Статья «Практико - ориентированная направленность <br /> на уроках иностранного языка» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Ольга Анатольевна Дмитриева, Елена Николаевна Цыпина
Должность:
преподаватели английского и немецкого языков, Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Новгородский агротехнический техникум»
 
Получено:
07.04.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2 (Vol. 19), 2015, 25.04.15

 

Практико - ориентированная направленность

на уроках иностранного языка

О.А.Дмитриева, преподаватель английского языка, Областное государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Новгородский агротехнический техникум»

Е.Н.Цыпина, преподаватель немецкого языка, Областное государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение «Новгородский агротехнический техникум»

O.A.Dmitrieva, teacher of  English, Regional state budgetary professional educational institution “Novgorod agrotechnical college”

E.N. Tsypina, teacher of German,  Regional state budgetary professional educational institution “Novgorod agrotechnical college”

 

В статье раскрывается значимость практико – ориентированной направленности на уроках иностранного  языка для подготовки конкурентоспособных специалистов.

The article explores the importance of practice - oriented focus at foreign language lessons to prepare competitive specialists.

Ключевые слова: практико – ориентированная направленность, мотивация, конкурентоспособный специалист.

practice - oriented focus, motivation, competitive specialist.

 

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях  в учебных заведениях среднего профессионального образования.  Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта СПО необходим иной подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ссузов, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов падает, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении дисциплины. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка поддерживать интерес к предмету, желание работать изо дня в день. Чтобы этот интерес не пропал у студентов, преподаватель  должен  искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению, поэтому использование практико – ориентированной технологии на учебных занятиях по иностранному языку – актуально.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.

Преподавание иностранного языка в нашем учебном заведении имеет практико – ориентированную  направленность. Техникум готовит студентов по разным специальностям: автомехаников, бухгалтеров, строителей, ветеринаров, туроператоров, землеустроителей и некоторых других, поэтому предметное содержание по каждой специальности различное.

Знание иностранного языка необходимо для всех специалистов. Поэтому одна из целей нашей педагогической деятельности - обучение профессиональному языку для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Весь материал студенты изучают на русском языке на специальных дисциплинах и в профессиональных модулях. Целью курса иностранного языка является использование имеющихся у студентов знаний на уроках иностранного языка. Так как этот материал непосредственно связан с их будущей профессией, он интересен студентам, обучение проходит с желанием. Студенты овладевают профессиональной терминологией на иностранном языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на иностранный язык.

Практико-ориентированное содержание учебного материала на уроках иностранного языка позволяет приблизить обучение к жизни, выбранной специальности, учесть жизненный опыт студентов, поднимая, таким образом, уровень познавательного интереса.

Практико - ориентированная направленность в обучении иностранным языкам осуществляется в процессе речевой деятельности: чтения и устной речи. При этом важно, чтобы студенты овладели прежде всего профессиональной лексикой. В целях успешного решения этой проблемы  проводится отбор лексического материала с учетом специализации. Отобранная лексика по специальности должна быть усвоена как для устной, так и для письменной коммуникации, поэтому на учебных занятиях студенты отрабатывают профессиональную лексику в различных упражнениях.

Знание специальной лексики особенно необходимо для чтения текстов по специальности и совершенствования устной речи на основе изученных тем (включающих профессиональную лексику).

Поскольку мало издано учебников для студентов среднего профессионального образования по специальностям нашего техникума,  преподаватели иностранного языка стараются подбирать тексты, связанные с будущей деятельностью студентов.  Используются специально изданные учебно-методические пособия для чтения текстов по профилю и различного рода дидактические материалы, сеть Интернет. Разработаны учебно – методические комплексы для студентов всех специальностей, дидактический материал по всем темам, который включает тексты для чтения и перевода со словарем и без, упражнения для развития навыков устной речи, словарь специальных терминов.

Тексты подбираются c учетом доступности. В начале работы они должны быть небольшими по объему, построенными на изученном языковом материале, в них может быть включен лишь необходимый минимум лексических единиц. В дальнейшем, когда студенты приобретут некоторые навыки в чтении, материал можно усложнять.

Приступая к работе над темой,  всем студентам группы предлагается сначала один и тот же текст, затем разные тексты, с учетом индивидуальных возможностей студентов, карточки с опорными элементами. При этом одновременно реализуются принципы профессиональной направленности обучения и личностно-ориентированного  подхода.

Работа с текстами проводится сначала на занятиях под  руководством преподавателя, а затем самостоятельно. Дается задание: прочитать текст, понять  его содержание. Для проверки понимания прочитанного текста используются различные формы контроля: тестовая проверка, передача содержания на родном языке, ответы на вопросы по содержанию прочитанного и другие.

В дальнейшем каждому студенту предлагается отдельный текст, на овладение которым отводится определенное время.

В практико - ориентированной направленности обучения иностранному языку важное место отводится развитию монологической  речи. Студенты учатся рассказывать о прочитанном, давать аннотации к тексту на иностранном языке, высказывать своё мнение о прочитанном.

 

 

Выводы

Иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться. Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям.

Реальная практико - ориентированая направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.

 

Библиографический список:

1. Азимов, Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб., 1999. – 472 с.

2. Ахметгалиев, А. Мотивация деятельности на уроках английского языка // Английский язык в школе. - 2006. - № 2. - С. 56 – 60.

3. Маслыко, Е.А., Бабинская, П.К. Настольная книга учителя иностранного языка: Справ. Пособие / Е.А.Маслыко – М.: Высшая школа, 1998. – С.468

4. Махмутов, М.И. Современный урок / М.И.Махмутов. – М.:Просвещение, 1981. – С.319

5. Рогова Г.В. О повышении действенности урока иностранного языка // ИЯШ - 1986 - №4.

6. Скаткин,М.Н. Как организовать урок / М.Н.Скаткин. – М.: Просвещение, 1971. – С.428

7. Сластёнин, В.А. Общая педагогика // В.А.Сластенин. - Москва: Владос, 2003. – С.13

8. Финкельштейн, В.М. Заинтересовать учеников. // Английский язык в школе. - 2003. - № 2. - С. 17 – 21.

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: