Статья «Реабилитационные мероприятия в работе с детьми младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения <br /> в школе – интернате №1 для обучения и реабилитации <br /> слепых детей» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Бабенцева Татьяна Викторовна ,Борейша Анна Станиславовна
Должность:
ГБОУ ШОР №1, г. Москва, учитель-дефектолог (тифлопедагог),ГБОУ ШОР №1, г. Москва, учитель-дефектолог высшей категории
 
Получено:
25.09.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №5(Vol. 28), 2016, 28.10.16

УДК 376.32

 

Реабилитационные мероприятия в работе с детьми младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения

в школе – интернате №1 для обучения и реабилитации

слепых детей 

Rehabilitation is to work with children of primary school age with profound visual impairment
at school - a boarding school №1 for the education and rehabilitation of

blind children 

 

Авторы: Бабенцева Татьяна Викторовна - ГБОУ ШОР №1, г. Москва, учитель-дефектолог (тифлопедагог);  Борейша Анна Станиславовна - ГБОУ ШОР №1, г. Москва, учитель-дефектолог высшей категории

Authors: Babentseva Tatiana Victorovna - GBOU SHORE №1, Moscow, teacher-therapist (tiflopedagog); Boreisha Anna Stanislavovna - GBOU SHORE №1, Moscow, teacher-therapist of the highest category 

 

Аннотация: В статье рассматриваются направления реабилитационной работы с детьми младшего школьного возраста с глубокими нарушениями зрения.

Annotation: In the article the directions of rehabilitation work with children of primary school age with profound visual impairment.

 

Ключевые слова: абилитация, реабилитация, социальная адаптация, дети с нарушениями зрения. 

The keywords: habilitation, rehabilitation, social adaptation of children with visual impairments. 

 

Ежегодно возрастает количество детей с глубокими нарушениями зрения, нуждающихся в помощи тифлопедагога. При анализе дошкольного опыта воспитания было выявлено, что те дети, которым были предоставлены услуги абилитации и реабилитации, более адаптированы и социализированы, чем те, кто не получил услуги учреждения.

В школе-интернате №1 для обучения и реабилитации слепых детей (ГБОУ ШОР №1) работа ведется по нескольким направлениям:

  • реабилитационные мероприятия для детей с сохранным интеллектом для коррекции их знаний, умений и навыков в начальном этапе обучения;
  • реабилитационные мероприятия для детей, имеющих нарушения интеллекта для развития познавательной сферы, их социализации и адаптации.

Индивидуальные занятия способствуют более успешному овладению и закреплению тех или иных умений и навыков слепого ребенка.

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. В группах, где находятся дети разного уровня развития и возможностей, у каждого ребенка имеется свой индивидуальный маршрут. Принцип «от простого – к сложному» соблюдается в тифлопедагогике неукоснительно, большое значение имеет организация образовательного и реабилитационного процесса, в котором каждый ребенок занят делом, посильно напряжен, учится критически оценивать свои возможности; таким образом создается стимул для его познавательной активности и возможность ощутить радость успеха.

Поскольку дети вспомогательных классов взрослеют медленнее своих «сохранных» сверстников, игра более длительное время остается одним из ведущих видов деятельности. Под сопровождением специалиста, игра становится средством коррекционного обучения, абилитацией для всей последующей жизни школьника, так как повышает уровень психических процессов и корректирует эмоционально-волевую сферу.  Например, в игровой форме наши дети осваивают навыки социально-бытовой ориентировки: учатся правилам гигиены, навыкам самообслуживания.

Переходя в среднюю школу, дети уже умеют самостоятельно питаться, готовить простые блюда, убирать за собой, мыть посуду, стирать одежду, наводить порядок в помещении и т.д.

В качестве реабилитационных методов в работе с детьми педагогами разрабатываются методические пособия для решения ряда специальных задач и более качественной коррекционной работы. Например, тактильные книги, сенсорные доски, с помощью которых у ребенка усваиваются и закрепляются представления о разных предметах, различные конструкторы, геометрические фигуры – для развития тактильного восприятия, конструктивного праксиса и мелкой моторики, а самое главное – для развития мыслительных операций, ведь слепому ребенку с нарушенным интеллектом не так просто с помощью осязания определять свойства какого-либо предмета и находить среди множества такой же предмет.

Реабилитация в коллективе один из способов обучения слепого ребенка нормам поведения и формирования нравственных понятий, так как слепому человеку, тем более ребенку, значительно сложнее определить реакцию окружающих на его поведение, внешний вид, слова. То, что зрячий видит по выражению лиц, настроению других, незрячий узнает только при помощи тьютора.

Таким образом, реабилитационные мероприятия в качестве общешкольных праздников, инсценировки произведений детских писателей, тематических путешествий по станциям, уроков индивидуальной коррекции, развития мелкой моторики и социально-бытовой ориентировки, коррекции с тифлопедагогом и ряда других дополнительных занятий в совокупности дают положительную динамику в развитии каждого ребенка, что способствует самостоятельной адаптации и социализации в обществе.

 

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: