Статья «Оптимизация процесса социализации воспитанников ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребенка «Южный» через использование технологии тьюторского сопровождения» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Важнина Ирина Николаевна
Должность:
заместитель директора ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребенка «Южный», г. Белгород
 
Получено:
27.06.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №4(Vol. 27), 2016, 17.08.16

УДК 376.64

 

Оптимизация процесса социализации воспитанников

ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребенка «Южный»

через использование технологии тьюторского сопровождения 

Optimization of the process of socialization of pupils GBU «Belgorod center of development and socialization of the child" South "through the use of tutor support technology 

 

Автор: Важнина Ирина Николаевна – заместитель директора ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребенка «Южный», г. Белгород

Author: Važnina Irina Nikolaevna - Deputy Director of the GBU «Belgorod center of development and socialization of the child" South ", Belgorod

 

Аннотация: В данной статье автор описывает основные направления работы Государственного бюджетного  учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский центр развития и социализации ребёнка «Южный». Одним из методов работы с такими детьми является  тьюторство.

Annotation: In this article, the author describes the main directions of work of the State budget institutions for orphans and children left without parental care, "Belgorod center of development and socialization of the child," the South. " One method of dealing with such children is tutoring.

 

Ключевые слова: «социальный сирота», воспитательно –образовательный  процесс, адаптивно-развивающая среда, социальная и психологическая реабилитация, тьюторство, проектно-экспериментальная деятельность

The keywords: "Social orphans", obrazovatelny educational process, adaptive-developing environment, social and psychological rehabilitation, tutoring, design and experimental activities

 

«Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно:                                                                                                      он рождается, потому что должен был родиться;

                  он пришел как бы на зов людей…

                                     У него своя жизненная миссия, которой мы

                                              не знаем, – может быть, великая…

                                        И для того он наделен величайшей энергией

                                              духа,  а наш долг – помочь выполнить ее».

Ш.А.  Амонашвили

 

Государственное бюджетное  учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Белгородский центр развития и социализации ребёнка «Южный» был основан в 30-е годы ХХ века. С 1995 года он находится по адресубульвар Юности, 16-18. Два уютных благоустроенных коттеджа приспособлены  для круглосуточного проживания детей  от 3 до 18 лет.

В учреждении утверждён свой режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, воспитания, труда и отдыха. В основу организационной структуры заложен принцип «замещающей  семьи», т.е. организация проживания детей-сирот  максимально приближена к семейной.

40 воспитанников, имеющих в основном статус - «социальный сирота» (родители лишены родительских прав), проживают в 4-х «семьях» по 10 человек. Воспитательно-образовательный процесс осуществляют 25 педагогов. Создана адаптивно – развивающая среда, полностью обеспечивающая оснащение воспитательного процесса в соответствии с возрастом детей-сирот, содержанием программы подготовки воспитанников  к жизни в семье «Дорога к дому». При ее создании педагогический  коллектив ориентировался на  субъект – субъектный подход к социализации (Ч.Кули, Д.Мид), предполагающий активную жизненную позицию и самоизменение  человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры,  взаимодействия (взаимовлияния) со стихийными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.   Для социальной и психологической реабилитации имеются: кабинеты психологической разгрузки и  социального педагога, музыкальный и тренажёрный залы, швейная мастерская, игровые комнаты, многофункциональная спортивная площадка.

Главной задачей педагогов, работающих в ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребёнка «Южный», является: социально-ориентированная адаптация воспитанников и успешная их интеграция в общество. За прошедший период накоплен и систематизирован богатый материал по социализации ребенка-сироты, имеющий практическую ценность.

Одним из важных и перспективных средств, направленных на преодоление сложностей социализации воспитанников сиротских учреждений, является тьюторство.

Началом работы в данном направлении стало включение  нашего учреждения в проектно - экспериментальную деятельность, совместно с благотворительным  Детским  фондом  «Виктория», по выявлению одаренных детей и детей с потенциальной одаренностью для расширения возможностей  их развития  и успешной социализации  посредством участия в специальных образовательных программах.

Из основной массы ребят младшего школьного возраста была выделена группа детей методами специфического диагностирования. Результаты показали, что только  у 7% воспитанников, учащихся 1-х классов, зафиксировано наличие факторов успешности: высокий уровень интеллектуального развития, креативность (способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро решать проблемные ситуации), открытость новому знанию, высокая познавательная активность; 35% детей - сирот находятся на среднем уровне и 58% - на низком уровне.  

Такие данные побудили педагогический коллектив к созданию эффективных условий для интеллектуального и личностного роста воспитанников, расширению границ пространства их жизнедеятельности.

Решение этой проблемы привело к мысли о целесообразности внедрения технологий тьюторского сопровождения, одного из главных ресурсов полноценного развития личности, в воспитательную систему учреждения.

Модернизация образования требует сегодня от наших педагогов  огромного профессионального мастерства, ведь проблема саморазвития и самореализации личности в условиях современности приобретает доминирующее значение.

Ориентация на формирование социально-адаптированной личности  побуждает к поиску инновационных форм и методов воспитания. Современная педагогическая и учебно-методическая  литература предлагает ряд практических  методик  педагогу детского дома, но их арсенал скуден и недостаточен. Очень  трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов воспитания с учётом специфики проживания детей в условиях интернатных учреждений, где процесс социализации протекает очень неравномерно и чреват появлением трудностей, которые обусловлены самой организацией жизнедеятельности детей-сирот, формирующей у них преимущественно только одну ролевую позицию - позицию сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития полноценной личности ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, и недостаточной технологической проработкой  этого процесса в условиях закрытого учреждения.

Одним из путей всестороннего развития личности воспитанника нашего учреждения, успешной его социализации и интеграции в общество  является внедрение тьюторской модели сопровождения в воспитательную систему   детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Современное общество предъявляет ряд новых требований к  молодому поколению, в том числе это касается и наших выпускников. Многие из них «озвучены» в рамках  компетентностного подхода в образовании. Предполагается, что стать полноценным членом общества может человек, освоивший такие общеобразовательные компетентности как умение добывать и перерабатывать информацию, решать проблемы, участвуя в нестандартных ситуациях, налаживать коммуникацию и т.п.

Ребенку, оставшемуся без попечения родителей,  не под силу одному решить все эти проблемы. Ему требуется мудрый и опытный наставник - тьютор.

Тьюторство - это особая работа взрослого, сопровождение воспитанника на всех этапах его развития и взросления. Тьютор не управляет ребенком, а сотрудничает с ним. Он не исправляет, а направляет; не указывает на ошибки, а дает им состояться под своим  присмотром. Деятельность тьютора отличается от простой организации череды мероприятий. Любое событие проектируется вместе с детьми. Через деятельность тьютора осуществляется  самообразование, воспитание, формирование образа жизни подопечного - активная позиция по отношению к себе и внешнему пространству.

Следовательно, ведущей педагогической идеей является моделирование такого образовательного пространства, где  тьюторское сопровождение - особый тип педагогической и нравственной поддержки  играет ведущую роль и направлено прежде всего на преодоление трудностей социализации ребенка-сироты.

Несомненно, ребенку в современном мире необходим мудрый «Проводник». А ребенку-сироте, растущему в условиях замкнутого пространства интернатного учреждения, особенно.  По нашей версии этим «Проводником» и «Посредником» может быть Тьютор, который служит непреходящим нравственным ценностям и всячески способствует развитию и социализации личности. Тьютор поддерживает в современном воспитании идею индивидуальности. Тьютор появляется в воспитании, понятом как открытое. Тьютор – посредник между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, большой историей знающих и индивидуальной историей начинающего освоение. Тьютор реформирует воспитательное пространство под задачи индивидуализации воспитания. Тьютором может быть только тот, кто сам прошел путь самоопределения в культуре, имеет опыт активного и инициативного поведения в обществе. Тьютор – посредник между разными субъектами воспитательного пространства. Тьютор связывает в воспитании своего тьюторанта процессы учения, самовоспитания и формирования активного образа жизни.

 Поэтому у тьютора принципиально другие основания к действию, и перечень ориентиров совсем иной:

• личный опыт воспитанника – возможность проб и исправления  ошибок, признание их ценности;

• инициатива самого ребенка в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными областях знаний;

• любое, по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его развитии;

• ситуация общения и установление личного контакта с воспитанником;

• воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собтвенным действиям.

Таким образом, практический опыт, приобретенный в образовательном учреждении для детей-сирот, позволяет заключить, что технология тьюторского сопровождения обладает большими неиспользованными резервами в повышении эффективности процесса индивидуального сопровождения воспитанников детского дома и, несомненно,  будет способствовать оптимизации процесса их социализации.

Целью педагогической деятельности ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребёнка «Южный» является обеспечение положительной динамики саморазвития и самореализации ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, развитие умения управлять собственной жизнью  и жить  в соответствии с нормами и законами социума через использование технологии тьюторского сопровождения.

В соответствии с выдвинутой целью  решались  следующие задачи:

1.Расширить научное знание о специфике тьюторского сопровождения как одного из эффективных направлений педагогической поддержки личности в сфере  воспитания.

2.Разработать и внедрить модель тюторского сопровождения воспитания детей-сирот в детском доме.

3.Повысить профессиональную компетентность педагогов путем освоения инновационных технологий тьюторского сопровождения.

4.Конструировать образовательное  пространство, обеспечивающее каждому воспитаннику индивидуальную траекторию развития.

В связи со всеми вышеизложенными фактами,  педагогическим коллективом была создана эффективная модель  тьюторского сопровождения, обладающая огромными дополнительными ресурсами для всестороннего раскрытия и  реализации внутреннего потенциала  ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

Система работы строилась с учетом следующих основополагающих принципах тьюторства: индивидуализации и открытости. Следует отметить, что необходимо разграничивать понятия: "индивидуализация" и "индиви-дуальный подход". Индивидуальный подход понимается как средство несоответствия между уровнем познания окружающей действительности, который задается воспитательными  программами, и реальными возможностями ребенка.

Принцип индивидуализации воспитания означает, что за ребенком остается право на выстраивание собственной траектории развития. Реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной адресной программы развития ребенка, удерживает фокус своего внимания на осмысленности его действий, предоставляя воспитаннику возможности опробования, конструирования и реконструирования своего пространства жизнедеятельности. Однако, реализуя идеи индивидуализации, следует  учитывать и индивидуальные особенности детей. Без этого воспитание не может быть эффективным.

Еще один принцип, на который, помимо индивидуализации, опирается наше понимание тьюторства, – это принцип открытости. Открытость воспи-тания – это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский дом, школа, вуз и т.п.) имеют воспитательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. Поэтому сегодня мы стремимся сделать наш детский дом учреждением открытого типа посредством расширения многочисленных контактов с внешними службами сопровождения, ведь это позволяет ребенку-сироте вырабатывать качества ориентации и самоопределения, что очень важно для успешной социализации.

Мы принципиально изменили свое внутреннее воспитательное пространство: значительно расширена и качественно изменена система дополнительного образования, налажено эффективное сотрудничество с вненшими службами сопровождения, освоены инновационные технологии воспитания. Организация жизнедеятельности ребенка-сироты задается не жестко регламентированным режимом проживания, а стремлением предоставить ему как можно больше возможностей для полноценной самореализации.

Тьюторское сопровождение воспитанников осуществлялось в соответствии с программой психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот (М.А. Алиева, Т.В. Гришанович, Л.В. Лобанова, Н.С. Травникова, С.Г. Шанихина), авторской программой детского дома "Дорога к дому" (Н.И. Медведева, Т.Н. Родная, Е.А. Селищева, Ю.А. Чумакова), а также использовались методические пособия: "Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора" (С.В.Дудчик), "Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» (Г.М.Беспалова),  "Открытое образование и региональное развитие концепции и практики индивидуализации" (Т.М.Ковалева), "Тьюторство: концепции, технологии, опыт" (Н.А.Андреева).

Целенаправленная работа в данном направлении проводилась по следующим блокам: методическая работа с педагогическим коллективом детского дома; воспитательная деятельность с детьми-сиротами; взаимодействие с районными, городскими и областными внешними службами сопровождения.

Несомненно, что особая ответственность за успешную социализацию ребенка-сироты ложится на педагога учреждения, главного агента социализации депривированного ребенка. Именно к нему сегодня предъявляются повышенные требования. Преодоление трудностей социализации детей-сирот во многом зависит от подготовки педагогов, сформированности их профессиональной позиции.

Исходя из этого система методической работы была направлена на: повышение профессиональной компетентности педагогов, оказание эффективной методической помощи во взаимодействии детского и взрослого сообществ; поиск, апробацию и внедрение в воспитательную систему инновационных технологий тьюторского сопровождения.

В рамках методической работы с педагогами проведены: методические объединения, педагогические советы, консультации, семинары, круглые столы, деловые игры, педагогические студии, психолого-педагогические тренинги, направленные на преодоление профессионального "выгорания"; открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности: воспитательские часы, занятия кружков и клубов по интересам, общегрупповые тематические мероприятия. Осуществлена модернизация предметно-пространственной развивающей среды в детском доме.

Воспитательная система ГБУ "Белгородский центр развития и социализации ребёнка "Южный" многоаспектна по формам и методам тьюторского сопровождения. Взаимодействие с воспитанниками строится на принципах: равенства - "мир  детства" и "мир взрослости" - совершенно равноправные части мира человека, их "достоинства" и "недостатки" гармонично дополняют друг друга; принятия - человек должен приниматься другими людьми таким какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам "взрослости " и "детскости";  диалогизма - "мир детства" так же как и "мир взрослости", обладает своим собственным содержанием, взаимодействие этиз двух миров должно строиться как диалогичный и целостный воспитательный процесс; сосуществования - "мир детства" и "мир взрослости" должны поддерживать обоюдный суверенитет, дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия ни мотивировались; доверия - доверять ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанном на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере.

В соответствии с поставленными целями и задачами оптимизации процесса социализации   детей-сирот в рамках представляемого опыта  использовались открытые образовательные технологии, обладающие следующими важными характеристиками:

  • «открыты» возрасту, т.е. работают с любыми возрастными категориями воспитанников;
  • «открыты» окружающему миру, т.е. работают с любым предметным содержанием;
  • организационно - «открыты», т.е. работают в любых организационных условиях.

Среди таких технологий, наиболее часто применяемых в воспитательном процессе детского дома можно назвать:  «Дебаты», «Чтение и письмо через критическое мышление», «Портфолио», «Кейс-обучение», «Робинзонада», «Образовательные путешествия» и другие.

Основными формами тьюторского сопровождения являлись: личносто-ориентированное КТД - цель: сплочение коллектива, выбор дел, значимых для личностного роста каждого; тренинг общения (игры, танцевальные вечера, социально-психологически тренинги) - цель: опыт общения, взаимоузнавания, взаимопонимания, поведения в проблемных ситуациях, ориентировка не на личностные изменения, а на получение социального опыта, шоу-технологии (публичные конкурсы, соревнования, КВНы) - цель: опыт эмоционального реагирования в культурных формах, опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности, групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка пректов) - цель: прояснение, развитие личных позиций и  мнений,  фиксация их сходства и различий; диалог "педагог-воспитанник" - цель: вызвать размышления о себе, создать те или иные переживания, побудить к какому либо решению; участие в социально - проектной деятельности Детского фонда «Виктория» - выполнение заочных заданий, дистанционное обучение, участие в  адаптационных лагерных сменах и  виртуальных клубах по интересам.

Деятельность по социализации ребенка-сироты носит многоплановый характер, ее нельзя ограничить только рамками нашего учреждения. Важная роль в этом отводится и внешним службам сопровождения: детские творческие центры развития, школы искусств, музыкальные и театральные студии, спортивные секции, театры, музеи. Проблема успешной социализации решается только при условии тесного сотрудничества и взаимодействия всех специалистов сопровождения на различных этапах развития ребенка. Поэтому педагоги учреждения стремятся приобрести как можно больше союзников для разрешения проблемы и получения положительного результата. Комплексное сопровождение воспитанников   включает в себя сегодня ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности: правовая защита и правовой всеобуч, педагогическая поддержка, социальная помощь, психологическое сопровождение индивидуального развития, обучение навыкам социальной компетентности.

Таким образом, мы можем с полной уверенностью заявить, что внедрение модели тьюторского сопровождения в воспитательную систему ГБУ «Белгородский центр развития и социализации ребёнка  «Южный» дало  ощутимые  положительные результаты и способствовало формированию жизненно – успешной личности. Практика наглядно показала, что тьюторство - это реальный  шанс реализовать главные мечты воспитанников и обеспечить качественный скачок в их личностном развитии.

Полученные сравнительные диагностические данные позволяют проследить положительную  динамику в развитии детей – сирот: улучшились показатели успеваемости (26% воспитанников учатся на «4» и «5»), повысились мотивация к учебной деятельности и  уровень познавательных способностей; значительно стабилизировалась эмоциональная сфера, возросла уверенность в себе и взрослых, находящихся рядом. Наши воспитанники приобрели много новых друзей, стали более открытыми, успешными, социально-активными. Многие наши  выпускники, имея необходимый социальный и личностный потенциал,  поступают в профессиональные заведения, трудятся, создают полноценные семьи.

Перспективность данного опыта состоит в подготовке ребенка-дезатаптанта к полноценной самостоятельной жизни в будущем посредством планомерного освоения окружающего мира под руководством мудрого наставника - тьютора.

 

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: