
ГоСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ Школа 2055
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГБОУ Школа 2055
Н.М. Шелкова
Образовательная ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Патриот»
Возраст обучающихся - от 10 до 18 лет
Срок реализации 2 года
СОСТАВИТЕЛЬ:
Учитель ОБЖ
Сергунин В.С.
Образовательная ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Патриот»
В.С. Сергунин, учитель ОБЖ высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 2055» |
V.S. Sergunin, teacher of the highest qualification category GBOU «School No. 2055» |
Данная образовательная программа является продолжением основной программы курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся общеобразовательных учреждений. Предназначена для обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет в качестве дополнительного образования.
|
This educational program is a continuation of the main program of the course "Principles of life safety" for secondary school students. It is designed for students aged from 10 to 18 years as further education. |
Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, экстремальные условия, средства защиты, оказание первой медицинской помощи. |
Key words: emergencies, extreme conditions, protective equipment, first aid. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Едва начавшись, новое тысячелетие уже сегодня диктует правила жизни, динамичной, быстро меняющейся, требующей от человека активных действий. В современном российском обществе происходят весьма сложные и противоречивые процессы, в том числе и в экономико-технологической сфере.
Программа работы клуба “Патриот” является логическим продолжением программы курса “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся общеобразовательных учреждений. Прошла апробацию на базе ГБОУ «Школа № 2055»
Данная программа предназначена для подготовки обучаемых к действиям в экстремальных ситуациях, приобретения практических навыков и умений учащихся в вопросах проведения спасательных работ и оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к квалификации спасателей, согласованных с Министерством труда и занятости населения РФ, положения о системе подготовки кадров МЧС России, а также Федеральных законов “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и “Об аварийно спасательных службах и статусе спасателей”.
В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведения аварийно-спасательных работ, приобрести опыт прохождения туристских и альпинистских маршрутов и навыки основ выживания в экстремальных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ, получить психологическую закалку.
Подготовка предполагает три основных направления: теоретическое, техническое и физическое.
Теоретическая подготовка проводится по специально разработанным методическим материалам и пособиям в соответствии с учебной программой и расписанием занятий и предполагает изучение основ аварийно-спасательных работ и их правовую основу.
Техническая и практическая подготовка проводится на базе пожарных частей, кинологического цента МЧС России, учебно-методического центра ГУ МЧС России по г. Москва, скалодромах, специально оборудованных площадках и базе ПСО МЧС по методике специальной подготовки спасателей, адаптированной к детям школьного возраста.
Физическая подготовка проводится согласно требованиям, предъявляемым к членам спортивных секций и школ выживания в экстремальных условиях.
Изучение “Основ применения ПЭВМ” предполагает получение навыков в работе и использовании ПЭВМ в повседневной деятельности прогноза обстановки в чрезвычайных ситуациях.
По окончании подготовки школьники должны ЗНАТЬ:
основные положения по вопросам организации и ведения аварийно-спасательных работ (АСР);
функции спасательной службы;
специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
свои задачи, права и обязанности;
способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
последствия применения современных видов оружия и специфику ведения АСР в этой ЧС;
основные схемы и элементы конструкций промышленных и жилых зданий и сооружений;
основные принципы устройства коммунально-энергетических сетей и возможные аварии на них;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
приемы оказания первой медицинской помощи;
особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
способы переноски и транспортировки пострадавших при различных переломах;
средства для оказания первой медицинской помощи;
порядок работы с останками погибших;
способы страховки и самостраховки;
основы передвижения по различной местности;
основы выживания в различных климатических и природных условиях;
основы радиосвязи;
технику безопасности при выполнении АСР;
основы тактики безопасных методов работы в непригодной для дыхания зоне;
правила подготовки площадки для посадки вертолета;
свои индивидуально-психологические особенности;
методы и приемы управления собственным состоянием;
особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС;
УМЕТЬ:
вести АСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
вести разведку местности и аварийных объектов экономики;
применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи;
пользоваться альпинистским, горным и специальным оснащением, поднимать и спускать пострадавших с использованием полиспаста и различных спусковых и подъемных устройств;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
работать с компасом и картой, ориентироваться на местности в любое время суток при различных погодных условиях;
контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
применять приемы управления своим состоянием;
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
об законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
о перспективах отечественных и зарубежных аварийно-спасательных средствах;
об основных направлениях совершенствования технологий АСР;
о природных явлениях региона;
о процессе горения, пожаре и его развитии;
об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В «Патриоте» занимаются дети от 10 до 18 лет.
Занятия в группах проводятся на базе ГБОУ Школа 2055
6 раз в неделю по 3 часа с понедельника по субботу.
РАСЧЕТ ЧАСОВ НА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего |
1 год |
2 год |
Теория основ деятельности аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ |
10 |
5 |
5 |
|
Общая подготовка |
5 |
5 |
- |
|
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
4 |
2 |
2 |
|
Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований |
20 |
10 |
10 |
|
Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций |
20 |
10 |
10 |
|
Медицинская подготовка |
60 |
30 |
30 |
|
Физическая подготовка |
36 |
18 |
18 |
|
Основы подготовки к военной службе |
70 |
35 |
35 |
|
Основы здорового образа жизни |
7 |
- |
7 |
|
10. |
Радиационная, химическая и биологическая безопасность |
23 |
15 |
8 |
11. |
Гражданская оборона и ее задачи |
10 |
5 |
5 |
12. |
Экзамен |
7 |
3 |
4 |
ИТОГО |
272 |
138 |
134 |
При проведении практических занятий по данной программе учебная группа не должна превышать максимального количества, отвечающих мерам безопасности, для чего привлекаются дополнительные преподаватели.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РАСЧЕТ ЧАСОВ
№ |
|
Количество часов |
Место |
||||||
п/п |
Наименование тем |
всего |
1-й год |
теор. зан. |
прак. зан. |
2-й год |
теор. зан. |
прак. зан. |
прове-дения |
Теория основ деятельности аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ |
|||||||||
1 |
Теория основ деятельности аварийно-спасательных служб и формирований МЧС РФ |
5 |
5 |
5 |
- |
5 |
5 |
- |
Школа 2055 |
|
ВСЕГО |
10 |
5 |
5 |
- |
5 |
5 |
- |
|
ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА |
|||||||||
2 |
Подготовка спасателей |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
- |
Школа 2055 |
|
ВСЕГО |
5 |
9 |
9 |
- |
2 |
2 |
- |
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ |
|||||||||
3 |
ЧС природного характера |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Школа 2055 |
4 |
ЧС техногенного характера |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Школа 2055 |
|
ВСЕГО |
4 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
- |
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ КОМАНД |
|||||||||
5 |
Средства связи |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Средства защиты органов дыхания |
8 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
|
7 |
Средства борьбы с пожарами |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
- |
2 |
Пож. часть |
8 |
Виды гидравлического инструмента |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Школа 2055 |
|
ВСЕГО |
20 |
10 |
6 |
4 |
10 |
4 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
организация и ведение авариййно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций |
|||||||||
14. |
Общие положения |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
УМЦ |
19. |
Режим работы спасателей |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
ПСО |
22. |
Тушение пожаров |
8 |
4 |
4 |
- |
4 |
- |
4 |
Пож. часть |
23. |
Ликвидация последствий химического заражения |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
УМЦ |
24. |
Ликвидация последствий радиоактивного загрязнения |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
УМЦ |
25. |
Ликвидация последствий наводнений и затоплений |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
ПСО |
26. |
Ликвидация последствий обвалов и оползней |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
ПСО |
|
ВСЕГО |
20 |
10 |
10 |
- |
10 |
6 |
4 |
|
медицинская подготовка |
|||||||||
33. |
Методы и средства оказания первой медицинской помощи |
6 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
Школа 2055 |
34. |
Первоочередные меры при ранениях и травмах. Особенности мед. помощи при ожогах |
12 |
6 |
3 |
3 |
6 |
3 |
3 |
|
35. |
Медицинская помощь при поражении АХОВ |
6 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
|
36. |
Проведение сердечно-легочной реанимации |
14 |
8 |
2 |
6 |
6 |
- |
6 |
|
37. |
Виды кровотечений и ран |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
|
38. |
Медицинская помощь при ожогах химическими веществами |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
39. |
Медицинская помощь при бытовых отравлениях |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
40. |
Медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
41. |
Действия при поражении электрическим током |
2 |
- |
- |
- |
2 |
1 |
1 |
|
42. |
Оказание помощи при ранениях |
6 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
|
|
ВСЕГО |
60 |
30 |
15 |
15 |
30 |
13 |
17 |
|
физическая подготовка |
|||||||||
43. |
Опорно-двигательный аппарат и телосложение человека |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
|
44. |
Сила и методы ее развития. Атлетическая подготовка |
3 |
3 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
|
45. |
Основы тренировки силы в процессе подготовки к деятельности профессионала спасателя |
6 |
2 |
- |
2 |
4 |
- |
4 |
|
46. |
Тренировка развития быстроты |
6 |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
|
47. |
Развитие гибкости |
6 |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
|
48. |
Развитие выносливости к скоростной работе |
8 |
3 |
- |
3 |
5 |
- |
5 |
|
49. |
Восстановление организма после напряженных физических нагрузок |
6 |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
|
|
ВСЕГО |
36 |
18 |
3 |
15 |
18 |
- |
18 |
|
Основы подготовки к военной службе |
|||||||||
59. |
Правовые основы военной службы |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
Школа 2055 |
63. |
Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
|
64. |
Воинская обязанность и воинская служба граждан |
8 |
4 |
4 |
- |
4 |
4 |
- |
|
65. |
Воинские уставы и воинские коллективы |
10 |
5 |
5 |
- |
5 |
5 |
- |
|
66. |
Военно-учебные заведения Вооруженных Сил и МЧС России |
2 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
Школа 2055 |
67. |
Основы стрельбы из стрелкового оружия |
18 |
10 |
2 |
8 |
8 |
- |
8 |
Тир |
68. |
Основы строевой выучки |
24 |
12 |
- |
12 |
12 |
- |
12 |
Школа 2055 |
|
ВСЕГО |
70 |
35 |
15 |
20 |
35 |
15 |
20 |
|
основы здорового образа жизни |
|||||||||
69. |
Вредные факторы среды обитания, здоровье человека |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
|
70. |
Низкая физическая активность и здоровье человека |
1 |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
|
71. |
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека |
5 |
- |
- |
- |
5 |
5 |
- |
|
|
ВСЕГО |
7 |
- |
- |
- |
7 |
7 |
- |
|
радиационная, химическая и биологическая безопасность |
|||||||||
72. |
Оружие массового поражения |
3 |
3 |
3 |
- |
- |
- |
- |
УМЦ |
73. |
Общие понятия о радиоактивно- и химически опасных объектах |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
- |
- |
|
74. |
Приборы радиационного, химического и биологического контроля |
6 |
3 |
2 |
1 |
3 |
- |
3 |
УМЦ |
76. |
Средства индивидуальной защиты |
10 |
5 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
УМЦ |
|
ВСЕГО |
23 |
15 |
11 |
4 |
8 |
2 |
6 |
|
гражданская оборона и ее задачи |
|||||||||
78. |
Сигналы оповещения ГО и действия населения по ним |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
|
79. |
Защитные сооружения гражданской обороны |
4 |
2 |
2 |
- |
2 |
2 |
- |
|
80. |
Эвакуация населения при возникновении ЧС мирного и военного времени |
4 |
1 |
1 |
- |
3 |
1 |
2 |
УМЦ |
|
ВСЕГО |
10 |
5 |
4 |
1 |
5 |
3 |
2 |
|
|
ЭКЗАМЕН |
7 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
|
|
ИТОГО ЗА КУРС |
272 |
138 |
|
|
134 |
|
|
|
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Программа курса “Основы безопасности жизнедеятельности”.
2. Учебное пособие курса “ОБЖ” для общеобразовательных школ.
3. Учебник для пединститутов “Гражданская оборона”, Москва, Просвещение, 2001 г., гл. 8, 9.
4. Уч. пособие “Гражданская оборона”, Москва, Высшая школа, 2004 г., гл. 13 п. 37.
5. Библиотека журнала “Военные знания”, “Искусство выживания”, Москва, 2005 г.
6. Памятка “Знай и умей”, Москва, 2005 г.
7. Памятка “Действия работников организаций и членов их семей в ЧС”, Москва, 2005 г.