Статья «Использование педагогических технологий парного обучения в преподавании предмета технология» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Русинова Татьяна Николаевна
Должность:
г. Белгород, Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Шуховский лицей», учитель
 
Получено:
11.04.2017
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №1(Vol. 30), 2017, 30.03.17

УДК  371.381.3

 

Использование педагогических технологий парного обучения в преподавании предмета технология

The use of pedagogical technologies of pair learning in teaching object technology

 

Автор: Русинова Татьяна Николаевна – г. Белгород, Муниципальное автономное нетиповое образовательное учреждение «Шуховский лицей», учитель

Author: Rusinova Tatyana Nikolaevna  - Belgorod, non-typical Municipal Autonomous educational institution "the Lyceum Sukhovskii", teacher

 

Аннотация: В статье рассматривается использование педагогических технологий парного обучения в преподавании предмета технология.

Annotation: The article discusses the use of pedagogical technology of pair learning in the teaching of the subject technology.

 

Ключевые слова: технологическое обучение, школа, «технология», «трудовое обучение», парное обучение

The keywords: technological learning, school, "technology", "labor training", pair training

 

Необходимость глубокого изучения технологии в школе неоспорима. Однако разностороннее значение этой образовательной области явно недооценивается. А ведь она призвана решать такие важные задачи, как приобретение учащимися  общетрудовых,  политехнических и специальных знаний и умений, технологической культуры и трудового опыта, создание условий для личностно и общественно значимой практической реализации основ наук, развитие творческих способностей, формирование трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии и т. д.

Недооценка технологического образования в школе ведет к тому, что у современной молодежи не формируется интерес к работе в сфере реальной экономики, технологическое мышление, качества, необходимые для успешной трудовой деятельности.  Не воспитывая с детства любовь и уважение к труду, мы тем самым толкаем молодых людей в категорию бездельников и правонарушителей,  ведь большинство моральных ценностей исторически формировались именно в процессе труда.

Есть необходимость в том, чтобы основательно разобраться с соотношением понятий «технология» и «трудовое обучение». Это тем более важно, потому что имеют место попытки их противопоставления.

Если обратится к словарям, то понятие «технология» там трактуется однозначно. Вот,  например, её определение  из словаря О.И. Ожегова и Н.Ю. Шверовой:  технология-это «совокупность производственных, а также научное описание способов производства». Поскольку термин «технология» применяется сейчас не только к производственным процессам, но и к учебным, лечебным и т.п., мы бы предложили определить ее как последовательность действий, направленных на достижение заданных целей. Из этого следует ошибочность противопоставления технологии трудовому обучению, хотя само понятие «технология» для обозначения данной образовательной области считаем более удачным.

В начальной школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечение понимания роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми  в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбия. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.

В среднем школьном звене должна быть продолжена работа по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности.

Здесь учащиеся изучают целостные технологические процессы  создания изделий из различных материалов, приобретают технический опыт обработки наиболее распространенных и важных в повседневной жизни материалов.

Предметом изучения в указанных вариантах являются  технологические процессы  ручного и частично механизированного труда по созданию изделий из различных материалов.

С возрастом снижается мотивация к изучению предмета «технология». Интересы, желания и намерения, задачи  и цели играют инструментальную роль в системе мотивационных факторов. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой  предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него когнитивных (познавательных) функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности, той, которую выдающийся психолог Жан Пиаже называет «активным экспериментированием  и обнаружением новых возможностей».  У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации.

Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В психолого-педагогическом плане именно  на развитие устойчивого познавательного интереса  должны быть направлены развивающие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры  урока, использование различных форм обучения, педагогических технологий. На своих уроках мы используем технологии  парного обучения, индивидуально- ориентированного подхода.

Парное обучение означает, что один ученик обучает другого ученика. Если при этом ученики работают друг с другом по определенному алгоритму, тогда можно говорить о парном обучении в его современном смысле.

Парное обучение позволяет использовать все имеющиеся в школе или в вузе ресурсы в полной мере, чтобы достичь высокого результата: возможности учителя, соучеников, потенциал семьи, кино и телевидения, музеев и выставок, а также,  как само собою разумеющееся, компьютер и сеть.

Парному обучению около 2500 лет - это диалоги Сократа. Он говорил не «вообще», а глядя «глаза в глаза». Своими хитроумными вопросами Сократ помогал найти ответ.

Следующему предшественнику парного обучения примерно 200 лет,- парный метод отца  Gregor Girard для детей бедняков в Швейцарии. В его школе на 4 учителя приходилось 400 учеников! Что было делать?!  Girard сказал:  «Будете учить друг друга, меняя партнеров».   
                Предварительно следует пояснить, что парное обучение не отменяет другие формы обучения, - групповую форму самообучения,- но развивает и усиливает их.
                Групповое обучение, оправдавшее себя в течение 400 лет, не может решить важного противоречия в процессе учения-обучения, а именно противоречие между  унификацией, необходимой учителю, ведущему занятия, и дифференциацией, необходимой ученику.

  Необходимо отметить, что при парном обучении достигаются не только высокие образовательные результаты, но также важнейшие воспитательные эффекты.

 Кому нужно парное обучение? В первую очередь - ученикам!
Скорость работы каждого ученика варьируется, так что длительность работы в паре зависит от сообразительности, - сильные ученики усваивают все быстро, схватывают на лету, и могут за одно и в тоже время выполнить гораздо больше работы. Слабым ученикам нужно было больше времени, чтобы заполнить пробелы. Поэтому сильные ученики в паре могут  выполнять роль учителя, обучая более слабых.

Иногда «учителя »,- а именно партнера в паре! – ученик выбирает сам. Ему это сделать тем легче, чем число учеников в группе больше, так как в большой группе больше возможностей найти подходящего «учителя», - партнера для работы в паре,- который «объясняет понятно».

Итак, у ученика при парном обучении есть несколько свобод: свобода по времени, свобода по скорости своей работы, свобода по выбору партнера в паре.

Парное обучение способствует  высокой мотивации ученика к учебе.

Используя данные технологии, мы наблюдаем явные благоприятные изменения, а именно:

- ученики хорошо мотивированны к учебе, они активны и доброжелательны на уроках;

-образование и воспитание  учеников происходит лучше. 

Изменяются функции учителя: теперь мы «не руководители», «дирижёры» учебной группы, а  помощники  учеников в выборе подходящего партнера для парной работы.  Мы помогаем ученикам правильно работать в парах, используя алгоритмы парной работы,  больше времени можем уделить слабым ученикам, и теперь у нас есть возможность догрузить сильных учеников дополнительными заданиями. Больше времени уделяем контролю, садясь с учеником в пару.  Мы  заботимся о том, чтобы в классе было достаточно  информационных  источников,  таких как книги, журналы.

Парное обучение не исключает, а  наоборот – усиливает индивидуальный подход к личности каждого учащегося. В паре каждый ребёнок включается в работу, проявляя свои личные особенности, используя свой субъективный опыт.

Приведу примеры конкретных уроков.

Тема урока:  Снятие мерок.

В процессе изложения материала учитель спрашивает каждого из  учащихся, например – а твоё мнение, Маша, как ты думаешь? Тем самым регулируется гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили, где каждый ребёнок выступает в роли отдельной личности с набором собственных приоритетов и мнений. После теоретической части урока учитель  даёт задание для снятия мерок друг с друга, тем самым акцентируя внимание на работу в парах. На основе полученных знаний каждый ученик, работая в своей локальной группе, имеет возможность самостоятельно снять мерки. Применение данной технологии  позволяет осуществить индивидуальное получение рабочих навыков каждым ребёнком.

Вывод: на уроке были применены две технологии в рамках личностно – ориентированного обучения – это гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили, и технология парного обучения. Результат выразился в создании комфортной, доверительной атмосферы, которая способствовала продуктивному усвоению информации.

Тема урока:  Моделирование.

На этих уроках при выполнении творческого задания по созданию модели учащиеся работают в парах. Они советуются друг с другом, соответствует ли данная модель типу фигуры и индивидуальным особенностям внешности. В итоге, каждая ученица включается в работу и осуществляется личностно-ориентированный подход к выбору модели.

Тема урока:  Соединительные машинные швы.

Во время выполнения практической работы учащиеся, которые наиболее успешны в работе на швейной машине и  быстрее выполнили швы, помогают своим одноклассницам. Они могут напомнить, как намотать нитку на шпульку, какова последовательность выполнения того или иного шва. Качество выполнения машинных швов девочки тоже оценивают в парах и выставляют друг другу оценки.

Таким образом, на уроке используется технология парного обучения.

Тема урока:  Бюджет семьи. (8 класс)

При выполнении практической работы «Расчет бюджета семьи» учащиеся, работая в парах, составляют и рассчитывают бюджет семьи, делятся информацией, используя жизненный опыт своей семьи, обсуждают способы расчета  недефицитного бюджета. Во время подведения  итогов урока каждая школьница может высказать свое мнение по поводу работ своих одноклассниц. Тем самым стимулируется процесс создания  и определения авторитетности личных мнений, а также развивается умение демонстрации собственного труда.

 

 

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: