Статья «Конструктивная деятельность в дошкольном <br /> образовательном учреждении» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Миназова Лилия Илшатовна
Должность:
старший преподаватель кафедры физико-математического образования ГАОУ ДПО СО НТФ «Институт развития образования», г. Нижний Тагил
 
Получено:
02.06.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №3 (Vol. 20), 2015, 20.06.15

УДК 37.013.46

 

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

CONSTRUCTIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Миназова Лилия Илшатовна, старший преподаватель кафедры физико-математического образования ГАОУ ДПО СО НТФ «институт развития образования», г. Нижний Тагил

L. Minazova, senior lecturer, Department of Physics and Mathematics Education, GAOU DPO CO NTF "Institute for Educational Development", Nizhny Tagil

В статье рассматриваются особенности конструкторской деятельности детей как обязательного компонента ФГОС , способствующего развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать –формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

 

The article discusses the features of the design of children's activities as a mandatory component of the FSES, allowing the development of research, creative activity of children, the ability to observe, to experiment the shaping and development of engineering thinking children. Experience gained during the construction by a child, is irreplaceable in terms of shaping the exploratory behavior.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, игра, развитие,  творческие способности.

Key words: constructive activity, game, growing, creative skills.

 

В последнее время социальный статус дошкольного дет­ства существенно изменился. В силу требований нового вре­мени этот период стал важнейшим этапом государственно­го образования, не менее значимым, чем школьный этап. С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в Российской Федерации», который впервые закрепил до­школьное образование в качестве отдельного уровня общего образования. Новый статус дошкольного образования потре­бовал разработки принципиально нового образовательного стандарта, который уже существовал до этого времени на дру­гих ступенях.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стан­дарта, предполагает «обеспечение преемственности дошколь­ного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования», то есть формирование информационно-обеспеченной и технически грамотной личности будущего общества уже с раннего возраста. Однако Федеральные госу­дарственные требования, которыми руководствовалось до­школьное образование до настоящего момента, содержали в себе некоторые противоречия в содержании, структуре и понятийно-терминологическом аппарате. Разработка и вне­дрение ФГОС для дошкольных образовательных учреждений снял эти противоречия. Таким образом, завершилось формиро­вание единого образовательного пространства и обеспечение преемственности всех ступеней образования [1].

ФГОС предусматривает отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от непосредственно образовательной деятельности. Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым не­традиционным формам работы с детьми. В этом смысле кон­структивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать обра­зование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Образовательная деятельность в современном дошкольном об­разовании устанавливает определенное время работы с детьми:

вторая младшая группа – 10-15 мин.;

средняя группа – 15-20 мин.;

старшая группа – 20-25 мин.;

подготовительная к школе группа – 25-30 мин.

Дети начинают заниматься с современными конструкторами, как правило, со средней группы. Включение детей в конструк­торскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, про­странственные и размерные отношения).

В старшей группе перед детьми открываются широкие возмож­ности для конструкторской деятельности. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюже­та, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с нарушениями.

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в ра­боте по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы эксперимен­тирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления [2].

В зависимости от возрастного периода количество детей составляет от 5 до 12 человек в одной группе. При организа­ции деятельности с детьми необходимо учитывать этапы раз­вития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два этапа:

Подготовительный, включающий стадии манипулирова­ния, идентификации и конструктивного экспериментирования.

Этап творческого конструирования, состоящий из ста­дий элементарного моделирования, подражания и копирова­ния, свободного конструирования и конструктивного фантази­рования. В разных возрастных группах необходимо учитывать знания об окружающем мире, полученные детьми на предыдущих этапах конструирования 3D-моделей. Каждое тематическое конструи­рование должно завершаться мероприятием, объединяющим разные возрастные группы, например, тематической выставкой, на которой демонстрируются созданные детьми 3D-модели.

Детское конструирование долгое время являлось имитацией конструктивной предметной деятельности взрослого, т.е. дея­тельностью по аналогии, но которая не лишена предметности и практичности.

Основное отличие состоит в том, что продукты конструктив­ной деятельности взрослого наукоемкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского конструи­рования - просты и лаконичны как по форме, так и по содержа­нию.

Однако в деятельности взрослого и ребенка есть одна общая характеристика – конструкция имеет практическое назначение, - так в мире взрослых она обеспечивает удобство домашнего быта и производительность профессиональной сферы, а в мире ребенка создает и наполняет игровые ситуации. Процесс кон­струирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр [3].

 Виды конструирования в дошкольном образовательном учреждении

Современные конструкторы представляют множество вари­антов конструирования, которые можно объединить в следу­ющие виды:

По материалам:

-  из строительных наборов – использование геометрических тел, кубов, цилиндров, призм и др. для создания построек. В условиях дошкольного образования используют наполь­ный и настольный строительные материалы;

-  из конструкторов – использование деревянных, пластмассо­вых, металлических наборов для создания конструкций, отли­чающихся способом крепления деталей. Дети осваивают но­вые способы соединения, создают разнообразные статичные и динамичные конструкции;

-  из природного материала – создание игрушек, поделок из ши­шек, скорлупы орехов, семечек, веточек и др. материалов. Глав­ным условием отбора природного материала является его вы разительность и характерность;

-  из бросового материала – создание поделок из баночек, бу­тылок, коробок и др. материалов, т.е. придание «второй жиз­ни», эстетическое оформление бросового материала;

-  из бумаги и картона – использование различных сортов бу­маги: настольной, писчей, глянцевой, картона для создания выкроек поделок игрушек и т.п.;

-  оригами – является частью конструирования из бумаги, но от­личается особым способом сгибания;

-  объемное бумажно-картонное моделирование – использо­вание бумаги и картона является частью конструирования, характеризуется сочетанием данных видов материала и соз­данием объемных конструкций для игровой деятельности детей (например, изготовление мебели, зданий).

По содержанию:

-  реалистичное конструирование максимально приближено к передаваемому образу, т.е. внешнему виду;

-  стилизованное конструирование – конструкция имеет упрощен­ную, доступную форму, напоминает внешним видом конструк­ций передаваемый образ, нет точности копирования образа;

-  абстрактное конструирование – конструкция не всегда пере­дает точность внешнего вида передаваемого образа, но име­ет индивидуальную характеристику.

По характеру деятельности:

-  индивидуальное конструирование;

-  коллективное конструирование. По назначению:

-  практическое назначение;

-  художественно-эстетическое назначение.

По количеству деталей конструкторы бывают крупными, средними и мелкими. Создавая собственные конструкции, дети учатся новым способам сборки, работе со схемами, чертежами, фотографиями. Конструирование может быть не только реали­стичным, но и стилизованным, и абстрактным.

Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность отбора деталей и творчество при условии полного обеспечения материальной базы (чем разнообразней конструкторы, тем ярче творчество). Как правило, конструиро­вание завершается игровой деятельностью либо выставкой.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрически­ми объемными формами, изучают их свойства, осваивают пра­вила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. На занятиях развивается образное мыш­ление, воображение, творческие способности, память, способ­ности концентрации внимания. Приступая к постройке, ребенок на первом этапе представляет ее (мысленно или на основе схе­мы, картинки), продумывает общую форму, отдельные части, за­тем соотносит образ с имеющимися деталями, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к конструированию заду­манного. В ходе постройки ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся или включать дополнительные материалы. Таким образом, достигает­ся высокая результативность конструктивной деятельности.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ // Официальные документы в образовании. – 2013. – №2, №3. – С.2-92.
  2. Кочкина Н.А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности // Управление ДОУ. – 2012. - № 6. – С. 24.
  3. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова. М.: Изд.-полиграф. центр «Маска». – 2013. – 100 с.

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: