Статья «Модели речевого высказывания» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Чеканова Марина Владимировна
Должность:
аспирант,
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
 
Получено:
17.05.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №3 (Vol. 20), 2015, 20.06.15

 

Модели речевого высказывания.

Чеканова Марина Владимировна, аспирант.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург.

 

Для понимания процесса формирования связной речи  важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Вопросами порождения речи в психолингвистике занимались  такие зарубежные учёные как Н. Хомский, Дж. Миллер, Дж. Селфридж, Ч. Осгуд, В. Ингве, Н. Джонсон, В. Левелт, Ь. Брэйн, Й. Энгелькамп, Дж. Кац, Дж. Фодор, М. Халле, И. Шлизенгер.

Теоретическую базу отечественной науки по рождению речи составляют работы Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова, Н.Д. Арутюнова, Г.А. Золотова, Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, Т.В. Ахутиной, И.А. Зимней.

Некоторые исследователи, [Т.В. Ахутина, М. Гаррет, Ч. Осгуд] предложили не одну, а несколько «моделей» процесса порождения речи.

Ряд исследователей [Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В. Ингве, А.А. Леонтьев, В. Пенфильд, Т.В. Рябова, Л.А. Чистович и др.] выдвинули различные схемы производства или порождения речевого высказывания. Основная цель построения подобных схем – проникнуть путём моделирования в механизм творческой деятельности мозга  по созданию речевого высказывания.

Впервые научно-обоснованную теорию порождения речи выдвинул Л.С. Выготский. Он наметил и теоретически обосновал три основных уровня производства речевого высказывания, первый из которых определен им как мысль или синтаксис словесных значений, второй – как словесный синтаксис и грамматика слов, а третий – как физическая звучащая речь. Первые два уровня объединяются Л.С. Выготским в план внутренней речи, третий определяется как внешняя речь.

Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах других отечественных учёных [Т.В. Ахутина,  Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Л.С. Цветкова]. Авторы отмечают специфичность первого этапа, его психологическую сущность, связанную с понятийно-смысловым планом содержания мысли. Второй этап – этап словесно-грамматического оформления высказывания во внутренней речи – также рассматривается авторами с большей или меньшей степенью.

Н. И. Жинкин, продолжая работу Л. С. Выготского, предположил универсальный предметный код (УПК). Код имеет невербальную природу, представляет систему знаков,  схем, чувственных образов. По мнению автора,  во внутренней речи  движение от мысли к слову происходит  перекодировка несловесного «предметно-схемного» кода на вербальный язык.

А. Р. Лурия считал, что речь – это система целых высказываний, слово – сложная система кодирования для обозначения анализа и обобщения, а для порождения и восприятия  речи «мысль использует коды языка». Автор разработал следующие этапы: мотив; замысел;   внутренняя речь –внутренние субъективные смыслы превращает в систему внешних развернутых речевых значений»; формирование глубинно – синтаксической структуры; внешнее речевое высказывание.

В 1960-1970 годах в Московской психолингвистической школе, ряд исследователей  [А. А. Леонтьев, Т.В. Рябова-Ахутина и др.] обобщили положения ученых по  порождению и восприятию речи. Исследователи определили, что говорящий может выбирать разные  модели порождения речи. поскольку в основе теории порождения речевого высказывания находится эвристический принцип.

А.А. Леонтьевым была разработана целостная концепция о структуре акта речевой деятельности. Исходным моментом высказывания является мотивация и ориентировка. Внутренняя программа соответствует только содержательному ядру будущего высказывания (субъект, предикат, или объект).

На следующем этапе – замысел, этап внутреннего программирования, составление смысловой программы на основе кода внутренней речи. «Кодом внутреннего программирования является предметно-схемный или предметно-изобразительный код по Н.И. Жинкину. Дальнейший  этап речепорождения – этап лексико-грамматического развертывания высказывания.  Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане».

Процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.

В основе модели порождения речи,  предложенной А.А. Леонтьевым,  лежит концептуальная идея «внутреннего программирования».

Сходную модель порождения речи, принципиально близкую к модели А.А. Леонтьева, предложила И.А. Зимняя.

И.А. Зимняя выделяет три основных уровня процесса речепорождения: мотивационно-побуждающий, формирующий (с двумя подуровнями – смыслообразующим и формулирующим) и реализующий.

На мотивационно-побуждающем уровне, потребность в высказывании находит «свою определенность» в предмете деятельности. Опредмеченный мотив становится мыслью, которая служит внутренним мотивом говорения или письма. Второй этап – процесс формирования и формулирования мысли имеет две функционально различные фазы.

Процесс последовательного формирования и формулирования замысла посредством языка направлен одновременно на номинацию (обозначение) и предикацию, на установление связей типа «новое - данное».

По концепции И.А. Зимней, актуализация понятийного поля актуализирует и его вербальное (словесное) выражение сразу же как в акустическом (слуховом), так и моторном образе. Одновременно с процессом выбора слов производятся операции их размещения, то есть грамматическое оформление высказывания.

Т.В. Ахутина, изучая афазические расстройства, также разработала модель порождения речевого высказывания и определила уровни порождения речи: мотивацию; мысль; внутреннюю смысловую программу – смысловое синтаксирование и выбор смыслов во внутренней речи; семантическую структуру  предложения – семантическое синтаксирование и выбор языковых значений слов; лексико-грамматическую структуру предложения – грамматическое структурирование и выбор слов по форме; моторную программу синтагмы – кинетическое программирование и выбор артикулем; артикуляцию.

В моделях порождения речи прослеживается [Т.В. Ахутина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев] процесс речепорождения рассматривается как целенаправленная, мотивированная деятельность, имеющая определенные этапы, уровни. Внутренняя программа высказывания обеспечивается различными кодовыми системами (речедвигательным, слуховым, зрительным, предметно-схемным кодом).

В работах представителей отечественной школы психолингвистики идет изучение закономерностей процесса порождения отдельных высказываний, анализируются различные звенья механизма порождения текста, подчеркивается роль долговременной и оперативной памяти в процессе порождения речевого высказывания [Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев].

Анализ психолого-лингвистического подхода позволяет утверждать, что многие модели порождения речевого высказывания основываются на концепции Л.С. Выготского.

По мнению Л.С. Выготского зарождению речи предшествует мотив. Это то, ради чего строится высказывание. Мотив при дискуссии всегда есть; он становится толчком к началу любой речи. Именно мотив формирует в  нашем сознании коммуникативное намерение – готовность к речепорождению, к коммуникативным действиям. На этом этапе у говорящего появляется общая, хоть и смутная,  цель (интенция, иллокуция) высказывания.

         Далее происходит   формирование смыслового наполнения высказывания. В невербальном коде образов и схем в исследованиях Н.И. Жинкина, наблюдается четкое осознание общего замысла будущего дискурса. Позже появляются первые языковые компоненты будущего высказывания. Во внутренней речи отмечается перекодировка, перевод смысла с языка образов и схем на национальный язык.

          В соответствии с психолингвистической нормой текстовости, по словам Л.С. Выготского, дальнейшее формирование речи носит характер разворачивания ядерного замысла в целостный, связный текст. На данном этапе происходит «Совершение мысли в слове».

  В исследованиях А.Р. Лурия подтверждается мысль о первичности синтаксиса в процессе формирования высказывания. Наблюдения автора свидетельствуют о том, что говорящий исправляет не фразу в целом,  не синтаксическую конструкцию, а производит лексические замены.

Так, процесс порождения высказывания стимулируется мотивом. Первичная стадия формирования высказывания начинается с коммуникативного намерения, образования замысла в системе универсально-предметного кода до начала вербализации.  Далее,  во внутренней  программе начинает работать перекодировки, перевод смысла с языков образа и схем на национальный язык. Появляется первичная вербальная запись будущего высказывания. Позднее разворачивание ядерного смысла проходит в построенное с психолингвистической нормой текстовости речевое целое, образуя вначале синтаксическую схему будущего высказывания и после формируется грамматическое структурирование и морфемный отбор конкретной лексики. После чего реализуется послоговая моторная программа внешней речи.

Соотносительный анализ моделей позволяет построить следующую последовательность речевого высказывания:

- мотив

- коммуникативное намерение

- замысел

- перекодировка, перевод смысла, первичная вербальная запись

- разворачивание ядерного смысла (темы)

- синтаксическая схема будущего высказывания

- отбор конкретной лексики

- моторная программа внешней речи, артикуляция

Все перечисленные этапы порождения речи не следует представлять отдельно и последовательно.   

Литература:

  1. Ахутина Т. В., Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. – 1008 с. 
  3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с. 
  4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с. 
  5.  Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с. 
  6.  Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды/ – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). – 432 с. 
  7. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с. 
  8. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с. 
  9. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с. 

10.   Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с. 

11.  Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 93 с. 

12.  Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - Учебное пособие. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. – 148 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: