Статья «Особенности формирования государственной молодежной политики в России и за рубежом» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Парамохина Анна Сергеевна
Должность:
Орловский Государственный университет, исторический факультет, специальность: Регионоведение, магистр. Генеральный директор ООО «Добротный Склад»
 
Получено:
05.07.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №3 (Vol. 20), 2015, 20.06.15

Название статьи: Особенности формирования государственной молодежной политики в России и за рубежом 

Автор: Парамохина Анна Сергеевна, Орловский Государственный университет, исторический факультет, специальность: Регионоведение, магистр. Генеральный директор ООО «Добротный Склад»

Ключевые слова: государственная молодежная политика, государство, социальная безопасность, управление, этапы развития, система управления.

На сегодняшний день молодежная политика России представляет собой одну из важнейших составляющих социально-экономического курса государства. Разработка методов и способов ее реализации находится в рамках компетенции органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Данная политика направлена, прежде всего, на подготовку кадров различных профилей в любой сфере общества, также на предоставление молодежи возможностей всестороннего развития, самореализации, самоутверждения в социуме для полноценной жизнедеятельности и дальнейшего воспроизводства населения.

К субъектам молодежной политики мы можем отнести различные политические силы, такие как государство, политические партии, общественные организации. Однако, в зависимости от законодательно регламентированных возможностей данные субъекты молодежной политики по-разному могут влиять на формирование определенного типа сознания молодых людей. Например, общественные организации и иные объединения, работающие с молодежью, как правило, применяют морально-этические инструменты, которые оказывают непосредственное влияние на внутренние, глубинные процессы в молодежной среде. Государство, в свою очередь, оперирует возможностью законодательного урегулирования создавшихся проблем и вопросов молодежи. Государственная молодежная политика отличается тем, что в рамках ее компетенции для достижения поставленных целей и задач возможно создание необходимых правовых, институциональных, социальных  и экономических условий для нормальной жизнедеятельности представителей молодежи. Также государство обладает законодательно закрепленными правами на применение определенных мер воздействия на неконтролируемое поведение молодежи.

Российская молодежная политика имеет ряд сходств и различий с молодежной политикой современных развитых государств. В зависимости от культурных, исторических, социальных и иных особенностей развития данных стран существенно различаются методы и принципы реализации государственной молодежной политики в этих странах. Но тем не менее мы можем наблюдать определенные сходные  черты в государственной политике некоторых стран , стоящих на более высокой ступени экономического, социального и культурного развития и России.[9] К данным особенностям можно отнести следующие:

1)    Молодежная политика представляет собой направление деятельности государства, общественных объединений, политических партий, а также иных субъектов общественных отношений, которые имеют своей целью содействие социальному воспитанию и социализации молодежи в современном обществе, а также получение поддержки собственного политического курса. Данные цели достигаются посредством создания соответствующих учреждений, мероприятий, методов социального, финансового и иных методов работы с молодежью.

2)    Политические субъекты интересуются проблемами молодежи преимущественно в моменты перемен, государственных переворотов, а также кризисов власти, когда требуется реальная, как правило, реакционная поддержка населения какого-либо политического курса, общественного движения или реформы.

3)    Реализация молодежной политики требует серьезных финансовых вложений, поэтому в некоторых странах молодежь выделяют в особую социальную группу, требующую постоянно решения собственных проблем и задач.

Как общественно-политическое явление молодежная политика начала формироваться в 20-х годах прошлого столетия, это было связано с созданием большого количества молодежных организаций различных идейно-политических направленностей и организационных форм.[3] Молодежные организации итого периода осуществляли свою деятельность не только в рамках какого-либо одного государства, но и на международной арене. Организованная в малых  больших группах молодежь стала привлекать более пристальное внимание со стороны органов государственной власти, а также иных общественных объединений. Начало институциализации молодежной политики в Европе положила Германия принятием Закона о молодежном благоденствии в 1922 г.[8] Данный законодательный акт содержал в себе зачатки первых закрепленных на законодательном уровне  обязанностей по предоставлению и обеспечению молодежи трудовыми и некоторыми другими социальными правами молодых людей.

Уже с 1950-х гг. мы наблюдаем проявление особого интереса со стороны органов государственной власти по отношению молодежи не только в странах Европы, но и в СССР. Данный интерес явился следствием создания новых социальных условий послевоенного времени, когда для восстановления разрушенных экономик многих стран, для развития промышленности требовались огромные людские ресурсы и квалифицированные профессиональные кадры. Для того, чтобы поднять экономику органами государственной власти стран-участниц боевых действий Второй мировой войны органами государственной власти был предпринят ряд мер по созданию  наиболее благоприятных социальных условий для молодых людей, который заключались также в таком явлении, как образовательный бум в странах Европы, СССР и США. В этот период студенческая молодежь стала порождать некоторые субкультурные объединения, имевшие на тот момент уже довольно весомое политическое влияние например в странах Европы, где молодые люди отличались активными антивоенными выступлениями или же иными непредсказуемыми действиями. Однако в странах-участницах бывшего «соцлагеря» дела обстояли несколько иначе. Государственная молодежная политика в них признавалась явлением, присущим буржуазному обществу [2] В СССР считалось, что молодежные проблемы могут быть только у отдельных людей, но никак у всего общества в целом, в данном случае это противоречило бы устоям социалистической идеологии. Но, тем не менее, уже с 1960-х гг. Законы о молодежи были приняты в ГДР (1950), Венгрии (1971) и Кубе (1978). А с 1980-х гг. соответствующие положения состояли в Конституциях КНДР, КНР, Болгарии, Румынии, Польше и других социалистических странах. Уже с 1990-х гг. права молодежи были закреплены в большинстве стран Земного шара, также во многих странах были созданы специализированные государственные органы, занимающиеся непосредственно вопросами молодежи. [8]

В 1980-х гг. государственная молодежная политика стала одним из вопросов в деятельности ООН, которая обозначила 1985 г.- Международным годом молодежи. Данные мероприятия способствовали тому, что молодежная политика стала объектом внимания органов государственной власти до и после Перестройки в нашей стране. С этого момента начинается новый виток в становлении и более глубоком осмыслении молодежной политики в России, который подразделяется на 3 этапа:[9]

1)    Становление государственной молодежной политики России в рамках новых социальных условий (1991-1993). Во время Перестройки были приватизированы многие объекты молодежной инфраструктуры, значительно была урезана государственная финансовая поддержка учебных заведений, социальная и иная помощь молодым семьям. В этот период наблюдается пренебрежительное отношение к представителям молодежи, которые получали финансовую поддержку по остаточному принципу. Также хотелось бы отметить тенденцию к сокращению молодежных центров, домов творчества, оздоровительных центров, клубов, что способствовало маргинализации представителей молодежи, которым было просто некуда девать свой интеллектуальный и трудовой потенциал. [2].

2)    Второй этап (1994-2000 гг.) В рамках данного этапа развития молодежной политики органами государственной власти делался акцент на формирование всероссийского подхода к молодежной политике, который учитывал специфику и возможности не только федерального, но и регионального уровня.

3)    Третий этап (2000 гг.- настоящее время) Этот этап в развитии государственной молодежной политики России можно охарактеризовать как  стабилизационный. На сегодняшний день органом, координирующим управление государственной молодежной политикой России является Министерство по физической культуре, туризму и молодежной политике. В рамках компетенции данного Министерства принимаются решения о приоритетных направлениях государственной молодежной политики России, о реализации первоочередных государственных программ, касающихся дел молодежи, а также проводятся различные мероприятия общероссийского уровня.

Подводя итоги всему вышесказанному хотелось бы отметить следующее. Государственная молодежная политика как в России так и в других странах набирает максимальные обороты и интерес со стороны органов государственной власти, как правило, накануне каких-либо масштабных социальных либо государственных перемен в обществе, а ослабевает в моменты политической и социальной стабилизации в обществе. Данная тенденция сохранялась на протяжении всего 20-го века. Также хотелось бы отметить одну из существенных проблем развития государственной молодежной политики -это проблема финансирования деятельности и развития молодежи  разных стран. В России эта проблема также остается актуальной. Но российская государственная молодежная политика все-таки довольно сильно отличается от таковой в Европе или США. На наш взгляд, для России характерно недостаточное внимание к юридической составляющей данного элемента внутренней политики нашего государства, а также довольно сильно затянувшейся во времени институциализация. Основной на сегодняшний день проблемой государственной молодежной политики является отсутствие стратегического видения молодежи как необходимого социального, экономического и политического резерва, молодые люди не воспринимаются сегодня как объекты инвестирования в будущие трудовые и воспроизводственные ресурсы. Решить данную проблему только при помощи государственных ресурсов на нам взгляд кажется невозможным, поскольку в воспитании и решении социальных проблем молодежи на современном этапе должно быть заинтересовано само общество в целом, которой обязано воспитать молодежь, как мощный субъект  будущей политической и социальной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алещенок С. В. К проблеме новой концептуализации молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. М., 1998.
  2.  Чупров В. И., Зубок Ю. А. Тенденции социального развития молодежи в современном российском обществе // Аналитический вестник информационно-аналитического управлении Аппарата Совета Федерации. 2003. № 31 (251).
  3. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 149.
  4. Луков В.А. Государственная молодежная политика: проблема социального проектирования будущего России [Электронный ресурс] // http://www.zpu-ioumal.ru/gumtech/proiection/articles/2007/Lukov/
  5. Тарцан В.Н. Государственная молодежная политика в современной России // Полис. 2010. № 3. С. 156-160.
  6. Хроника основных событий государственной молодежной политики в РФ [Электронный ресурс]//
    http://vmo.rgub.ru/policy/chronicle.php
  7. Слуцкий Б. Г., Оганян К. М., Шестаков В. П. Проблемы социальной работы с молодежью. Опыт комплексного междисциплинарного исследования: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2002
    1. Маркина Н.Л., Твирова Ю.А., Шумилова О.Е. Государственная молодежная политика: мировой и отечественный опыт// Известия Тульского государственного университета.2010. №2
    2. Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения// 2009. №1

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: