Статья «Становление субъектом собственной жизни как ценность <br /> в современном образовании» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Билан Ольга Юрьевна
Должность:
ДФВУ, тьютор
 
Получено:
14.10.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №5(Vol. 28), 2016, 28.10.16

УДК 371.12

 

Становление субъектом собственной жизни как ценность 

в современном образовании 

Establishing a subject of his own life as a value in modern education 

 

Автор: Билан Ольга Юрьевна - ДФВУ, тьютор

Author: Bilan Olga Yuryevna - Far Eastern Federal University, tutor

 

Аннотация: В статье рассматривается аспект технологии открытого образования. Процесс становления личности, эффективность взаимодействия субъектов процесса. Обучающийся является соучастником, творческой личностью образовательного процесса.

 Annotation: The article discusses the aspect of open education technology. The process of formation of the person, the effectiveness of the process of interaction of subjects. The student is an accomplice, the creative personality of the educational process.

 

Ключевые слова: индивидуализация, мотивация, самооценка, успешность, личностный рост

The keywords: individualization, motivation, self-confidence, success, personal growth

 

Новая структура федерального государственного образовательного стандарта призвана обеспечить расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Долгова Л.М.  отмечает, что для реализации этого становится необходимой позиция педагога, который обсуждает совместно с учащимся и его семьей индивидуальный заказ на образование, сопровождает по индивидуальной траектории в пространстве школы и помогает использовать для индивидуальных потребностей образовательные ресурсы за пределами образовательного учреждения. Это тьюторская позиция педагога, она отличается от позиции учителя, психолога или классного руководителя. Учитель отвечает за предметное обучение, психолог корректирует психологические особенности учащихся, работа классного руководителя направлена на коллектив класса.

Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Сферой деятельности тьютора, по мнению  Долговой Л.М.,является построение индивидуализированной образовательной среды, создание на материале реальной жизни студента «практики расширения его собственных возможностей».

Сегодня становится вновь актуальным антропологический подход,    сущность которого по отношению к обучению, и шире – к образованию,  заключается, прежде всего, в том, что основной характеристикой образования становится, прежде всего, развитие самого человека, в отличие, например, от освоения им культуры или процесса социализации. Принцип индивидуализации – это как социальное продюсирование, – сохранение уникальности человека, неповторимости, самости, ваяние образа желаемого будущего для самого себя.

Один из известных мыслителей нашего времени сказал, что благодаря образованию мы получаем работу, а благодаря самообразованию – повышение по службе, профессиональную самореализацию, полноту жизни. Мы знаем, что по теории А. Маслоу, высшая степень реализации человека – это самореализация, самоактуализация.

Технологии открытого образования позволяют студентам самостоятельно выстраивать свой путь познания, быть соавторами своего обучения, создают условия для самообразования, саморазвития, самовыражения. Задача образования-развитие в человеке свободы, при котором нравственное образование завершается развитием его индивидуальности. Основным источником познавательной активности является проблемная ситуация, т. е. состояние, интеллектуального затруднения, когда у человека возникает потребность в объяснении неизвестного явления, нахождении нового свойства предмета, способа действия с ним. Личностный рост- это поиск себя и реализация, путь к успеху. Как известно, существует два вида мотивации достижения-мотивация успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого ученика преобладает тот или иной вид мотивации. Личностный рост –своеобразный выход за рамки уже достигнутого. Задачи тьютора:

-создавать оптимальные условия

-стимулировать интуицию, логику

-формировать самостоятельность

-быть эмоционально гибким

Оценивая результаты через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности,а не соответствие ее какому- либо эталону, стандарту. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: к человеку нужно подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Важен процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Внедрение в практику учителей с тьюторской позицией удовлетворит запрос на индивидуализацию образования и способствует максимальному развитию личности обучаемого, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни.

Один их главных инструментов тьютора являются вопросы. У тьютора нет права решать за студента (тьюторанта), что делать и куда идти. Тьюторская работа начинается с запроса. Запрос студента – знак осознанного желания сделать свой профессиональный путь точным и связанным с личными желаниями и способностями. С момента выбора студентом конкретного тьютора, специалист ответственен за совместное исследование образовательных ресурсов и реализацию обучающего процесса, ведущего к достижению результата (защита диплома, выбор места практики и др). Но теперь возникает вопрос в отношении инструментария наставничества. Мы можем просто человека наставлять, рассказывать ему о том, что нужно делать, чтобы быстро стать хорошим учителем. А можем работать тьюторски, то есть создать для этого молодого педагога избыточную образовательную среду. Необходимо выявить его сильные стороны, понять, как ему важнее двигаться. А дальше вместе с ним выстраивать «культурные карты».

Для ученика итогом этого этапа сопровождения является формулирование образовательного вопроса – темы индивидуального образовательного проекта. Обычно он формулируется как фраза «Я хочу узнать …, эти знания я использую для того, чтобы сделать … ».  Задача тьюторской работы найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. Вопрос может не иметь никакого отношения к учебной программе – это личный вопрос школяра и у каждого свой. Постановке такого вопроса уделяется достаточно много времени, и для этого используются специальные игровые, педагогические и психологические техники. Можно составить интересную для ее заполнения анкету, где ребенок укажет несколько разных вопросов, на основании которых можно будет затем побеседовать с ним. 

Следующий этап – поиск ответов на вопрос и он делится на два такта: на обсуждение с тьютором, в котором определяется способ получения возможного ответа, и собственно  – поиск. Выбор способа будет опираться, прежде всего, на определение индивидуального стиля образования. Индивидуальный стиль образования приведет школяра к осознанию обучения,  нахождению способов ответов на возникающие вопросы: классическое исследование, журналистское интервьюирование, образное проживание и т.д.  Тьютору здесь важно стремится все время соблюдать равновесие культурного и индивидуального в работе с вопросом и поиске ответа на вопрос, отталкиваясь от индивидуального. 
Заключительный этап в цикле работы над вопросом – презентация найденных ответов в кругу школяров.  Он обязателен и смысл его с тьюторской точки зрения  подтверждается ценность самообразования сообществом, таких же, как ты – школяров, ищущих ответы на свои вопросы. Задача презентации для школяра – убедиться в том, что найденный тобой ответ дает новой штрих к твоему образу, что тебя услышали, увидели в новом качестве.

Подростки очень ориентированы на продуктивную деятельность, для них важно всегда видеть натуральный результат своих усилий, потому разработка тьюторского интереса осуществляется в проектной форме – т.е. ученик что-то делает: пишет сказку о своем интересе, делает выставку, готовит выступление или мультимедийную презентацию, проводит игру, или устраивает какое-то действо и т.п.

Учащийся переходит от модели потребления готовых (шаблонных) знаний к модели осознанного восприятия нужных ему знаний, имеющих значимость с позиции личностных смыслов. Предполагается, что если учащийся принял решение изучать конкретный предмет, то он, либо имеет к нему какой-либо интерес, либо делает это чисто формально. Впоследствии осуществляется сопровождение процесса освоения тьюторантом индивидуальной образовательной программы, без привязки к форме взаимодействия тьютора и тьюторанта (непосредственное общение, дистанционная форма или автоматизированное обучение).

Тьютор работает с уникальным инструментом: рефлексией опыта самообразования учащихся, используя методы рефлексивного обсуждения с учеником приоритетности для него тех или иных проектов, их границ, возможного расширения собственных задач. Такое сопровождение образовательной деятельности позволяет школьнику самому овладевать техниками рефлексивного осмысления построения собственного процесса обучения, реально создавать свою индивидуальную образовательную программу, планировать работу по самовоспитанию, самообразованию, самореализации, что, в конце концов, способствует формированию индивидуальной ответственности школьника за свои знания.

Профессор, доктор психологических наук Б.Д. Эльконин определяет тьюторскую деятельность как посредническую. Посредничество – это ядро, единица любой образовательной формы, в которой человек строит свой собственный образ. Учёный видит задачу реализации тьюторских функций в том, чтобы помогать обучающемуся в освоении и использовании знаний для решения образовательных и жизненных проблем.

 

Список использованной литературы:

1.  Драгунова Ж.В., Королева С.А., Крайнюченко Д.Г., Потапов В.Д., Фридман М.Ф. Модернизация профессионального образования в контексте социально-экономического развития региона. номер информрегистра - 0421200173025 / 30.08.2012. Номер: Выпуск №3 - 2012 г.

2.   Розин В.М. Философия субъективности. – М.: АПК и ППРО, 2011

3. Ковалева Т.М. Открытое образование и современные тьюторские практики. - URL: /history/article02.html

4. Зубова Л.В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

5. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = Motivation and Personality Пер. А. М. Татлыбаевой.- СПб.; Евразия, 1999.- 478 с.- 4000экз.

6. Боровкова Т. И. Теория и практика педагогического проектирования индивидуальных образовательных программ: Учебное пособие/ Т. И. Боровкова – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015 г. 160 с.

7. Гаврилова И. В., Сергеева Т. В. Мониторинг личностного роста учащихся начальных классов: организация и методическое решение. Журнал «Отечественные традиции в воспитании и современная школа», Выпуск №27 ноябрь, 2015 г.

8. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения № 03, март 2014 Углев В. А.1 , Ковалева Т. М.2 УДК 37.048:004.588

 

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: