Методические материалы «Создание Единого информационного пространства в колледже»
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Выпускается ежемесячно.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в eLibrary.ru: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 августа
Рассчитать стоимость
публикации статьи
График выпуска журнала
Методическая библиотека
Опубликовать свою работу
ФИО:
Должность:
Место работы:
Дата:
PDF:
Word:
Крицкий А.В.
Заместитель директора
ГОУ СПО КП №15
03.06.2014
Создание Единого информационного пространства в колледже

АННОТАЦИЯ

                  Главная задача информатизации в колледже – повышение качества подготовки специалиста посредством внедрения в образовательную и управленческую деятельность новых информационных технологий.

Достижение этих целей и задач невозможно осуществить на уровне преподавателя, кафедры. Это системная задача, предусматривающая создание локальных баз данных и внедрение образовательных технологий, требующая организационной перестройки управления и охватывающая все структуры колледжа.

Информационная деятельность колледжа направлена на:

- учебный процесс;

- научно-методическую деятельность;

-управление колледжем;

- внеурочную деятельность.

Создание Единого информационного пространства в колледже является первостепенной задачей. Единая информационная среда колледжа входит в информационные среды долее высоких организационных уровней- федеральных, региональных, в соответствии с участием колледжа в различных проектах, программах.

Процесс информатизации осуществляется в колледже на основе Программы информатизации колледжа, которая призвана обеспечить формирование единой информационной среды для проведения и поддержки образовательной, научно- методической, управленческой деятельности колледжа на базе современных информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникаций.

В данной работе рассмотрены модели информатизации. Подробно рассмотрена информатизация с применением систем IP видеонаблюдения и системы состоящей из 32 мониторов для транслирования уроков в каридорах.


Оглавление

Введение. 4

1... Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы  5

1.1... Проблемы информатизации образования  5

1.2... Понятие информатизации образования  6

1.3. История информатизации образования  6

1.4. Три основные концепции информатизации высшего образования (1997 год) 11

1.5... Развитие дистанционного образования  13

1.6... Целенаправленная деятельность по информатизации образования  14

1.7... Программы информатизации с 2003 по 2010 год  17

2. Построение модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении  20

2.1. Управление информатизацией образовательного процесса  20

2.2. Концептуальные подходы информатизации образовательного процесса  26

3... Процесс информатизации Колледжа Предпринимательства №15  28

3.1. Техническая база Колледжа предпринимательства №15. 30

3.2. Состояние процесса комплексной информатизации . 31

4.   Решение для организации системы IP видеонаблюдения в Колледже предпринимательства №15  35

5... Система видеонаблюдения TRASSIR. 37

Заключение. 43

Список литературы: 45

 


Введение

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы российского образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.


1.   Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы

1.1.       Проблемы информатизации образования

Проблемы информатизации образования является фундаментальной и важнейшей глобальной проблемой ХХI века в силу следующих основных причин:

 - стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;

 - функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему - проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;

 - дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Для понимания дальнейших путей информатизации образования, определения ее роли и места в реализации современных концепций модернизации российской системы образования и вхождения ее в мировое образовательное пространство рассмотрим историю информатизации образования в России.

1.2.       Понятие информатизации образования

Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:

 - в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;

 - в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;

 - в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

1.3. История информатизации образования

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить новое понятие - "компьютерная грамотность". Оно означало владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, а также понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.

В информатизации образования можно выделить следующие этапы:

1985 - 1993 гг. до принятия Программы информатизации образования Российской Федерации;

1993 - 1998 гг. до принятия Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации;

1998 - 2001 гг. до периода окончания сроков региональных программ информатизации систем среднего образования, подготовленных 1998-1999 годах.

2002 г. - по н.в. с момента присоединения России к Болонскому соглашению и началу модернизации отечественного образования и вхождению его в общемировое образовательное пространство.

Этап с 1985 по 1993 гг. можно назвать этапом "компьютеризации", основными результатами которого стали:

 - введение общеобразовательной информатики во все средние учебные заведения;

 - начало подготовки учителей информатики в педагогических вузах;

оснащение образовательных учреждений разнородной компьютерной техникой - комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ) Yamaha MSX-1, MSX-2 (производство Японии); КУВТ ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011, "Корвет", "Гамма-48", "Гамма-64" (отечественного производства); классы вычислительной техники, объединенные в локальную сеть на базе компьютеров IBM PS/2 286 (производство США) и поставлявшиеся в СССР с 1990 г. в рамках реализации государственного пилотного проекта;

 - создание Российского фонда компьютерных учебных программ (РОСФОКОМП) при Институте информатизации образования, состоящего из информационной и программной частей. Ядром информационной части РОСФОКОМП является Информационно-справочная система "РОСФОКОМП", которая фактически выполняет функции системы регистрации программных средств учебного назначения;

 - в 1990 году, была разработана и опубликована концепция информатизации образования, которая определила основные направления и этапы развития важного процесса развития нашего общества. В концепции подчеркивалось, что информатизация образования - это "процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества". При этом указывалось, что информатизация образования является не только следствием, но и стимулом развития новых информационных технологий, что она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом.

В начале 90-х годов в содержательном направлении развития информатизации образования были определены четыре наиболее важные задачи:

 - Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.

 - Формирование в обществе новой информационной культуры.

 - Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.

 - Формирование у людей нового информационного мировоззрения.

На втором этапе с 1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации, были разработаны первые концепции информатизации образования Российской Федерации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.

В соответствии с этой Концепцией работы по информатизации образования проводились по следующим основным направлениям:

 - Информатизация процесса обучения и воспитания.

 - Информатизация научных исследований в высшей школе. Основные работы по этому направлению состояли в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области информатизации обучения, в научно-методической поддержке процесса информатизации высшего образования, в создании информационных систем для проведения мониторинга формирования научно-технических программ высшей школы, в развитии научно-исследовательских работ об информационных средах и информационных ресурсах. В целях разработки единой государственной научно-технической политики, регулирующей научную деятельность в области информатизации образования, приказом Госкомвуза России от 9 ноября 1995 г. № 1509 "Об упорядочении деятельности научно-технических советов в области информатизации образования" был образован Научно-экспертный совет по информатизации высшей школы (НЭС), впоследствии реорганизованный в Научно-экспертный совет по информатизации сферы образования.

 - Управление системой высшей школы как объектом информатизации.

 - Создание современной информационной среды системы высшего образования и науки. Работы по этому направлению базировались на трех основных научно-технических программах: "Информационные сети высшей школы" (программа Минобразования России); "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы" (межведомственная программа Миннауки России, Минобразования России, Российского фонда фундаментальных исследований); "Создание "Интернет-центров" в 32 университетах России" (программа Минобразования России совместно с Фондом Сороса). Научно-исследовательские и научно-технические работы, разработка и создание конкретных элементов, узлов и систем группировались вокруг развивающейся Федеральной университетской компьютерной сети RUNNet, имеющей разветвленную иерархическую структуру. Телекоммуникационными и информационными центрами регионов России стали вузы и учреждения Минобразования России, на базе которых развернуты федеральные узлы сети RUNNet.

Создание организационной инфраструктуры обеспечения процесса информатизации высшего образования. Оно шло в основном по пути организации и развития региональных центров новых информационных технологий. Система региональных центров информатизации и центров новых информационных технологий в настоящий момент функционирует в основном на базе высших учебных заведений в различных регионах России. Координирует работу этой системы Центр информатизации образования "Информика" и отделение НЭС "Региональная информатика"

 - Оснащение системы высшей школы техническими средствами информатизации.

 - Информационная интеграция высшей школы России в мировую вузовскую систему. Исключительно убедительным фактом достаточно успешного решения этой проблемы является подготовка в основном силами России и проведение в Москве (1-5 июля 1996 г.) II Международного Конгресса ЮНЕСКО "Образование и информатика". Национальный доклад России "Политика в области образования и новые информационные технологии", представленный Конгрессу, был самым глубоким и аргументированным документом среди всех национальных докладов других стран на Конгрессе. Во исполнение рекомендаций Конгресса в Москве в 1998 году создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. В 1996 г. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации приняло Решение о разработке новой единой Концепции информатизации сферы образования России. Выполнение этого решения было организовано приказом Минобразования России от 17 декабря 1996 г. № 490, которым была утверждена межвузовская научно-техническая программа "Концептуальное, научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение информатизации сферы образования" (шифр "КОНЦЕПТ-ИТ"). Необходимость разработки актуализированной редакции Концепции была подтверждена приказом Минобразования России от 9 июля 1997 г. № 1472 "О разработке Концепции информатизации сферы образования".

1.4. Три основные концепции информатизации высшего образования (1997 год)

На начало 1997 года в системе высшей школы России действовали, то есть имели определенный правовой статус, три официальных документа, которые назывались концепциями и относились к предметной области информатизации высшего образования:

 - Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе (вышла в начале 1993 года);

 - Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.);

 - Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утверждена 31 марта 1994 г.).

После выхода в свет этих документов возник целый ряд факторов, которые требовали осмысления и дальнейшего развития, а также пересмотра ряда положений вышеназванных концепций. Среди этих факторов наиболее значительными являлись следующие:

 - в августе 1996 года создано единое Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (на базе упраздненных Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию);

 - за последние годы реформирования образования в России и в других странах мира рассеялся ряд иллюзий и появился практический опыт информатизации образовательного процесса, как положительный, так и отрицательный;

 - за последнее десятилетие сфера образования России значительно продвинулась в части интеграции в мировое образовательное пространство;

 - определились в значительной степени, по крайней мере на ближайшие несколько лет, основные направления важнейших составляющих новых информационных технологий (НИТ) общесистемного, базового и учебного назначения;

 - накоплен и подвергся осмыслению, в том числе и на международном уровне, значительный и полезный опыт использования информационных технологий (ИТ), как в общем, так и в профессиональном образовании.

В 1998г. эти и другие факторы легли в основу Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, которая была доложена 5 мая 1998 года на пленарном заседании секции № 8 "Информационные технологии в образовании и науке" в рамках Первого международного конгресса-выставки "Образование - 98" (г. Москва, 4-7 мая 1998 г.). Целью разработки этой Концепции стало определение задач, основных направлений, темпов и приоритетов развития информатизации сферы образования России в условиях кризисной экономики и переходного периода к рыночным методам хозяйствования.

Этот документ включил в себя систему взглядов и положений, определяющих ближние и дальние цели, достижение которых путем информатизации должно было обеспечить повышение качества образования в России и решение проблемы обеспечения отраслей народного хозяйства страны высококвалифицированными кадрами.

Предварительная редакция Концепции, разработанная в ГосНИИ системной интеграции, была рассмотрена 26 сентября 1997 года на заседании Рабочей группы, в состав которой по решению Минобразования России от 2 сентября 1997 г. вошли специалисты и эксперты, представляющие основные структуры системы образования России.

1.5.       Развитие дистанционного образования

Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. В развитие Постановления Правительства РФ №498 от 23.5.95 в 2000 г. были организованы два совета (межведомственный по открытому образованию и по дистанционному обучению в сфере профессионального образования). 10.01.2003 Президент РФ утвердил ФЗ №11-ФЗ о поправках по дистанционной образовательной технологии в оба ФЗ, а Минобразование утвердило методику по организации дистанционного обучения в учреждениях профессионального (среднего, высшего и дополнительного) образования (приказ от 18.12.02 №4452) и лицензионные нормативы (приказ №4452 и распоряжение №985-24 от 26.08.03). До 1998 г. было создано достаточно большое число систем дистанционного обучения и разработаны программы на основе их использования.

Дальнейшему развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в сфере образования, в том числе и в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные (вплоть до рамок отдельных учебных заведений) программы информатизации образования. Финансирование этих программ было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и т.д.

Анализ различных документов этого периода позволяет сделать следующие выводы:

 - федеральные документы (Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 г.г., 1993; Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, 1998) не дали оснований и механизмов для реализации федеральной политики на региональном уровне;

 - регионы считали, что наблюдался период нестабильности управленческого звена на федеральном уровне, с учетом расширившихся компетенций местных органов управления образованием (субъектов Федерации и муниципальных), центр тяжести в управлении процессами, протекающими в системе образования, постепенно смещался на региональный уровень;

 - со стороны регионов считалось, наблюдалась ситуация "безвластия" и "вседозволенности" в системе общего образования при отсутствие инструктивно-методической поддержки федерального центра;

 - регионы считали, что имелась необходимость создании регионального нормативного правового "коридора", являющегося своеобразным регулятором процессов информатизации образования.

Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.

1.6.       Целенаправленная деятельность по информатизации образования

В 2001 г. во исполнение поручения Президента от 1 сентября 2000 г. № Пр-1769 и Постановления Правительства РФ № 224 от 23.3.01 Минобразованием России определены основные мероприятия проекта "Компьютеризация сельских школ - 2001". В развитие проекта Минобразованием России подготовлена и утверждена Постановлением Правительства РФ № 630 от 28.8.01 ФЦП "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы" (РЕОИС). В ней предусматривается комплексное решение: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать.

В 2002 г. организуются мероприятия Минобразования по реализации утвержденных на коллегии 28 февраля 2002 г. основных направлений информатизации образования по конкурсам 2002 года, а в 2003 г. - мероприятия Минобразования по реализации направлений информатизации образования по конкурсам 2003 года.

На этом этапе основными являлись следующие направления информатизации образования:

 - Подготовка кадров для информационного общества

 - Развитие электронных образовательных ресурсов

 - Компьютеризация и коммуникационное обеспечение образования

 - Поддержка региональных программ информатизации

 - Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием

Присоединение России в 2002 г. к Болонскому соглашению привело к пересмотру отечественной системы образования. В последнее время наметились тенденции к интеграции ее в мировое образовательное пространство, что повлекло начало ее модернизации. Одним из главных направлений модернизации отечественного образования является его информатизация, которая на современном этапе развивается по следующим четырем основным направлениям:

Оснащение образовательных учреждений современными средствами информатики и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Это направление получило в нашей стране название педагогической информатики. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения НИТ в традиционные учебные дисциплины, педагогическая информатика стала развивать и предлагать педагогам новые методы и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все многообразие образовательного процесса, как в системе высшего образования, так и в средней школе. Проблема здесь заключается лишь в уровне оснащенности образовательных учреждений современными средствами информатизации.

Использование современных средств информатики, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.

Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования - нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества.

Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.

1.7.       Программы информатизации с 2003 по 2010 год

В рамках реализации этих направлений были разработаны следующие программы:

 - научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004гг.;

 - создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004гг.;

 - федеральная централизованная программа "Электронная Россия на 2002-2010".

В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование". Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.). По направлению "Внедрение современных образовательных технологий" основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Реализация этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования. В ходе его реализации в 2006 г. были достигнуты следующие результаты:

 - обеспеченность компьютерной техникой общеобразовательных учреждений к началу 2006 г. достигла соотношения: 1 компьютер на 13-45 учащихся; в сфере профессионального образования - 1 компьютер на 4-15 студентов.

 - от 11 до 60 % образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, 11-14 % школ подключены к системам удаленного доступа. В течение 2006 запланировано обеспечить 633 школы новыми компьютерными классами, из них 233 впервые. К 1003 школам, имеющим выход в сеть Интернет, в текущем году добавится ещё 1545 (в целом это составит 69%), из них около 750 - в сельской местности.

Хотя информатизация образования развивается, разрабатываются и реализуются направления, концепции и программы на разных уровнях (от федерального до уровня образовательного учреждения), по ряду направлений информатизации образования результаты, заявленные в предыдущих концепциях, достигнуты только частично в силу разных причин. Наиболее важными работами среди них по-прежнему остаются следующие:

 - создание глобальной информационной инфраструктуры образования (не решены до конца проблемы очередного этапа реформирования сферы образования);

 - разработка действенной нормативно-правовой базы;

 - создание системы стандартизации и сертификации информационных технологий в образовании;

 - создание информационно-аналитической системы управления образованием;

 - разработка научно-обоснованной методологии использования информационных технологий в образовательном процессе;

 - создание базового курса информатики для всех этапов непрерывного образования - от школ до послевузовского и дополнительного образования;

 - подготовка и переподготовка кадров для системы образования в области использования и внедрения новых информационных технологий.

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Однако это направление требует, на наш взгляд, более комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узко профессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Однако, в современном информационном обществе информационную культуру следует рассматривать как степень сформированности человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества; как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Поэтому решение проблемы формирования информационной культуры представляется одной из важнейших в ходе модернизации и информатизации отечественного образования.

Анализ современных направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно-организационную и социальную проблему. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

 

2.      Построение модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

2.1. Управление информатизацией образовательного процесса

Обращаясь к проблеме управления информатизацией образовательного процесса, мы хотим подчеркнуть возрастающую роль информатизации современного общего образования. Несоответствие современной системы образования потребностям информационного общества, характеризующегося ускорением темпа жизни, нарастанием потоков информации, быстрым совершенствованием технологий, приводит к осознанию необходимости становления гражданина нового информационного общества, который будет способен эффективно решать поставленные задачи, успешно социализироваться.

Управление информатизацией образовательного процесса рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания. Ориентация управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения на управление процессом информатизации позволяет сделать этот процесс управляемым и эффективным.

Изучение теоретических аспектов информатизации образовательного процесса показало, что этот процесс приобретает всеохватный характер, становится отличительной чертой школы информационного общества, ведет к реорганизации образовательного процесса, ориентации образования на созидание знания.

Рассмотрение практических вопросов информатизации образовательного процесса дает основание полагать, что информатизация становится новой подсистемой в системе управленческой деятельности администрации общеобразовательного учреждения; управление информатизацией приводит к трансформации организационных форм учебной деятельности в связи с активным внедрением цифровых образовательных ресурсов, Интернет-технологий; управление процессом информатизации в современной школе требует новых подходов к системе методической работы школы, связанной с повышением квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из теоретических и практических аспектов изучаемой нами проблемы, мы предлагаем апробированную нами модель управления информатизацией образовательного процесса, которая выстроена в логике управления изменениями. Управление изменениями в системе управленческой деятельности связано с реализацией новых функций, входящих в созданную нами модель управления информатизацией образовательного процесса.

Под моделью мы понимаем искусственно созданный объект в виде схемы, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Связанное с понятием модель понятие моделирование в философском энциклопедическом словаре определено как метод исследования объектов познания на их моделях. Словарь иностранных слов трактует моделирование как исследование на моделях процессов и конструкций, которые неудобно изучать в естественных условиях. Таким образом, процесс моделирования есть «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения».

В связи с тем, что предметом нашего исследования является управление процессом информатизации в общеобразовательном учреждении, мы обращаемся к исследованию его структуры и функций, поэтому опираемся на структурно-функциональную модель исходя из того, что в данной модели раскрывается «принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию)».

Раскроем понятия, относящиеся к структурно-функциональной модели управления информатизацией образовательного процесса. Под структурой понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Так как управление осуществляется через функции, то функцию мы будем рассматривать как способ реализации управленческой деятельности в условиях информатизации общеобразовательного учреждения.

Поскольку процесс управления протекает в динамике и состоит из определенных временных отрезков, составляющих цикл управления, то, опираясь на определение цикла управления в научной литературе, мы вслед за Ю. А. Конаржевским понимаем под ним повторяющийся процесс осуществления целостной системы целенаправленных, взаимодействующих управленческих функций, выполненных одновременно или в некоторой логической последовательности.

Анализ научной литературы по проблемам управления в образовании привел нас к мнению, что наибольший интерес представляет система функций управления, предложенная И. П. Третьяковым. К числу функций управления им отнесены информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Существующие в педагогической науке подходы к построению управленческих моделей не дают нам возможности перенести их структуру на изучаемый нами процесс. Поэтому данные функции были взяты за основу построения управленческого цикла в рассматриваемой нами модели (см. рис. 1) и дополнены исследовательской функцией.

 

 

Рисунок 1. Функции управления информатизацией образовательного процесса.

Исследовательская функция определяется нами как функция, позволяющая учитывать влияние внешней среды, процессов, влияющих на первоначальные намерения управленческих действий, определять контекст управленческого действия, в котором предполагается изменение. Поэтому в нашей модели данная функция является центральной, выполняет рамочную функцию по отношению ко всем управленческим инициативам, играет роль инструмента для реализации целей управленческой деятельности.

Апробация сконструированной нами модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (см. рис. 2), построенной на основе целостности, завершенности, согласованности и взаимообусловленности составляющих ее компонентов, центрирующим звеном которой является исследовательская функция, убеждает нас в том, что данная модель способствует совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей управление информатизацией образовательного процесса; разработке и качественной реализации программы информатизации общеобразовательного учреждения, охватывающей реализацию основных направлений информатизации образовательного процесса и организацию взаимодействия основных ее участников; созданию системы управления качеством образовательного процесса на основе мониторинга, построенного с помощью информационно-коммуникационных технологий; обеспечению регламентированного доступа к цифровым образовательным ресурсам, Интернет-ресурсам, цифровым инструментам; созданию научно-методических условий для повышения компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий; совершенствованию образовательного процесса через использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и информационно-коммуникационных технологий; организации образовательного процесса с помощью дистанционных форм обучения; овладению педагогами сетевыми формами взаимодействия, участия в Интернет-форумах, Интерент-конференциях и др.

 

Рисунок 2. Апробация сконструированной нами модели управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении

Рассмотрим представленную нами модель управления информатизацией образовательного процесса и составляющих ее компонентов.

Принципиально важное значение в управлении имеет целеполагание. Американский философ М. Вартофский говорит, что «модель — это и воплощение целей, и в то же время инструмент осуществления этих целей; модель одновременно учитывает цель и гарантирует ее реализацию».

Цель управления информатизацией в общеобразовательном учреждении — обеспечение совершенствования образовательного процесса в результате последовательных изменений содержания, методов и форм организации учебной деятельности на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Содержательный аспект управления информатизацией в общеобразовательном учреждении представлен следующими компонентами: управленческим, научно-методическим, предметно-содержательным, информационно-коммуникационного взаимодействия, материально-технического обеспечения. Содержание данных компонентов описано в целевой программе информатизации общеобразовательного учреждения, разработанной в соответствии с логикой построения представленной структурно-функциональной модели.

2.2. Концептуальные подходы информатизации образовательного процесса

Концептуальные подходы информатизации можно рассмотреть с помощью этапов управления информатизацией образовательного процесса в общеобразовательном учреждении выступают его основными компонентами, отличия между которыми заключается в достижении различных задач. Нами предлагается следующая последовательность деятельности по управлению процессом:

I этап — организационный. Его задача: выработка единого понимания, методологического подхода к процессу управления информатизацией и организации внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс (разработка локальных актов, разработка организационной структуры информационного центра, должностных инструкций специалистов информационного центра общеобразовательного учреждения).

II этап — диагностический. Задача: анализ состояния информатизации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (анализ управления информатизацией; состояния преподавания информатики, внедрения ИКТ в предметные уроки; методического и научно-методического сопровождения информатизации образовательного процесса, информационно-коммуникационной компетентности педагогов и администрации; программно-аппаратного обеспечения информатизации образовательного процесса и др).

III этап — аналитико-прогностический. Задача: выработка рекомендаций для участников образовательного процесса по направлениям информатизации образовательного процесса по результатам диагностики и проведенного анализа.

IV этап — технологический (обоснованная деятельность субъектов образовательного процесса в режиме управленческого мониторинга и контроля). Задача: трансформация содержания, методов и организационных форм учебной работы, связанных с информатизацией образовательного процесса в соответствии с рекомендациями, создание школы с высокой информационно-коммуникационной компетентностью участников образовательного процесса.

3.     Процесс информатизации Колледжа предпринимательства №15

Процесс информатизации Колледжа предпринимательства №15 идет уже более 15 лет.

На каждом этапе информатизации выделялись приоритетные направления, ставились цели и задачи, от решения которых зависел очередной результат этапа информатизации.

Современный этап информатизации характеризуется системным подходом к процессу информатизации, включающим следующие компоненты:

 - анализ на основе диагностики образовательных проблем информационных потребностей субъектов образовательного процесса;

 - прогнозирование - определение предполагаемого результата управленческих действий;

 - принятие управленческих решений;

 - планирование - разработка плана мероприятий информатизации, определение ее этапов;

 - контроль – осуществляется на каждом этапе определения промежуточных результатов.

 

 

Результатом всех мероприятий стало появление инфраструктуры информационной среды Колледжа предпринимательства №15.

Внутренний уровень информационный среды технически организован работой единой информационной среды за счет локальной сети, объединяющей всю компьютерную базу и сервером, который обеспечивает функционирование единой сети и содержит информационные материалы, доступные для пользователей.

Внешний уровень ИОС организован сайтом колледжа, расположенном на муниципальном информационном сервере ntagil.ru, образовательными ресурсами сети Интернет, и ресурсами 40 образовательных проектов в рамках областных, региональных и национальных конкурсов, в которых принимаем участие.

 

3.1. Техническая база Колледжа предпринимательства №15.

Компьютерная база колледжа в настоящий момент насчитывает 134 единиц компьютерной техники и около 50 единиц оргтехники, 10 интерактивных комплектов, мобильный компьютерный класс ( 15 ноутбуков , проектор, принтер). Уровень оснащения компьютерами в колледже составляет 1 компьютер на 8 учащихся, и 1 компьютер на 2 педагогов, что соответствует общеевропейским стандартам. Распределение компьютерной техники происходит на основе предварительных заявок от учителей и служб. В связи с этими заявками происходит выбор конфигурации и технических параметров компьютеров.

В настоящий момент в учебных кабинетах устанавливаются два вида малых информационных комплексов. Стационарный комплекс, состоящий из компьютера, оснащенного выходом в сеть Интернет, принтера, копира, сканера, мультимедийного проектора, переносного экрана. Такими комплексами оснащены кабинеты химии, физики, истории. Второй вариант комплекса – оснащен переносным ноутбуком, экраном (или интерактивной доской), проектором. (Кабинет географии)

Оснащение медиатеки составлено с учетом необходимой организации образовательной информационной деятельности как учеников, так и педагогов колледжа. Кабинет оснащен тремя рабочими местами, сетевыми приложениями - сканером, принтером. Программное обеспечение компьютеров составлено с учетом базового программного обеспечения и дополнительных мультимедийных программ для полноценной работы с научно-исследовательскими проектами с учетом необходимости обработки звука, видео, созданием трехмерных графических моделей.

Оснащение специализированных медиаслужб колледжа - телестудии, музыкальной и звуковой студии соответствует требованиям работы с видео и аудиоинформацией.

 

Экономические мероприятия согласуются с планом технико-экономических обоснований на основе программы развития информатизации образовательного пространства. Закупка компьютерной техники происходит за счет субвенций городского и областного бюджетов и на счет средств Федерального гранта и на счёт внебюджетных средств.

Организационно-педагогические мероприятия процесса информатизации связаны с созданием единого электронного документооборота в информационной сети колледжа. В колледже созданы базы данных с данными по учащимся, их родителям, педагогическим кадрам. В настоящий момент с появлением сетевого ресурса Net-школа все базы будут связаны в единую информационную оболочку и будут доступны для всех пользователей информационной сети. Идет наполнение методического блока по методическим объединениям. В связи с этим упорядочивается работа по планированию, составлению расписания благодаря программе «Хронограф».

Управление процессами информатизации происходит в рамках Программы ресурсного развития колледжа и служит выполнению задач:

 - повышению качества процесса обучения

 - модернизации содержания образования

 - развитию материально-технических условий

 - развитию информационной компетентности всех участников образовательного процесса.

3.2. Состояние процесса комплексной информатизации .

Первой особенностью настоящего этапа процесса информатизации можно считать глобальное увеличение количество как компьютерной техники, так и оргтехники- принтеров, копиров, мультимедийных установок и т.д.

Автоматизировано 50 рабочих мест учителей, классных руководителей педагогов дополнительного образования, 24 рабочих места учеников в кабинетах информатики. Установка в учебных кабинетах малых информационных комплексов, обеспечивающих применение информационных технологий для работы с информационными ресурсами в демонстрационном режиме и в индивидуальной работе с группами учащимися. Два варианта таких малых комплексов - стационарного рабочего места учителя, в который входит компьютер, оснащенный выходом в сеть Интернет, принтер, копир, сканер, мультимедийный проектор, переносной экран; и мобильного, в состав которого входит переносной ноутбук, подключенный в сеть Интернет,, интерактивная доска, принтер, мультимедийный проектор, позволяют внедрять новые формы организации урочной и внеурочной деятельности. Кроме того, комплексно автоматизированные рабочие места учителей позволяют обеспечить им доступ к информационным ресурсам, расположенным на сервере колледжа, таким, как Net-школа, правовая система «Гарант», электронным документам методобъединений и т.д.. (слайды с вариантами малых информационных комплексов). Такое оснащение способствует появлению новых форм урока, новых демонстрационных возможностей компьютерной техники.

Возросшее влияние ИКТ компетентности всех участников образовательного процесса на его характер, динамику, направление и результаты всех видов образовательной, управленческой, интеллектуальной деятельности. Ведется работа по диагностике и определению личностного ресурса информационной компетентности педагогов по владению компьютерной техникой, технологиями обработки текстовой, графической и других видов информации и эффективностью использования возможностей информационно-коммуникативных технологий во всех видах педагогической деятельности. 30 % уроков по предметам физика, химия, география проводится с использованием компьютерной техники. В 95% всех научно-исследовательских рефератах по предметам используются информационные технологии, связанные с обработкой графики, текста, сбором и систематизацией материала, поиском в сети Интернет, разработкой собственных визуальных или математических моделей с использованием сложных программных комплексов.

Изменяется информационная среда колледжа, наполняется электронными образовательными ресурсами. Появилась новая форма организации информационных образовательных ресурсов в электронном виде: в форме библиотеки CD-дисков по всем учебным предметам, в форме виртуальной электронной библиотеки, расположенной на сервере с учебными материалами, которые можно использовать как дополнительную литературу по предметам и различным областям человеческой деятельности объемом более 80 Гбайт, объединенных в единую оболочку, написанную учениками 9-х классов. (слайды с фото кабинетов медиатеки, и электронной библиотеки).

Оснащение библиотеки системой компьютерного учета позволяет вести учет и движение учебников, книг, журналов, методической литературы.

Еще один вид образовательных ресурсов появились на сайте колледжа в виде лекций и заданий по предметным областям. Кроме того, страницы сайта стали использоваться для информационной поддержки открытых предметных недель. Задания для дополнительного изучения, интересные факты и биографии, творческие задания, викторины- все это появилось в этом году на страницах недели математики. (слайд с картинкой сайта и итоговый слайд со структурой информационных ресурсов).

Единая информационно-образовательная среда колледжа дополнилась средством, объединяющим в единую систему и информационные ресурсы, и всех участников образовательного процесса – Net-школа. На данном этапе закончен ввод в базу данных списка учителей и учеников, данные о родителях. Идет работа с наполнением электронных журналов и методических материалов учителями. (слайды с картинками Net-школы).

Сетевая организация информационных материалов на сервере колледжа обеспечивает доступность информационным ресурсов для всех участников образовательного процесса благодаря следующим блокам: информационно-справочной системы правовой документации «Гарант», информационной системы «Выпускник», информационной системы «NET-школа», материалам виртуальной сетевой медиатеки. Кроме того, на сервере колледжа существуют ресурсы каждого методического объединения, в которых накапливаются материалы учебного-методического сопровождения образовательного процесса.

Все эти направления в современном процессе информатизации требуют продуманных и взвешенных действий для решения конкретных задач на основе анализа необходимости применения компьютерной техники, экономических расчетов эффективности использования уже имеющегося парка компьютерной и оргтехники. В результате появилась необходимость создания таких форм отчетности по использованию компьютерной и оргтехники, как направления использования компьютерной техники на уроках и во внеурочных мероприятиях учителями-предметниками, результативность применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, применяемые при этом методики. Такая форма отчетности позволяет выявить проблемы, информацию о тех «узких» направлениях, по которым учителю необходимы дополнительные консультации и курсы повышения собственной ИК-компетентности, а также отслеживать достижения в плане использования учителями возможностей средств информатизации для реализации личностно-ориентированных подходов к обучению гимназистов на основе их личностны потребностей и с учетом их личной ИК-компетентности. Такая диагностика позволяет планировать курсы для учителей по повышению их технико-технологической компетентности, объединяя их в группы для обучения и отслеживать эффективность использования технической базы. Таким образом, определяются педагоги, которые активно используют компьютерные технологии для проведения продуктивных урочных занятий и создания серьезных исследований с использованием разнообразных программных средств.

4.     Решение для организации системы IP видеонаблюдения в Колледже предпринимательства №15

В данной главе подробнее рассмотрена одна из систем информатизации колледжа. Система с использованием видеокамер увеличит успеваемость студент по всем предметам. Для реализации данного ИТ-решения мы предлагаем использовать оборудование фирмы Addpac. В качестве основы используется сервер Network DVR, который позволяет получать видео-информацию от удаленных камер наблюдения. Средой передачи данных могут служить любые типы существующих IP сетей.

Для реализации данного ИТ-решения мы предлагаем использовать оборудование фирмы Addpac. В качестве основы используется сервер Network DVR, который позволяет получать видео-информацию от удаленных камер наблюдения. Средой передачи данных могут служить любые типы существующих IP сетей.

Запись видеоизображения осуществляется на высокопроизводительном регистраторе Network DVR Storage Disk Sysytem. Видео-шлюзы AP-NC700/1000 преобразуют аналоговое видео-изображение в вид пригодный для передачи по IP сетям.

Одними из новшеств, примененных в данной схеме, можно считать непрерывный контроль видео-информации, которая доступна в любом месте и в любое время. Добавление в систему сервера аудио-вещания AP-3120, усилителей звука и громкоговорителей позволяет доставлять аудио-сообщения в месторасположение видеокамер.

Изображение, как в реальном времени, так и в записи отображается с помощью клиентов Addpac Network DVR Client, установленных на компьютерах или видеотелефонах AddPac. Высокотехнологичное оборудование и высокие стандарты качества дают возможность легко и быстро реализовывать видео-наблюдение, а так же осуществлять контроль с быстрым доступом к выдаваемой информации.

Оборудование обеспечивает высочайшее качество мультимедийного сервиса для любых типов существующих IP сетей, за счет использования новейших алгоритмов обеспечения уровня качества (QoS). Всё оборудование фирмы Addpac имеет современный дизайн, поддерживает новейшие протоколы для передачи аудио и видео данных, имеет различные интерфейсы для подключения внешнего оборудования.

Данные устройства являются идеальным решением для организации видео-наблюдения и обеспечения безопасности и правопорядка. Данная система в сочетании с системой видеонаблюдения TRASSIR при подключении 32 мониторов является идеальным устройством для трансляции уроков в коридорах колледжа (схема 1, схема 2, схема 3, схема 4).

 

 

5.     Система видеонаблюдения TRASSIR.

В зависимости от конфигурации системы, к  видеосерверу на базе TRASSIR можно подключать столько VGA мониторов, сколько поддерживается установленными в ПК видеокартами. Кроме того, с помощью специальных плат аналоговых видео и аудиовыходов TRASSIR MDI к одному видеосерверу можно подсоединить до 32-х аналоговых видеомониторов.

 

При работе с системой TRASSIR VGA мониторы подразделяются на основной и дополнительные.  На основном мониторе находятся управляющие элементы всей системы, доступ к системным настройкам, вспомогательная информация о системе. Дополнительные мониторы служат для отображения видеоинформации, настройки конкретных каналов через меню быстрого доступа, просмотра архивов или сетевых каналов, вывода карт-планов и других задач.

Функция xScreen может применяться  пользователем  в двух вариантах: локальном и сетевом. Использование в локальном варианте подразумевает, что вы можете вывести на основной монитор 64 канала с систем цифрового видеонаблюдения TRASSIR DV и Silen, установленных в этом видеорегистраторе, плюс некоторое количество каналов с других систем (семейство Lanser, Drive, Grand и Mideo) , установленных здесь же или подключенных по сети. Плюс неограниченное число каналов с других систем, установленных в этом видеорегистраторе или подключенных по сети. Использование в сетевом варианте не имеет каких-либо ограничений по системам или по количеству каналов выводимых на каждый VGA монитор (необходимо только обеспечить достаточную мощность процессора).

Возможность многомониторного режима работы входит в комплект стандартного программного обеспечения, поставляемого со всеми моделями линейки TRASSIR. Таким образом,  для работы с дополнительными VGA мониторами не требуется лицензии, а значит, функция xScreen будет работать, как только вы подключите дополнительные мониторы и настроите отображение на дополнительных VGA выходах.

 

 

Схема №1. Информатизация внешней территории колледжа

Схема №1. Информатизация 1 этажа

Схема 2. Информатизация 2 этажа

 

Схема №3. Информатизация 3 этажа


Заключение

Итак, в контексте управленческой деятельности при рассмотрении специфических особенностей информатизации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении осуществляются функции, представленные в следующей схеме:

 

Функция

Особенность

Информационно-аналитическая

Создание информационной базы о состоянии информатизации образовательного процесса, изменения результатов учебной и образовательной деятельности под влиянием процессов информатизации (учащихся, педагогов). Определение характера связей между организационными действиями и их восприятием с позиции управленческого смысла

Мотивационно-целевая

Сформированность познавательных, поведенческих, эмоциональных отношений субъектов управления к способам (регламентам) взаимодействия в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды общеобразовательного учреждения

Планово- прогностическая

Определение реальных целей и выбор способов их достижения. Ориентация процедур планирования, проектирования, прогнозирования на изменение, развитие образовательного процесса, связанного с будущим состоянием информатизации образования

Организационно- исполнительская

Программно-целевой подход к информатизации образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Делегирование прав, полномочий и ответственности как по вертикали (директор — заместитель директора по информатизации — руководители методических объединений — учителя-предметники), так и по горизонтали (руководители методических объединений — методисты — педагоги-новаторы — учителя-предметники)

Контрольно- диагностическая

Внутренняя экспертная педагогическая оценка, диагностика состояния информатизации, мониторинг эффективности управления информатизацией образовательного процесса

Регулятивно- коррекционная

Текущее регулирование компонентов информатизации образовательного процесса и итоговая коррекция его нежелательных результатов

Исследовательская

Учет влияния внешней среды, процессов, которые могут повлиять на первоначальные намерения управленческих действий, определение контекста, в котором предполагается изменение, связанное с информатизацией образовательного процесса

 

Таким образом, разработанная и усовершенствованная нами модель управления информатизацией образовательного процесса с включением новой исследовательской функции характеризуется направленностью воздействия на управляемый объект — образовательный процесс — с целью инициирования, корректировки и развития процессов информатизации, получения системных изменений, вносимых информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс, и повышения эффективности функционирования образовательного учреждения по достижению новых результатов.


Список литературы:

1. Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С.. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2005г.

2. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения:практическое руководство. Москва, Бином, лаборатория знаний, 2005г.

3. Зуев С. Э. Управление изменениями. Социальное проектирование: Учеб.-метод. комплект. М., 2006.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.

5. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. М., 1964. С. 416. 

6. Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: Гносеологический ана­­лиз. М., 1965. С. 34. 

7. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управлении. СПб., 1999. С. 176.

8. Яковлев Е. В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе: Монография. Челябинск, 1999. С. 29.

9. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии //Педагогика. - 1993. - № 5. - С.12 - 15.

10. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: учебное пособие для студентов нефизико-математических факультетов пед. вузов. - Ставрополь: СГПУ, 1995, 206 с.

11. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов. М., "Проблемы информатизации высшей школы", № 3-4 (9-10), 1997, с. 45-48.

12. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования. М., "Системы и средства информатики", вып. 8, "Наука. Физматлит", 1996, с. 27-38.

13. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование). М., "Педагогическая информатика", № 3, 1997, с. 67-84.

14. Васильев В.Н., Воронов В.В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования // Компьютерная революция и информатизация общества. - М., 1990. - С. 124 - 237.

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2020 ГОДА. Уже 16 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 71) вышел в свет 25 июля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2020 ГОДА. Уже 39 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 70) вышел в свет 25 июня 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2020 ГОДА. Уже 38 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 69) вышел в свет 25 мая 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2020 ГОДА. Уже 60 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 68) вышел в свет 25 апреля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2020 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №3 (Vol. 67) вышел в свет 25 марта 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 марта 2020 ГОДА. Уже 44 статьи приняты.
Журнал №2 (Vol. 66) вышел в свет 25 февраля 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2020 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 65) вышел в свет 25 января 2020 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 января 2020 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №16 (Vol. 64) вышел в свет 25 декабря 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2019 ГОДА. Уже 88 статей приняты.
Журнал №14 (Vol. 63) вышел в свет 25 ноября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ноября 2019 ГОДА. Уже 51 статья приняты.
Журнал №14 (Vol. 62) вышел в свет 25 октября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2019 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
Журнал №13 (Vol. 61) вышел в свет 25 сентября 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2019 ГОДА. Уже 24 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 60) вышел в свет 25 августа 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2019 ГОДА. Уже 17 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 59) вышел в свет 25 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 58) вышел в свет 2 июля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 2 июля 2019 ГОДА. Уже 36 статей приняты.
Журнал №9 (Vol. 57) вышел в свет 10 июня 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 июня 2019 ГОДА. Уже 43 статьи приняты.
Журнал №8 (Vol. 56) вышел в свет 20 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 мая 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №7 (Vol. 55) вышел в свет 1 мая 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 мая 2019 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 54) вышел в свет 15 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 апреля 2019 ГОДА. Уже 34 статьи приняты.
Журнал №5 (Vol. 53) вышел в свет 1 апреля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 апреля 2019 ГОДА. Статьи принимаются до 31 марта. Уже 85 статей приняты.
Журнал №4 (Vol. 52) вышел в свет 15 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 15 марта 2019 ГОДА. Уже 100 статей приняты.
Журнал №3 (Vol. 51) вышел в свет 1 марта 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 1 марта 2019 ГОДА. Уже 114 статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 50) вышел в свет 10 февраля 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 февраля 2019 ГОДА. Уже 99 статей приняты.
Журнал №1 (Vol. 49) вышел в свет 20 января 2019 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 января 2019 ГОДА. Уже 98 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 102 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: