Статья «Детская изобразительная деятельность» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Нестеренко Ольга Владимировна
Должность:
ГБОУ Лицей №138 Дошкольное отделение № 8, г. Москва, воспитатель
 
Получено:
25.09.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №5(Vol. 28), 2016, 28.10.16

УДК 373.21

Детская изобразительная деятельность

Children's representational activities 

 

Автор: Нестеренко Ольга Владимировна - ГБОУ Лицей №138 Дошкольное отделение № 8, г. Москва, воспитатель

Author: Nesterenko Olga Vladimirovna - GBOU lyceum №138 Preschool Office number 8, Moscow, educator 

 

Аннотация: В данной статье автор раскрывает смысл детской изобразительной деятельности и  описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Annotation: In this article the author reveals the meaning of children's graphic activity and describes its impact on the child's personality development.

 

Ключевые слова: изобразительная деятельность, личность ребенка, творчество

The keywords: representational activities, the child's personality, creativity 

 

Что это такое: детская изобразительная деятельность? Как, почему она возникает, развивается? В чем ее смысл?

Сокулина Н.П. писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем его своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Известный педагог Григорьева Г.Г. видит главный смысл изобразительной деятельности в развитии личности ребенка.

Маленькие дети очень любят рисовать, можно сказать, что в детском возрасте рисуют все.

Чем же привлекает нас детский рисунок, что мы ценим в нем?

Во - первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств (черты присущие самым высоким образцам искусства).

Другое достоинство рисунка – его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание.

Еще одно ценное качество детского рисунка – смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Море? Пожалуйста! Космос? Нет ничего проще! Сказочную птицу? Ну, это совсем пустяк! А хотите увидеть, как растут деревья? Нет, не просто деревья, а именно, как растут. Это очень просто. Надо только поставить точку, а от нее быстро провести вверх короткую линию и сказать слово «вжик».

А ведь риск, способность к риску, смелость – непременное условие и характеристика творческой личности. Как же сохранить это качество у ребенка? [5]

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда рассматривалась в тесной связи с развитием личности, творческой сущности ребенка. Об этом говорили известные психологи, в том числе и Кравцов Г.Г.

Многие ученые утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторил этапы его развития (биогенетическая теория), только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей.

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в 60-х годах на страницах журнала «Творчество», открывшаяся статьей известного художника Жуковского Н.Н. «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступали против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем в 40-х годах предупреждала Флерина Е.А., талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Сакулина Н.П., признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой – помогают ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Выготским Л.С., Тепловым Б.М., Флериной Е.А. и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя.

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать, не только на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому Сакулина Н.П. формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности рассматривает как непременные составные творчества. [7]

Основываясь на выше перечисленных качествах развития творческой личности ребенка, я стараюсь руководствоваться постулатами известных педагогов и строить свой процесс развития изобразительных навыков детей на основе обогащения и накопления творческих способностей.

Для работы в этом направлении требуется более профессиональная подготовка. За основу я взяла: «Развитие личности ребенка, его творческой сущности в процессе изобразительной деятельности».

Важным здесь является организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения, которое занимает особое место в творческом процессе.

Для планомерности работы мною была составлена индивидуальная программа развития, а также определены задачи творческого развития личности ребенка:

-           Стимулировать исследовательские действия, активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержании и способов изображения;

-                 побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;

-                 активизировать умение детей «входить» в образ, изображаемые обстоятельства;

-                 учить детей обогащать предварительный замысел на основе наблюдений, чтение литературы, общения с произведениями изобразительного искусства;

-                 учить ребят предварительному (до исполнения) продумыванию содержанию образа, способов, последовательности его воплощения;

-                 формировать относительную устойчивость замысла.

Решение этих задач по развитию творчества у детей требует, как индивидуальной, так и фронтальной работы. Для этого мною был определен путь, по которому будет проходить решение поставленной проблемы.

Я выбрала исходную точку в решении поставленных задач: этот планомерное решение проблемы через синтез познавательной, эмоциональной и волевой сферы. Так как творчество – психологически сложный процесс, который не исчерпывается тем, как – дать знания, которые заложены в рамках общеобразовательных дошкольных программ.

 Вопрос стоит в том, как, эти знания преподнести детям? Как сохранить в ребенке «маленького исследователя», «первооткрывателя» окружающего мира?

Наша задача – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения самого себя и своего видения, не давая ему шаблонных ответов и вопросов, а ставит проблему так, чтобы он сам выдвигал гипотезу, принимал активное участие в поиске решения.

Есть много интересной и доступной литературы, которая поможет осуществить развитие познавательных способностей с учетом развития личности ребенка.

Но об этой литературе, я расскажу немного позже, а сейчас я хотела бы обратиться к тем методам и приемам, которые используются современными педагогами и которые помогают мне добиться самостоятельности и творческой активности воспитанников в познании.

В первую очередь хочется сказать об информационно - рецептивном методе. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, при этом я стараюсь включить детей в создание образа видимого ими предмета. Применяя при этом эвристический метод, который направлен на поиск разнообразия передачи образа; различными средствами выразительности, характеров линии, цветовым решением. Дети включаются в поиск разрешения не цельной задачи, а отдельных ее элементов (например, я ставлю проблему – гипотезу выдвигают дети).

При формировании познавательной деятельности я применяю репродуктивный метод, который позволяет дать обобщенные знания, способность использовать их в разных условиях.

А также использую такие методы и приемы, хорошо известные, как наблюдение. В отличие от всех других методов этот метод, формирует яркое «живое» представление об окружающем мире, развивается важное качество личности ребенка – наблюдательность.

На первый взгляд, использование образца, прием показа может вызвать у детей повтор изображения. Ребенок не будет искать новые способы воплощения образа. Но это только на первый взгляд. А если организовать поисковую деятельность? Пусть дети предложат свои варианты. Подключатся все к решению проблемы. А показ – как бы будет одним из вариантов.

Наряду с наглядными методами обучения в изобразительной деятельности я использую; беседу, объяснения, активизирующие воображение вопросы, поощрение, совет, художественное слово, что является словесными методами и приемами.

Хочу немного подробнее остановиться на использовании игровых приемов. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Флериной Е.А., Сакулиной Н.П., Жуковской Р.И., Радиной Е.И. и др. Божович Л.И. писал, что игру надо использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка».

Пособие Григорьевой Г.П. «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» мне помогло найти наилучший выход в подаче обучающего материала. В нем хорошо показаны как через «оживление» образа можно подойти к разнообразию, выразительности, оригинальности сюжета в детских рисунках.

В процессе работы над темой и проблемами, которые она обозначила, я продолжила изучение новых программ и технологий, а также определяла пути дальнейшей работы.

Следующим звеном в творческом развитии личности ребенка я хочу рассмотреть роль эмоциональной сферы. Так как линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Эмоциональная отзывчивость детей активно развивается через обогащение эстетических чувств.

В результате чего от безотчетного отклика на все яркое, красивое, ребенку сможем помочь прийти к сознательному восприятию прекрасного. Воспитаем вместе с тем отношение к происходящему; спокойному, доброжелательному и злому. Сформируем эстетические интересы, суждения, оценки.

Основой развития всего этого служит чувственная форма вещей, что в свою очередь требует воспитание сенсорной культуры (насмотренности). Ведь изначально внимание ребенка привлекает яркость предмета, а восприятие цвета будет не полным, если он не испытает чувство гармонии красок, линий, форм. Восприятие окружающего будет мимолетным, не глубоким.

Об этом говорила Надежда Александровна Курочкина, которая принимала участие в составлении программы «Детство» и пополнила библиотеку данной программы методическими рекомендациями, учебно-наглядными пособиями «Знакомство с натюрмортом», «Детям о книжной графике», «Детям о пейзажной живописи», «Знакомим с книжной графикой» и т.д., которые посвящены эстетическому, художественному воспитанию дошкольников, формированию у них умения понимать, чувствовать и эмоционально откликаться. Рекомендуемые ею занятия объясняют подробно, как с помощью искусства воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на средства выразительности; ритм цветовых пятен и линий предметов, яркость и нарядность цвета, природы (холодные, теплые, яркие, контрастные цвета и их оттенки); чувствовать выразительную эмоциональность формы, линии, величины, фактуры поверхности, пространственного построения, а также использовать цвет как средство передачи состояния, характера образа.

О том, что ребенок сначала познает мир только чувственным образом – говорят и авторы программы «Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» (здоровье сберегающая педагогика). Здесь очень актуально на сегодняшний день звучат слова: «Ребенок для нас желанен, мы знаем, как его встретить, и, как нам кажется, знаем, что ему предложить, но общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности. Авторы подготовили интересные и разнообразные занятия. Дети приобщаются к истокам народной культуры, к искусству художников, композиторов, увидят мир природы в колористическом богатстве и смогут перенести свои впечатления в живописные картины.

Вместе с тем не могу не сказать о том, какое важное место занимает в моей работе художественно-экологическая программа по изобразительному искусству «Природа и художник», разработанная автором Татьяной Анатольевной Копцевой. Программа нацелена на решение тех же задач, которые волнуют и меня, но несколько шире их рассматривает. А именно, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы не только эстетического, но и экологического воспитания подрастающего поколения.

В результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

Нельзя не учитывать какое место во всей многообразности развития творческого процесса детей занимает воображение. Полет фантазии в нем обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям, изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах деятельности. Для того чтобы лучше было понятно, как проходит процесс воображения, мне помогло популярное пособие для родителей и педагогов «Развитие воображения детей» автора Субботиной Л.Ю. На основе этой литературы я подготовила ряд игр: «Фантастический образ», «Что на что похоже?», «Определи выражение лица».

Большую помощь при подготовке дидактических игр, развивающих элементов в занятиях, мне оказала программа ТРИЗ, которая относится к творческой педагогике. Положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Занятия авторы рекомендуют проводить как поиск истины и сути, выявлении противоречий. Интересным для меня открытием стал «метод фокального объекта», который я включила в занятие с детьми. Предлагаемый программой ТРИЗ «метод мозгового штурма» в моей работе способствует получению от ребят большего количества идей, которые высвобождают полет фантазий, творчества.

Вывод

Благодаря тем формам и методам, которые я перечислила дети на моих занятиях уже намного свободнее фантазируют, входят в образ предметов и явлений природы, передают свои чувства, впечатления от всего многообразия увиденного. Развитие творческой индивидуальности, своего творческого «Я» стала намного заметней. И это произошло в процессе накопления знаний, обогащения эмоциональной сферы ребенка. Считаю нужным продолжать формировать у детей личностные позиции, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества.

А также вижу необходимость в продолжении развития воображения у детей, для того, чтобы помочь ему стать более неординарным, нетрадиционным, нестереотипным. А для этого нужно обогащать их опыт.

   

Список используемой литературы: 

  1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобразительного творчества. Вопросы психологии", 1956, N 6.
  2. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 -№8
  3. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5
  4. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000
  5. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.
  6. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991г
  7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997
  8. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000
  9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
  10. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4
  11. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание – 1991 - №12
  12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990
  13. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987
  14. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996
  15. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2004
  16. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972
  17. Клярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

 

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: