Методические материалы «Рабочая программа "Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации"»
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 12 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Включение в РИНЦ: Лицензионный договор №114-03/2014
Отправить статью
Следующий выпуск
25 декабря
Рассчитать стоимость публикации статьи
Методическая библиотека
Опубликовать свою работу
ФИО:
Должность:
PDF:
Word:
Крицкий А.В.
Инженер
Рабочая программа "Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации"

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

                                среднего профессионального образования     

Московский государственный техникум технологий и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

профессионального модуля ПМ.02  Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

 

 

код специальность  030912 « Право и организация социального обеспечения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013 г.

 

ОДОБРЕНА

Кафедрой Права и организации социального обеспечения

Протокол № 2

от «18» 09.2013 г.

 

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

030912 Право и организация социального обеспечения 

                    код, наименование специальности

 

 

 

Заведующий кафедрой «Земельно-имущественных отношений и права»

_____________/В.Е. Чеботарев

 

 

Заместитель директора по учебно-методической работе     

    ___________/__М.А. Зырянова__________                                                                                                                                                    

             Подпись      Ф.И.О.                                                                                 Подпись      Ф.И.О. 

 

 

 

 

Составители (авторы): Манжула Е.В.., преподаватель ГБОУ СПО МГТТиП

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

                                      _________________________________________________

                                                         Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

 

 

 

 

 Рецензент:______________________________________________

                                    Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

стр.

 

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

 

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

14

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации

 

1.1. Область применения примерной программы

 

Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения  (базовой подготовки) в части освоения следующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке)
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.

ОК.12. Соблюдать деловой этике, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК.13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 

Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности ( по базовой подготовке)

 

 ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающихся в социальной поддержке и защите.

 

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным профессиональным модулем и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;

- выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;

- организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;

- участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

 

уметь:

- поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;

- выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;

- участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;

- собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;

- выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, с применением компьютерных технологий;

- принимать решения об установлении опеки и попечительства;

- осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;

- направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;

- разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определять их подчиненность, порядок функционирования;

- применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельности;

- следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.

знать:

- нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;

- систему государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, органах и учреждениях социальной защиты населения;

- процедуру направления сложных или спорных дел по пенсионным вопросам и вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;

- порядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, оказания услуг;

- документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

- федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;

- Кодекс профессиональной этики специалиста органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации

 

1.3. Использование часов вариативной части ОПОП

 

№п\п

Дополнительные

профессиональные

компетенции

Дополнительные знания, умения,

практический опыт

№, наименование  темы

Кол-во

часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

-

-

 

 

Расширение и углубление знаний, умений обучающихся, формируемых в рамках ПМ в соответствии с ФГОС, с целью обеспечения конкурентоспособности выпускника

 

1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего 450 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 342 часов, включая:

обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося 228 часа;

самостоятельную работу обучающегося 114 часов; производственную практику по профилю специальности 108 часов.


 

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 

 

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2.

Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3.

Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 12.

Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13.

Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 

СТРУКТУРА и  содержание профессионального модуля

ПМ.02 Организация обеспечения деятельности учреждений социальной защиты

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

 

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

 

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

ПК 1.1-ПК 1.6

 

 

МДК.02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации(ПФР)

244

163

52

30

81

 

-

 

 ПК 2.1., 2.3.

МДК.02.02 Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения

98

65

14

33

-

-

 

Производственная практика, (по профилю специальности), часов

108

 

108

Всего:

450

228

66

30

114

 

-

108


 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

 

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

 

244

 

Раздел 1. Организация системы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

 

 

  Тема 1. 1.Введение в дисциплину 

Содержание

2

1

Характеристика международного законодательства по вопросам социальной защиты населения

1

2

Общая характеристика федерального законодательства по вопросам социальной поддержки различных категорий граждан (пожилых лиц и инвалидов, семьи, детей, оказавшиеся в ТЖС и др.)

1

Тема 1. 2. Социальная защита населения как государственная система

Содержание

2

 

1

Общее понятие государственной системы социального обеспечения

1

2

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат

1

3

Система социального обслуживания и социальных услуг

2

1.

Выполнение профессионального задания

2

 

Тема 1.3. Органы социальной защиты  населения.

Содержание

2

1.

Общее понятие государственной системы социального обеспечения

1

2.

Система социального обслуживания и социальных услуг

1

Тема 1.4.  Фонд социального страхования РФ. Общие положения, цели, задачи.

Содержание

2

 

1.

Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат

1

2.

Особенности государственной системы охраны здоровья граждан

2

Практическое занятие

2

 

1.

Выполнение профессиональных заданий

2

Тема 1.5.  Понятие социальной защиты населения.

Содержание

2

1.

Управления социальной защиты населения: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности

2

Практическое занятие

2

 

2.

Выполнение профессиональных заданий

2

Тема 1.6.  Общие понятия государственной системы социального обеспечения.

Содержание

2

1.

Источники формирования денежных средств фондов

1

Практические занятия:

2

 

3.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

Тема 1.7.  Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат

Содержание

2

1.

Органы государственной власти по обеспечению безработных граждан в субъектах

1

2.

 Структура социальных пособий.

1

Практическое занятие

2

 

4.

Выполнение профессиональных заданий

2

Тема 1.8. Система социального обслуживания и социальных услуг.

Содержание

1

1.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения.

1

2.

Основные задачи  органов исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения.

1

Практическое занятие

5.         Решение профессиональных ситуационных задач

2

 

Тема 1.9.   Общая характеристика органов социального обеспечения.

Содержание

2

 

1.

Управления социальной защиты населения: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности

1

2.

Центры социального обслуживания: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности

1

Практические занятия:

2

 

6.

Выполнение профессиональных ситуационных заданий

2

Тема 1.10.  Понятие организации работы органов социального обеспечения.

Содержание

2

1.

Основные направления сотрудничества и координации органов социальной защиты населения.

1

2.

Участие органов социальной защиты населения в решении вопросов градостроительства.

1

Практические занятия:

 

2

 

7.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

 

Тема 1.11.  Организация работы органов социальной защиты населения.

Содержание

2

 

1.

Общая характеристика социальной защиты населения .

1

2

Права, обязанности и ответственность  специалиста социальной сферы при работе с различными категориями нуждающихся граждан

1

Практическое занятие

2

 

8.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

Тема 1.12. . Министерство труда и социальной защиты РФ. Задачи, направления.

 

 

 

Содержание

2

1.

Понятие, цели, задачи, функции и направления деятельности Министерства

2

2.

Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Министерству.

2

Практическое занятие

2

 

 

 

 

 

9.

Выполнение профессиональных заданий

2

Тема 1.13. Организация работы органов пенсионного обеспечения.

 

 

 

Содержание

2

1.

Порядок образования, правовые основы деятельности и система управления Пенсионного фонда РФ.

 

2.

Структура Пенсионного фонда РФ.

 

Практическое занятие

 

10

Выполнение профессиональных заданий

Тема 1.14 Организация работы Пенсионного фонда РФ

Содержание

2

1.

Порядок образования, правовые основы деятельности и система управления Пенсионного фонда РФ.

 2.

Структура Пенсионного фонда РФ.

 

Практическое занятие

 

2

11.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

Тема 1.15. Организация персонифицированного учета в системе пенсионного страхования.

Содержание

2

1.

Организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.

2

Практическое занятие

 

2

12.  Выполнение профессиональных заданий

2

Тема 1.16 Представление к назначению к пенсии.

Содержание

2

1.

Подготовка и оформление пенсионного дела

2

2.

Работа по подготовке документов, необходимых для оформления пенсии.

 

Практическое занятие

 

2

13.

Выполнение профессиональных заданий

2

Тема 1.17. Организация работы по оформлению документов на выдачу сертификата на материнский капитал.

Содержание

2

1.

Дополнительные меры  государственной поддержки семей, имеющих детей. Основные понятия.

2

Практическое занятие

 

2

14.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

Тема 1.18.Организация работы органов Пенсионного фонда с обращениями граждан

Содержание

2

1.

Прием граждан. Работа с письмами граждан.

2

Практическое занятие

 

2

15.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

Тема 1.19. Организация работы негосударственных пенсионных фондов.

Содержание

2

1.

Осуществление деятельности НПФ

2

Практическое занятие

 

 

2

 

16.Выполнение профессиональных заданий

2

Контрольная работа

2

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Работа с правовыми источниками.

Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, учебной литературой.

Подбор и систематизация нормативно-правовых актов по ряду вопросов.

Составление схем/таблиц.

Работа со средствами массовой информации по проблемам работы органов социальной сферы.

Работа с конспектом занятий.

Выполнение индивидуального (проектного) задания.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Проанализировать и дать толкование содержание статьям нормативно-правовых актов.
  2. Раскрыть содержания понятий.
  3. Систематизировать нормативно-правовые акты по вопросам организации работы органов и учреждений социальной сферы.
  4. Составить схему «Пенсионная система РФ».
  5. Составить схему «Структура ФСС РФ и ФОМС РФ».
  6. Составить схему «Структура Пенсионного фонда РФ».
  7. Составить схему «Взаимодействие органов социальной защиты и Пенсионного фонда с другими органами и учреждениями».
  8. Составить таблицу «Работа с обращениями граждан в органы социальной сферы».
  9. Составить таблицу: «Категории лиц, находящихся в ТЖС».

10.  Составить план-конспект по темам: «Материнский капитал», «Работа негосударственных пенсионных фондов».

11.  Составить перечень полномочий министра труда и социальной защиты на основе изучения содержания нормативно-правовых актов.

12.  Составить перечень негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих свою деятельность в конкретном регионе.

13.  Выполнить индивидуальное (проектное) задание по теме «Социальная карта региона (города, района)».

 

 

81

 

 

Производственная практика (по профилю специальности)

108

Виды работ:

-  изучение регионального законодательства по вопросам социальной защиты населения;

- изучение системы органов социальной защиты населения региона;

- ознакомление с передовыми формами организации работы в органах ПФР и иных органах и учреждениях социальной сферы;

- изучение порядка ведения баз данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

- формирование навыка работы с базами данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также поддержания этих баз в актуальном состоянии;

- ознакомление с документооборотом в системе органов социальной защиты населения, отработка навыков по  направлению на рассмотрение вышестоящими органами сложных и конфликтных вопросов оказания социальной помощи гражданам;

- изучения порядка формирования личных дел клиентов органов социальной сферы;

- формирование навыков приема граждан по вопросам социальной защиты населения, ведения беседы с клиентами с учетом соблюдения профессиональной этики, консультирования населения по вопросам социальной защиты.

106

Дифференцированный зачет по производственной практике

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту)

30

Примерная тематика курсовых работ (проектов) по модулю:

  1. 1.          История становления социального обеспечения в России на разных этапах развития.
  2. 2.          Понятие и значение социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации.
  3. 3.          Общая характеристика источников финансирования социального обеспечения в РФ и их значение.
  4. 4.          Правовое регулирование и особенности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
  5. 5.          Пенсионный фонд РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятие, особенности и значение.
  6. 6.          Фонд социального страхования РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятие, особенности и значение.
  7. 7.          Фонд обязательного медицинского страхования РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятие, особенности и значение.
  8. 8.          Особенности негосударственных пенсионных фондов в системе финансирования социального обеспечения.
  9. 9.          Министерство здравоохранения и социального развития РФ как гарант реализации социальной политики государства.
  10. 10.      Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Минздравсоцразвития РФ: понятие, полномочия, место в системе органов социальной защиты населения.
  11. 11.      Функции органов местного самоуправления при осуществлении мер социальной защиты населения.
  12. 12.      Управления социальной защиты населения: задачи, функции, структура, направления деятельности.
  13. 13.      Центры социального обслуживания: задачи, функции, структура, направления деятельности.
  14. 14.      Социальные приюты для детей и подростков: задачи, функции, структура, направления деятельности.
  15. 15.      Стационарные учреждения социального обслуживания: задачи, функции, структура, направления деятельности.
  16. 16.      Центры социальной помощи семье и детям: задачи, функции, структура, направления деятельности.
  17. 17.      Социальные гостиницы в структуре органов социальной защиты населения.
  18. 18.      Функции общественных организаций инвалидов в области социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями.
  19. 19.      Общественные и благотворительные организации как учреждения социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  20. 20.      Характеристика работы органов социального обеспечения по поддержке семей, материнства, отцовства и детства.
  21. 21.      Организация работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
  22. 22.      Организация работы органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по безработице: понятие безработицы и занятости, меры оказания помощи безработным со стороны государственных органов.

Бюро медико-социальной экспертизы как первичный уровень медико-социальной экспертизы: понятие

 

 

 

 

МДК. 02.02. Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения  

 

 

65

Тема 1.1. Основы социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Содержание

16

 

1.

Понятие трудной жизненной ситуации

1

2.

Категории лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

1

3.

Порядок выявления лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите

2

4.

Основы работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по оказанию им помощи

2

Практические занятия:

4

 

1.

Решение профессиональных ситуационных задач

2

2.

Выполнение профессиональных заданий

2

Тема. 1.2. Организация работы органов социальной защиты населения по материально-бытовому и социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан.

Содержание

16

1.

Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов.

2

2.

Организация работы органов социальной защиты населения по направлению граждан в стационарные учреждения социального обслуживания.

 

3.

Организация работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними

2

4.

Организация работы органов социальной защиты населения по защите материнства, отцовства и детства.

2

Практические занятия:

4

 

3.

Выполнение профессиональных заданий.

2

4.

Решение профессиональных ситуационных задач.

2

Тема 1.3 Основы научной организации труда  в системе органов социальной защиты населения

Содержание

16

1.

Задачи НОТ в сфере социальной защиты населения.

 

2.

Основные направления НОТ в органах социальной защиты.

 

3.

Координация и взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения с общественными организациями.

 

 

Практические занятия:

6

 

1.

Виды планов. Годовые планы основных мероприятий.

2

 

2.

Квартальные планы. Личные планы специалистов отдела.

2

 

3.

Организация рабочих мест и их обслуживание.

2

Контрольная работа

1

 

 

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Работа с правовыми источниками

Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, учебной литературой

Подбор и систематизация нормативно-правовых актов по ряду вопросов

Составление схем/таблиц

Работа со средствами массовой информации по проблемам работы органов социальной сферы

Работа с конспектом занятий

Выполнение индивидуального (проектного) задания

Разработка  формы документа

Работа над курсовым проектом

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Проанализировать и дать толкование содержание статьям нормативно-правовых актов.
  2. Раскрыть содержание понятий
  3. Выполнение индивидуального (проектного) задания «Разработка программы профессиональной реабилитации инвалида».
  4. Составить конспект/дополнить конспект занятия.
  5. Составить таблицу «Меры государственной поддержки семей с детьми в регионе»
  6. 6.      Разработать договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов

31

                       

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля требует наличия учебного кабинета «Права социального обеспечения».

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методический комплекс дисциплины;

- магнитная доска;

- экран.

 

Технические средства обучения:

- компьютеры;

- мультимедиапроектор;

- лицензионное программное обеспечение, в том числе информационные справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и(или) «Гарант».

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  5. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основные источники:

  1.  Организация и содержание социальной работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений./ Т.С.Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2.  Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Галаганов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  3. Организация работы органов социальной защиты: учеб.пособ.для студ.учреждений сред.проф.образовани / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  4.  Социальная работа с пожилыми инвалидами: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – Изд.: Академия, 2009 г.

 

Дополнительные источники:

  1. Социальная политика: учеб.для вузов. / Денисова И.П. –2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Феникс, 2009.
  2. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  3. Право социального обеспечения России: учебник для вузов по спец. / Под ред. К. Н. Гусова - Изд. 4-е, перераб. и доп.. - М. : Проспект, 2010. - 635 с.
  4. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  5. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. П.Д. Павленка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт «Президент РФ», форма доступа – http://www.kremlin.ru/
  2.  Официальный сайт компании «Консультант Плюс», форма доступа – http://www.consultant.ru/
  3. Информационно-правовой портал «Гарнат», форма доступа – http://www.garant.ru/
  4. Официальный сайт «Министерство здравоохранения и социального развития РФ», форма доступа – http://www.minzdravsoc.ru/
  5. Официальный сайт «Пенсионный фонд РФ», форма доступа – http://www.pfrf.ru/
  6. Официальный сайт «Фонд социального страхования РФ», форма доступа – http://www.fss.ru/
  7. Официальный сайт «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ», форма доступа – http://www.ora.ffoms.ru/
  8. Официальный сайт «Департамент социальной защиты населения города Москвы», форма доступа – http://www.dszn.ru/
  9. Официальный сайт «Департамент семейной и молодежной политики города Москвы», форма доступа – http://www.dsmp.mos.ru/
  10. Официальный сайт «Социальная работа», форма доступа – http://www.soc-work.ru/
  11. Официальный сайт «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», форма доступа – http://www.fbmse.ru/

 

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к квалификационному экзамену в рамках профессионального модуля «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации» является успешное освоение производственной практики (по профилю специальности).

При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.

 

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации».

 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

 

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК2.1.Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

-    составление электронной карточки каждого клиента органа/учреждения социальной сферы;

-    качество владения базами данных, созданными в органах социальной защиты населения;

-    умение использовать информацию, содержащуюся в базах данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот для оказания социальной помощи нуждающимся гражданам;

-    внесение изменения в базы данных пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в соответствии с изменением действующего законодательства;

-    качество рекомендаций по вопросам улучшения ведения баз данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот.

Текущий контроль в форме проведения практических занятий: выполнение профессиональных заданий, решения ситуационных задач.

 

Дифференцированный зачет по производственной практике.

 

Дифференцированный зачет по итогам изучения МДК.

 

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю.

 

Защита курсового проекта.

ПК2.2.Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

-    качество владения действующим законодательством по вопросам оказания социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-    точность и грамотность определения,  к какой категории нуждающихся граждан относится клиент органа или учреждения социальной сферы;

-    грамотность диагностирования трудной жизненной ситуации граждан, обращающихся в органы/учреждения социальной сферы.

ПК2.3.Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите

 

 

-    качество квалификации трудной жизненной ситуации и разграничения категорий нуждающихся граждан;

-    грамотность планирования мероприятий, проводимых в отношении различных категорий граждан, а также семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке;

-    качество распределения функциональных обязанностей в зависимости от плана проводимых мероприятий;

-    грамотность корректирования плана проводимых мероприятий в зависимости от изменения жизненных обстоятельств.

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

 

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-    демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Рефераты по темам разделов.

Выполнение тестовых заданий по разделам курса.

Контрольная работа по разделу.

 

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

-    выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации деятельности учреждений социальной защиты и органов Пенсионного фонда РФ;

-    оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

-    решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организационного обеспечения деятельности органов и учреждений социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

-    эффективный поиск необходимой информации;

-    использование различных источников информации, включая электронные источники

ОК5.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

-    взаимодействие с обучающимися, преподавателями и другими лицами в ходе обучения

ОК6.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

-    самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы членов команды

ОК7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

-    организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

-    определение необходимости повышения уровня знаний

ОК8.Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

-    анализ инноваций в области организационного обеспечения деятельности учреждений социальной защиты и органов Пенсионного фонда РФ

ОК9.Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

-    соблюдение профессиональной этики, а также обще принятых и признанных норм поведения и морали

ОК10.Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

-    недопущение в отношении своей будущей профессии коррупционного поведения;

-    противостояние провокациям в отношении себя;

-    пресечение коррупционного поведения в отношении себя и окружающих

 

 

 

 

 



* Раздел профессионального модуля – часть примерной  программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 декабря 2018 ГОДА. Уже 42 статьи приняты.
Журнал №12 (Vol. 47) вышел в свет 3 декабря 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 3 декабря 2018 ГОДА. Уже 87 статей приняты.
Журнал №11 (Vol. 46) вышел в свет 10 ноября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 10 ноября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
Журнал №10 (Vol. 45) вышел в свет 25 октября 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 октября 2018 ГОДА. Уже 84 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 сентября 2018 ГОДА. Уже 75 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 августа 2018 ГОДА. Уже 78 статей приняты.
Журнал №7 (Vol. 42) вышел в свет 25 июля 2018 года.
Электронная версия 6 выпуска (2018) журнала загружена на сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU
https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=48986.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июля 2018 ГОДА. Уже 54 статьи приняты.
Журнал №6 (Vol. 41) вышел в свет 25 июня 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 июня 2018 ГОДА. Уже 47 статей приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 мая 2018 ГОДА. Уже 22 статьи приняты.
Журнал №4 (Vol. 39) вышел в свет 25 апреля 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже19 статей приняты.
В ближайшие дни журнал №3 (Vol. 38) будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 апреля 2018 ГОДА. Уже 2 статьи приняты.
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 30 марта 2018 ГОДА. Уже 14статей приняты.
Журнал №2 (Vol. 37) вышел в свет 25 февраля 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 февраля 2018 ГОДА. Уже 3 статьи приняты.
Журнал №1 (Vol. 36) вышел в свет 25 января 2018 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 25 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА. Уже 15 статей приняты.
Журнал №6 (Vol. 35) вышел в свет 20 декабря 2017 года
ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 26 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 38) вышел в свет 30 марта 2018 года.В ближайшие дни этот журнал будет размещен на сайте eLIBRARY.RU - крупнейшей в России электронной библиотеки научных публикаций. Библиотека интегрирована с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Индексируется в: