Статья «Формирование универсальных учебных действий на практике» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
3 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Александрова Марина Ивановна
Должность:
педагог, учитель истории высшей категории школы 2055 г.Москвы
 
Получено:
04.04.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2 (Vol. 19), 2015, 25.04.15

Формирование    универсальных учебных  действий на практике

 

М.И.Александрова , педагог, учитель истории высшей категории  школы 2055 г.Москвы

M.I.Aleksandrova, teacher, the teacher of the history of the highest category of the school of 2055 g.Moskow

В статье рассматриваются универсальные учебные действия, создающие условия для успешного усвоения новых знаний, умений, то есть умения учиться.

In the article are examined the universal training actions, which create conditions for the successful mastering of new knowledge, skills, i.e., the skill to learn

Ключевые слова: универсальные учебные действия, навыки, успешность.

Key words: universal training actions, habits, success.

 

 

 В настоящее время в России формируется новая система образования, которая ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Важной и неотъемлемой задачей реализации ФГОС НОО является работа по формированию универсальных учебных умений учащихся.  

           Универсальные учебные действия (УУД) – одно из ведущих ключевых понятий новых образовательных стандартов и технологии их реализации в практике образовательного процесса современной  школы.

 «Универсальные учебные действия»  в широком значении расшифровываются  как умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию  и  самосовершенствованию  путем  сознательного  и активного участия в учебном процессе.   

     Универсальные учебные действия (УУД) дают возможность каждому ученику самостоятельно ставить цель, находить требуемый материал,   использовать различные  средства, уметь контролировать и оценивать  свою учебную деятельность.  

При планировании уроков учитель должен:

  • Выбрать УУД в соответствии с темой урока, спецификой учебного предмета,  возрастными особенностями учащихся.
  •  Определить   формы УУД, приемлемые для учащихся данного класса.

 

  • Спроектировать   работу учащихся  путем  использования   разнообразных  технических средств.  
  •  Следить за регламентом выполнения заданий, в нашем случае от 10 до15 минут.
  • Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.

  Постановка проблемного вопроса и развитие УУД могут быть  разнообразными: с таблицей, с текстом, со схемой и т.д. Учащиеся могут работать: индивидуально, в парах  или   группой.

 

  Апробация

 

    С 2000 года несколько лет подряд  наша школа  участвовала в экспериментальной работе ГЭП Управления качества образования. Я, как участник  этой экспериментальной  площадки  уже много лет работаю над составлением  дидактического материала по истории, в том числе и формированию Универсальных Учебных действий. 

 

     Предлагаю Вам фрагмент Кодификатора, по которому мы работали.

 

2. Познавательные действия:

 

2.1. Общеучебные универсальные действия

 

 

2.1.1.  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 

 

2.1.2.  поиск и выделение необходимой информации;

 

 

2.1.10. контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 

 

2.1.11. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели

 

 

2.1.12. извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

 

 

2.1.13. определение основной и второстепенной информации;

 

2.2. Логические универсальные действия:

 

 

2.2.1. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

 

 

2.2.2. синтез, как составление целого из частей

 

 

2.2.3. самостоятельное достраивание целого с восполнением недостающих компонентов

 

 

2.2.4. выбор   критериев для сравнения и  классификации объектов

 

 

 

 

 

На Ваше внимание предлагаются некоторые разработанные в рамках экспериментальной площадки ГЭП  материалы (только  один вариант работы), прошедшие апробацию в школе № 2055.

 

Работа для 8-х классов

 

                                                        

Текст.

К 1821 году в России было создано два тайных  революционных общества.

   Программа Северного общества «Конституция» была составлена Никитой Муравьевым.  Программа предусматривала отмену самодержавной власти царя и  крепостного права. Власть царя ограничивалась. Россия должна стать конституционной монархией с императором во главе исполнительной власти и двухпалатным Народным вече.  Страна превращалась в федерацию 13 держав и двух областей с назначаемой исполнительной и законодательной властью. Крестьяне при освобождении получали землю - по 2 десятины на двор, помещичье землевладение сохранялось. Конституция провозглашала также отмену сословий, но сохранением титулов, введение демократических свобод. Избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, имеющим недвижимость на сумму 500 рублей или движимое имущество на сумму 1000 рублей. Предусматривался также образовательный ценз - через 20 лет знать русскую грамоту.

   Программа Южного общества  «Русская правда» была написана Павлом Пестелем. По этой программе упразднялось крепостное право и сословный строй, устанавливались демократические свободы, равенство граждан перед законом. В России устанавливалась республика со всеобщим избирательным правом для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Пестель выступал за единое российское  государство, разделенное на 10 областей и 3 уезда.  Верховным законодательным органом становилось Народное вече, правительством – Державная дума. Крестьяне получали землю в двух формах коллективной и частной собственности.

 

                                                        1 вариант             вопросы к тексту

 

     1. Прочитать текст  2.1.1

     2. Озаглавить текст 2.1.2 

     3. В таблице заполнить по образцу пропущенные графы.  2.2.1

                                                                                                      2.2.2

                                                                                    2.2.3

                                                                                    2.2.4

   

Вопросы

для сравнения

Северное общество

Южное общество

названия   программы

Конституция

 

автор программы

 

 

Павел Пестель

крепостное право

 

 

Отменяется

сословия

Отмена сословий, сохранение титулов

 

форма правления

 

 

 

высший законодательный орган

 

2-х палатное народное вече

 

высший исполнительный орган

 

Державная дума

избирательное право

 

 

Ценз пола, возраста

национально-государственное устройство

 

 Единое  государство

 

каждый правильный ответ – 1 балл

                                                                  ответы к 1 варианту

 

2. Программные документы революционных обществ.

 

3.

Вопросы

для сравнения

Северное общество

Южное общество

названия   программы

Конституция

Русская правда

автор программы

 

Никита Муравьев

Павел Пестель

крепостное право

 

Отменяется

Отменяется

сословия

Отмена сословий, сохранение титулов

Отмена сословий, равенство всех перед законом

форма правления

 

Конституционная монархия

Республика

высший законодательный орган

 

2-х палатное народное вече

Народное вече

высший исполнительный орган

Император

Державная дума

избирательное право

Ценз пола, возраста, имущества, образования

Ценз пола, возраста

национально-государственное устройство

Федерация

Единое государство

 

система оценивания выполнения таблицы :

10 баллов -   5

9-8 баллов – 4

7-6  баллов - 3

5 баллов  -      2

                           + балл за ответ на 1 вопрос

 

Предлагаю еще одну работу для 6 класса, в которой представлен   1 вариант

 

 

 

 

 

 Прочитайте  текст и ответьте на вопросы в конце текста.

 

 

Баба-Яга - древнейший персонаж славянской мифологии.

 

   Внешне Баба Яга - это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесанных волос, с длинным, синим носом крючком, с одной костяной ногой. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

         Она похищает и поедает детей, которых она забрасывает в печь лопатой и зажаривает. Грубая старуха проводит большую часть времени сидя на печи, прядет кудель, ткет холсты. Баба Яга любит загадывать загадки и разрешать их. Она чует присутствие человека и при встрече восклицает: "фу-фу! доселева русского духа видом не видано, слыхом не слыхано, а ныне русской дух воочью проявляется!" или: "что это русским духом пахнет". Бабе Яге служат черные коты, вороны, змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Она знает язык животных и растений.  В одной из них говорится так: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, себя голодом морит». Речь идет о сохе-кормилице, самом важном в крестьянском обиходе орудии труда.  Такую же огромную роль в жизни героя из сказок играет и загадочная, мудрая, страшная Баба-Яга, т.к. иногда Баба-Яга бывает предрасположена к герою и хлебосольно встречает, а потом задает задание или службу. В награду Яга одаривает волшебными вещами: огнедышащий, быстроногий конь; меч - самосек; гусли - самогуды; сапоги - скороходы; ковер - самолет; клубок, указывающий дорогу к цели.

 

Вопросы и задания к тексту «Баба Яга».

 

 

1. Прочитайте текст.

2. Составьте план  к прочитанному тексту. 

3. Перечислите зверей, которых древние славяне

     опасались.

4. Какое занятие у древних славян было одним из главных.

5. Докажите, что персонаж Бабы-Яги - существо более опасное,  

    Обладающей куда   большей силой, чем какая-то ведьма. 

6. Сравните положительные и отрицательные  качества  мифологического

    персонажа  и сделайте вывод.

 

 

Положительные качества

Отрицательные

качества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Предполагаемые ответы 1 варианта:

 

2. План.

  • Описание внешности Бабы Яги.
  • Избушка на куриных ножках.
  • Занятия Бабы Яги.
  • Роль Бабы Яги в жизни людей и героев.

 

3. Славяне опасалась черных котов, воронов, змей и других животных, в которых была угроза людям.

 

4. Главное занятие древних славян- земледелие, т.к. в тексте говорится о главном орудии- сохе.

 

5. Баба Яга более опасна, чем кто-либо, т.к. обладает безграничными возможностями и принадлежит миру мертвых и живых.

 

6.

Положительные качества

Отрицательные качества

 

- одаривает людей

   волшебными вещами,

- хлебосольно встречает,

- обладает знаниями,

- указывает путь

 

- похищает и поедает

  людей,

- вредит людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

  • Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), как психологической составляющей   образования, наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
  •  Новые стандарты школьного образования изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Акцент  переносится с приобретения  новой информации на умение ее использовать.
  • Основой образовательного процесса становится формирование у учащихся умения самостоятельно решать познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные и иные проблемы.
  • Проблемные  вопросы и задания являются разными формами выражения учебной проблемы, они стимулируют поисковую деятельность учащихся.

 

 

Список использованной литературы

  • Нормативные документы ФГОС ООО
    • Лернер И.Я. Познавательные задачи и задания по истории. Педагогика, 2011
    •  Кривцова Н.Г. Проблемные вопросы, задания, задачи Изд. Учитель, 2013.
    • Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Просвещение, 2010
    • Современные технологии обучения, Сборник научно-методических работ, Международная педагогическая академия, 2013
    • Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории.  Владос, 2003
    •  Фольклор, исторические документы

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: