Статья «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Александрова Марина Ивановна
Должность:
учитель и истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1240
г. Москвы
 
Получено:
21.11.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №1(Vol. 30), 2017, 30.03.17

     

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории

 

Александрова Марина Ивановна – учитель и истории и обществознания ГБОУ СОШ № 1240
г. Москвы

Aleksandrova Marina Ivanovna is – teacher history and obshchestvoznaniya GBOU SOSH №  1240  g. Moscow

В статье рассматриваются возможности проведения  уроков истории с применением  различных электронных образовательных ресурсов

In the article the possibilities of conducting the lessons of history with the application of different electronic educational resources are examined

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; универсальные учебные  действия; планируемые результаты

The keywords: electronic educational resources; universal training actions; the planned results

 

 

Образовательные  организации  уже в полном объеме перешли к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Важной  задачей реализации ФГОС является работа по формированию универсальных учебных действий учащихся. Приведу  фрагмент из этого документа: «Программа развития универсальных учебных действий  (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ». 

Конечно же,   для проведения  современного  результативного  урока, в котором учащиеся проявят свои умения и навыки, требуется нестандартный подход. Отличным  подспорьем для  организации системно-деятельного подхода в образовательном процессе является применение  электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)- http://www.fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru

 В 2015 году я окончила курсы повышения квалификации «Подготовка  учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО (целевая программа для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО». ГАОУ ВПО МИОО, 108 ч. И хотела бы поделиться впечатлениями и информацией.

Очень удобно, что  на сайте ФЦИОР интерактивные мультимедиа продукты различаются по направленности: модуль информационный (И), практический  (П) и  контрольный (К). На  разных этапах урока можно наглядно, эффектно или объяснить, или проконтролировать  материал.  

На курсах в рамках итоговых работ мною был составлен план урока по теме «Борьба Руси с западными завоевателями», материалы которого я представляю.

 

     Борьба Руси с западными завоевателями ___________________

 

  1. 1.       

ФИО (полностью)

Александрова Марина Ивановна

  1. 2.       

Место работы

ГБОУ школа 2055

  1. 3.       

Должность

учитель

  1. 4.       

Предмет

история

  1. 5.       

Класс  

6

  1. 6.       

Тема и номер урока в теме

Борьба Руси с западными завоевателями,  2 урок из 5

  1. 7.       

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века

 

Цель: формирование представления о причинах экспансии крестоносцев на Русь, систематизация знаний  об этом периоде, формирование личного отношения к проходившим событиям и личностям, развитие навыков исторического анализа, формирование понимания взаимовлияния исторических событий

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты

- формирование личного отношения к проходившим трагическим  событиям той эпохи  и  героическим личностям, оценивание своих учебных достижений,  развитие навыков самостоятельной и групповой работы

Метапредметные результаты

учащиеся совершенствуют умения:

- извлекать  ЭОР и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;

- представлять информацию в различном виде;

Предметные результаты 

Учащиеся должны видеть взаимосвязь исторических явлений, применять теоретические знания в работе по заданиям учебника и карт,  знать терминология и хронологию

        Тип урока -Комбинированный урок изучения нового материала с использование  ЭОР

Формы работы учащихся – фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование -проектор, компьютеры, ЭОР с сайта    ФЦИОР  http://www.fcior.edu.ru и http://school-collection.edu.ru,

Структура и ход  урока                                           

                                 Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

актуализация знаний учащихся полученных ими по теме

«Нашествие монголо-татар»

1

Учитель предлагает  правильно расставить  события  под соответствующие даты  в таблице модуля «вспомним изученное» и корректирует ответы

 Учащиеся самостоятельно   заполняют таблицу модуля

3

2

Введение нового материала о Невской битве и Ледовом  побоище

2

Демонстрирует  модуль ресурса   и организует первичное закрепление знаний: задаёт вопросы, с целью выявления восприятия изученного материала.

Отвечают на вопросы и записывают даты и значение битв в тетрадь

15

3

Введение нового материала

3

Дополняет сведения  об Александре Невском и показывает ордена в честь князя

Воспринимают информацию об А.Невском

5

4

Закрепление материала и проверка знаний

4

Организует работу по выполнению модуля с целью контроля и коррекции знаний  при изучении нового материала.

Управляет работой учащихся с модулем, проверяет результаты.

 

 

 

 

 

 

Индивидуально работают с модулем и отвечают на вопросы ( отмечают

освобожденные города, располагают войска,

определяют снаряжение русских и тевтонских

воинов и т.д.)

 

15

5

Выводы и д/з

 

Формулирует выводы

Фиксируют выводы

2

                                                  Приложение к плану-конспекту урока

_____________ Борьба Руси с западными завоевателями _______

                                                                                                                     Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР

П*

таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/358f0a60-afec-4836-842d-d254f7357260/view/

2

ЕК ЦОР

И*

Карта, видеоролик

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/358f0a60-afec-4836-842d-d254f7357260/view

3

 ЕК ЦОР

 

И*

Орден Святого Александра Невского  1725г.   и  Орден Александра Невского 1942г.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0423fadc-727a-436d-8d7e-182c160aecf3/28A_07.jpg

 

http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishe.html

 

4

ФЦИОР

П*

Карта, иллюстрации, текст

http://fcior.edu.ru/card/21389/ledovoe-poboishche.html

 

*П – практический урок    ,     И – информационный урок

 

         Электронные ресурсы дают возможность  самим учащимся, имея некоторую базу знаний, самостоятельно заняться познавательной  деятельностью и проверить свои результаты в классе и дома. Вот, например, в 6 классе рекомендую использовать или рекомендовать детям  ресурс «Рыцарский турнир » (http://fcior.edu.ru/download/21503/rycarskiy-turnir.html), который «предназначен для закрепления

знаний по теме Средние века. Рассматриваются вопросы истории рыцарства. Уделяется внимание экипировки, снаряжения, принципов средневекового рыцарства». Самое  интересное, что учащимся предлагается в игровой форме поучаствовать в Рыцарском турнире».

Помимо ресурсов в ФЦИОР есть и другие увлекательные  ЭОР, например:

 

Создание кроссворда в программе Hot Potatoes. Особенно интересна это программа при повторении пройденных  тем.

        

        Вписав имя, т.е. название кроссворда, нужно  вписать несколько терминов по конкретной теме, дать им определения, выбрать вид оформления в цветовой гамме и получим готовый свой собственный кроссворд. При этом проверяется и знание материала, и терминология.

 

 

 

Программа Wordle.net  позволяет создать  необычные  облака ключевых слов из   текста. Облако выделяет слова, которые чаще встречаются в исходном тексте. Можно  настроить различные шрифты, макеты и цветовые схемы  облака. Данное облако составлено из текста о Иване Грозном.

  Курсы повышения квалификации позволили мне  лучше освоить  и другие программы:  Живая родословная  -  анализ родословных , Хронолайнер - развитие  хронологических предст авлений, Movie Maker       монтаж фильмов и, конечно же, Цифровые карты.

 

 

Выводы:

            Широкое внедрение различного рода ЭОР в практику современной школы – это и широкомасштабная реализация прогрессивных педагогических технологий, и увеличение роли  самостоятельности обучающихся, их коопераций и индивидуализации при выполнении учебных задач. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 

Список используемой литературы:

1.Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЭОР) : www.school- 

   collection.edu.ru

2.Центр информационно-образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ  ОСНОВНОГО    ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

4. Курсы  «Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО (целевая программа для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО». ГАОУ ВПО МИОО.

5. «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА» Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. -  «Реализация нового поколения ФГОС посредством формирования универсальных учебных действий».  Александрова М.И. Давыдов Д.Ж. http://ucom.ru/doc/conf/2015.04.30.07.pdf

 

 

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 16 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: