Статья «Интегрированное обучение как фактор социальной адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Бабенцева Т.В.
Должность:
учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГБОУ ШОР №1 г. Москвы
 
Получено:
31.05.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №3(Vol. 26), 2016, 06.06.16

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Т.В. Бабенцева, учитель-дефектолог (тифлопедагог)  ГБОУ ШОР №1 г. Москвы.

 

В статье рассматриваются проблемы интегрированного обучения, как фактора социальной адаптации и интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения.

 

Ключевые слова: Интегрированное обучение, интеграция, социальная адаптация.

 

 

Актуальность данной статьи определяется тем, что в нашем современном обществе вопрос об интеграции и адаптации лиц с глубокими нарушениями зрения занимает далеко не последнее место. Ведь больший объем информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора.

Вопрос о причинах и последствиях нарушения работы зрительного анализатора в полной мере изучен учеными-офтальмологами, и эти знания помогают в решении различных проблем в сфере адаптации, интеграции, реабилитации и дальнейшего существования лиц с глубокими нарушениями зрения. Очевидно, что при различных патологиях зрения у человека нарушается восприятие целостной картины мира. Принято разделять лиц с нарушенным зрением на группы по степени тяжести патологии. При такой классификации легче найти подход к каждому человеку не только в вопросах помощи и лечения, но и в вопросах обучения, соблюдения определенных требований охраны зрения и гигиенических условий.

Об интегрированном образовании впервые говорил Л.С. Выготский, советский психолог. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Понятие «Интегрированное обучение» в общей педагогике представляет собой процесс объединения в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. В специальной педагогике российский сурдопедагог М.И. Никитина даёт определение этого термина, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» [2, с.19].

Сама модель интегрированного обучения стала актуальной только сейчас, из-за чего имеются некоторые проблемы в вопросах интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения, так как полный процесс интеграции начался только около двадцати лет назад. Были приняты законы о специальном образовании и внесены поправки, однако, по мнению многих авторов тифлологической литературы, процесс интеграции долгий и требует много внимания со стороны и общества и государства, так как несмотря на все достоинства специальной школы, наблюдается один общий недостаток – такая система обучения замыкает ребенка в узкий круг школьного коллектива. Специальное образование вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции в социальной среде.

При анализе тифлопедагогических исследований по проблеме интеграции лиц с ограниченными возможностями выделяются следующие критерии интегрированности инвалидов по зрению:

  1) Объективные критерии:

- социальная адаптированность;

- включенность инвалида в социокультурную среду;

- социальное благополучие.

2) Субъективные критерии:

- самооценка адаптированности, личностной и социальной активности;

- удовлетворенность уровнем интеграции;

- готовность к равноправному социальному взаимодействию зрячих людей и инвалидов по зрению.

Благодаря содействию государства в помощи инвалидам произошли положительные сдвиги в интеграционном процессе, однако существуют значительные социально-психологические и личностные барьеры между лицами с ограниченными возможностями и здоровой частью населения. Наше общество в настоящих экономических условиях еще не полностью готово принять детей с ОВЗ в качестве его полноценных членов. Кроме того, в общеобразовательных школах нет условий для интегрированного обучения этих детей, а именно: отсутствуют специально обученные педагоги, психологи, социальные работники, нет специального оборудования и технических средств для коррекционных занятий, а также специальных коррекционных и психоразвивающих программ.

Интеграция лиц с ограниченными возможностями возможна в том случае, если будет единство социальной адаптации инвалидов и толерантность со стороны общества.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что процесс интеграции определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к детям с ограниченными возможностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Государство и общество волнуют  вопросы интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями, но чтобы этот вопрос решился в полном объеме, важно более близкое взаимодействие нормально видящих лиц и лиц с глубокими нарушениями зрения. Должна быть также готовность отдельных членов общества к интеграции, признанию равных возможностей, тогда этот процесс не будет вызывать трудностей в партнерском диалогическом взаимодействии личностей.  В связи с этим необходима целенаправленная социально–психологическая работа по формированию адекватного образа незрячего человека в современном обществе, развитие толерантных установок на общение зрячих и незрячих людей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения. –РГПУ. 2009. -271с.
  2. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития// Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта. –СПБ. 1997.  -152с.
  3. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике// Понятийный апптарат педагогики и образования. – Екатеринбург. 1998. -262с.
  4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. –М. 1996.-182с.

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 16 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: