы дать ответ на вопрос, насколько обоснованным является выделение той или иной специальности, необходимо выяснить соотношение общих педагогических и специфических положений (особенностей), на которых базируется тот или иной вид педагогической деятельности. Показательным в этом смысле является развитие в мире теории управления. На первом этапе развития менеджмента отдельно формировалась теория управления предприятиями, образовательными учреждениями, государством, религиозными организациями. А в наше время общепринятой является мысль, что существует общий менеджмент, положения которого распространяются на все виды управленческой деятельности.

Анализ законодательно-нормативной базы и особенностей современной научной парадигмы позволяет определить факторы, свидетельствующие о сформированности научно-педагогической специальности:

официальное утверждение специальности,

наличие обоснованного предмета исследования,

наличие организационных структур, отвечающих за развитие той или иной научно-педагогической специальности. Такими структурами могут быть научно-исследовательские институты, отделы, лаборатории, научные подразделения университетов, специализированные ученые советы по защите диссертаций по определенной специальности,

присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий по определенной специальности.

соответствие научных исследований предмету научно-педагогической специальности,

наличие профессиональной подготовки по определенной специальности, которая осуществляется педагогическим или научно-педагогическим специальностям,

наличие журналов, конференций, публикаций по определенной специальности, охватывающих предмет научно-педагогической специальности, обобщения накопленной информации в монографиях, учебниках,

разработанность специфических методологии, закономерностей, теорий, которые отражают особенности предметной области специальности.

Выделение в педагогике научно-педагогических специальностей может способствовать, а может тормозить развитие науки. Отраслевая специализация способствует развитию педагогической науки в следующих условиях:

Когда усложняется предмет науки и более разнообразной становится педагогическая деятельность, а общие основы педагогики не позволяют эффективно решать имеющиеся специализированные проблемы.

Когда начинают выделять специфические предметы исследования, для рассмотрения которых уже недостаточно общепедагогических подходов.

Когда значительно возрастает объем накопленного знания, который без разделения на специальности сложно систематизировать и обобщать.

Когда появление новых специальностей способствует обоснованию новых теорий, которые объясняют предмет исследования, растет теоретический и методологический плюрализм.

Когда появление новых специальностей позволяет усилить связь теории и практики, повысить эффективность влияния педагогической науки на образование.

Отраслевая специализация может тормозить или плохо влиять на развитие педагогической науки в условиях:

Когда не осуществляется систематизация, интеграция накопленных знаний и в большинстве научно-педагогических специальностей отсутствуют внутренние связи.

Когда не производится систематизация интеграции педагогических знаний, накопленных отдельными специальностями.

Когда в исследованиях по определенным специальностям не учитывают общепедагогические методологические основы.

Когда исследования по определенным специальностям ограничиваются только тем, что иллюстрируют уже известные общепедагогические положения.

Приведенные особенности научно-педагогических специальностей позволяют оценивать состояние и определять перспективы их дальнейшего развития. Современное состояние отраслевой специализации педагогической науки характеризует ряд противоречий, которые фактически являются особенностями ее научной парадигмы.

Структура научно-педагогических специальностей обусловливает подготовку узких научных специалистов, что в большей степени ориентировано на усовершенствование имеющихся образовательных систем, а не на парадигмальные сдвиги в образовании. Кроме того, отраслевая специализация ученых в определенной степени ограничивает их право на творчество за пределами этой специальности.

По современной научной парадигмы структурные компоненты науки - ее отрасли - должны охватывать все имеющиеся проблемы теории и практики образования. Но современная научная практика свидетельствует, что при существующих условиях некоторые актуальные научные проблемы становятся периферийными и второстепенными в перечне направлений исследований. Значительное количество направлений исследований по тем или иным научно-педагогическим специальностям, приведенным в их паспортах, не исследуется, что свидетельствует об отсутствии или несовершенстве организационных механизмов обеспечения развития этих специальностей.

По современной научной парадигме структурные компоненты науки – ее отрасли, должны охватывать все имеющиеся проблемы теории и практики образования. Но современная научная практика свидетельствует, что при существующих условиях некоторые актуальные научные проблемы становятся периферийными и второстепенными в перечне направлений исследований. Значительное количество направлений исследований по тем или иным научно-педагогическим специальностям, приведенным в их паспортах, не исследуется, что свидетельствует об отсутствии или несовершенстве организационных механизмов обеспечения развития этих специальностей.

Основным противоречием современной системы отраслевой специализации педагогической науки является то, что она одновременно ориентируется на реализацию имеющихся проблем образования и теоретическую модель научного знания. В наше время проведение научных исследований определяют преимущественно научные факторы, логика развития науки.

По формальным признакам исследования, которые проводят в пределах тех или иных научно-педагогических специальностей, соответствуют их паспортам, но за пределами внимания ученых остаются наиболее важные актуальные образовательные проблемы, которые являются наиболее сложными, комплексными, масштабными. Поэтому для дальнейшего развития педагогической науки важно обеспечить более тесную связь ее отраслевой структуры, направлений исследований и актуальных образовательных проблем.

 

Список литературы:

  1. Алехин И.А., Герасимов В.Н., Марченков В.И. Педагогика: Учебник/ Под ред. Герасимова В.Н. – М.: ВУ, 2002. – 192 с.
  2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие /– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
  3. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: учебное пособие / Казань.: Казан. гос. технол. ун-т., 2004. – 212 с.
  4. Утробин Г.Ф. Системные проблемы современного профессионального образования в России // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XV Международной научно-практической конференции 26-27 декабря  2013 г. / Науч.- инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». – Москва: Изд-во «Спецкнига», 2013. - 276-280 с., 332 с.

List of references:

1.  Alekhin, I. A., Gerasimov V. N., Marchenkov V. I. Pedagogics: the Textbook/ Under the editorship of V. N. Gerasimov. – M. WU, 2002. - 192 p.

2.  Baidenko V. I. competence-Based approach to the design of state educational standards of higher professional education (methodological and methodical issues): Handbook /– M.: Research center for quality of training, 2005. - 114 p.

3.  Gurye L. I. design of pedagogical systems: textbook / Kazan.: Cauldron. state technol. Univ. of Illinois, 2004. - 212 p.

4.  Utrobin G. F. Systemic problems of modern professional education in Russia // Theoretical and methodological problems of modern education: Materials of XV International scientific-practical conference 26-27 December 2013].- INF. published. center "Institute for strategic studies". - Moscow: publishing house "special Book", 2013. - 276-280 p., 332 p.

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 12 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: