Статья «Проблемы и перспективы развития научно-инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Адамова Татьяна Васильевна
Должность:
Томский политехнический университет
 
Получено:
06.04.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 25), 2016, 22.04.16

Наука, образование, общество (Экономические науки)

Адамова Т.В.

Проблемы и перспективы развития научно-инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия)

               

Актуальность темы данной статьи связана с тем, что сегодня перспективы повышения уровня конкурентоспособности российской экономики и промышленности связаны в первую очередь с развитием инновационной деятельности. Инновации сейчас играют важную роль не только в экономике, но и в жизни страны в целом. Создание инновационной инфраструктуры в регионах является одним из важных и главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. По отдельности мы формируем цельную систему, которая в будущем увеличит конкурентные способности страны, поэтому крайне важно уделять внимание развитию регионов в инновационном плане.

Для построения инновационной экономики в стране необходимо внедрять инновации в повседневную жизнь. Также важными являются получение новых знаний, которые необходимо трансформировать в совершенно новую технологию, и обеспечение практического освоения новых наукоемких продукций. Как и все другие виды деятельности, для своего успешного существования инновационная деятельность нуждается в соответствующей для нее инфраструктуре. Формирование эффективной инновационной инфраструктуры имеет огромное значение для страны [2].

Что же мы понимаем под инновационной инфраструктурой? Понятие  «инновационная инфраструктура» означает комплекс, который можно представить в виде совокупности взаимодополняющих друг друга систем и организационных элементов соответствующим им. Элементы должны представлять собой многоуровневую структуру и охватывать весь цикл от начала и конца научной, инновационной и научно-технической деятельности.

Инфраструктура в общей мировой практике включает объекты, которые делятся на жесткую и мягкую инфраструктуру. Жесткая инфраструктура – это бизнес-инкубаторы, промышленные парки, индустриальные парки и технопарки. Локализованные территории строятся для того, чтобы человек наиболее простым способом мог получить производственное помещение, где сразу есть все необходимое для производства какого-либо товара, продукта или услуги. Возьмем, к примеру, предпринимателей, если есть идеи, то есть и множество задач для ее реализации. Нужно найти землю, построить здание, подвести электроэнергию, воду, газ, канализацию, получить кучу разрешений. Прежде чем идея дойдет до производства, у него уйдет много времени и сил. Поэтому жесткая инфраструктура сокращает промежуток времени практически до нуля, а также сокращает издержки. Мягкая инфраструктура способствует сотрудничеству между собой всех тех, кто учувствует в процессе производства – ученых, изобретателей. Она также включается в себя семинары, питч-сессии, стартап-туры и многое другое.

Инновации играют огромную роль для поддержки инновационной инфраструктуры, и являются основой для нее. Инновация – это совершенно  новый или улучшенный продукт, товар, процесс или услуга, который введен в употребление. Также инновацией может быть новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, во внешних отношениях [3]. Примером инновации может быть появление на рынке продукции, услуг или товаров с новыми потребительскими свойствами, которые обладают высокой конкурентоспособностью и повышенным качеством. Инновация становится инновацией, когда востребована на рынке и доступна всем покупателям. Если новшество не воспринимается рынком и не пользуется спросом, это не инновация, это просто одна из разновидностей изобретения. Существует три главных фактора инноваций: первое – интеллектуальная деятельность, второе –  производство, третье – потребление населением. Инновации приводят к изменению технологических процессов и дают конкурентное преимущество производителю.

Но инновации не будут реализоваться без поддержки сложного механизма под названием «инновационная система». Инновационная система имеет три крупных направлений. Первое – стимулирование субъектов инновационной деятельности, другими словами стимулирование людей, которые обладают определенными знаниями для работы в науке. Второе понятие – система.

Основные приоритеты экономического развития: ускоренный перевод страны на инновационный путь развития, на совершение опережающих действий по созданию основ национальной конкурентоспособности там, где можно получить выгоды и преимущества в будущем, где возможны быстрое внедрение самых передовых технологий, а также создание новых и эффективных предприятий. Развитие экономики должно опираться на инвестиции, инфраструктуру, инновации и интеллект [4].

Необходимыми условиями реализации инновационного сценария развития страны являются развитие и формирование национальной инновационной системы в регионах. Эффективность национальной инновационной системы будет определяться ее структурой, четкостью, согласованностью выполнения задач и сбалансированным развитием производства наукоемкой продукции и трансфера знаний. Сейчас важно сохранить условия для устойчивого развития экономики России и установку на ее инновационный характер.

Инновационное развитие в регионах сдерживается отсутствием эффективных и надежных механизмов взаимодействия государственной власти с предпринимательским сектором. Предпринимательским сектором мы называем то, что предоставляет на рынки инновационные товары, продукты и услуги. Государству следует поощрять и стимулировать различными механизмами предпринимательскую деятельность, что является основой для инноваций. Отсюда можно выявить одну из проблем: отсутствие механизма взаимодействия между государством и предпринимателями. При дальнейшем рассмотрении проблемы вытекают следующие нюансы: недостаточное количество субсидий и налоговых льгот для стимулирования инновационной активности. Всегда для поощрения инновационной деятельности будет требоваться государственная поддержка, поэтому необходимо создать определенный механизм взаимодействия в регионах.

Будущее региона Республики Саха (Якутия) будет зависеть от инновационного пути социально-экономического развития. Переход к инновационному типу экономического развития является приоритетным направлением экономического и социального развития региона, повышения национальной конкурентоспособности и значительного качественного улучшения уровня жизни населения.

Республика Саха (Якутия) располагает развитым научно-техническим комплексом, который насчитывает 24 научных учреждения и более 20 высших учебных заведений. Следовательно, выполняется одно из условий ускоренного инновационного развития республики, так как базовым этапом инновационного процесса являются фундаментальные и прикладные разработки, которые перспективны для внедрения на рынок и коммерциализации. [4]

В Республике Саха (Якутия) был создан Государственный комитет РС(Я) по инновационной политике и науке как механизм взаимодействия государства и предпринимательской деятельности, в том числе и инновационную. Целью создания Государственного комитета является формирование научно-инновационной системы, обеспечивающей ускоренное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия). [6] Осуществляет координацию между отраслями по вопросам научной, научно-инновационной и научно-технической деятельности, также функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к его ведению. Госкомитет был утвержден правительством в 2011 году [5].

Главной и основной целью деятельности Госкомитета обозначается инновационное и научно-техническое развитие Республики Саха (Якутия). Для достижения данной цели перед Госкомитетом были поставлены следующие задачи: развитие прикладных и поддержка фундаментальных научных исследований; создание и формирование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса; развитие и создание объектов инновационной инфраструктуры; содействие развитию и созданию малых инновационных предприятий; формирование региональных научно-образовательных, инновационно-промышленных кластеров. Также не менее значимыми для развития являются: создание правовых и институциональных условий для развития венчурного инвестирования в инновационные проекты; развитие биотехнологий в регионе [6].

Реализация и достижение поставленных задач позволит обеспечить комплексное решение наиболее острых проблем инновационного развития. По ходу решения проблем повысятся результативности и эффективности государственной поддержки научно-инновационной деятельности. Будет осуществляться финансовая, правовая, кадровая, организационная, информационная или иная другая поддержка инновационной деятельности. Для реализации  поставленных задач будут привлечены органы исполнительной власти, инфраструктурные организации, образовательные и научные учреждения, средства массовой информации и другие заинтересованные лица и организации. Будут организованы мероприятия по формированию инфраструктуры поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Для достижения цели и решения задач были определены следующие стратегические направления:

ü     Развитие научного потенциала Республики Саха (Якутия);

ü     Развитие и формирование инновационной инфраструктуры, трансфер технологий;

ü     Развитие биотехнологий в Республике Саха (Якутия) [5]

Формирование научно-инновационной инфраструктуры  производится путем государственной поддержки научно-инновационной деятельности.  С марта 2013 года начали реализацию Конкурсов на предоставление субсидий хозяйствующим субъектам на покрытие затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, которые связанны с модернизацией и техническим развитием отраслей экономики Республики Саха (Якутия).

На данный момент Государственный комитет работает над развитием и улучшением научно-инновационного потенциала Республики. В рамках данной программы развития осуществлены следующие проекты: разработка и последующая реализация государственных программ развития предпринимательств; финансовая, организационно-методическая, материально-техническая поддержка субъектов хозяйствования, а также привлечение иностранных и отечественных кредитов и инвестиций. Содействие инновационной деятельности предпринимательских структур также является существенным для развития научно-инновационного потенциала. Особый вклад в укреплении потенциала вносят: стимулирование разработок и производства новых видов продукции, освоение прогрессивных технологий, патентов, ноу-хау и участие в создании рыночной инфраструктуры, которая обеспечивает субъектам хозяйствования благоприятные условия. [5]

В Государственном комитете сейчас основной задачей является расширение направлений, по которым он уже работает. В первую очередь это дальнейшее развитие научно-инновационной инфраструктуры, которая  включает в себя на данный момент Технопарк «Якутия», венчурную компанию, центр коллективного пользования и центр защиты интеллектуальной собственности. Также они планируют продолжить сотрудничество с Российской венчурной компанией, «Сколково», «Роснано», и Фондом Бортника. Крупные мероприятия, проводимые Госкомитетом – это День науки, День инженера и День рационализатора. В рамках этих дней проводятся научно-практические конференции, съезды, выставки. Это три важных направления, над которыми Госкомитет работает.

Регион Республика Саха (Якутия) идет по инновационному пути развития, для этого создаются специальные государственные программы способствующие развитию инноваций. Все больше становится тех, кто заинтересован в предпринимательстве. Увеличивается количество инновационных проектов в различного направления: энергетика, сельское хозяйство, строительство и т.д. Строится Кибер-парк, который обеспечит инновации в IT-области.

Есть определенные проблемы, с которым часто сталкиваются инновационные предприятия Республики Саха (Якутия), такие как: безразличие жителей к инновациям, научный потенциал, мало исследовательских центров. В регионе «настоящим» исследовательским центром является Институт мерзлотоведенья, в котором проводятся исследования климата, вечной мерзлоты, генотипов мамонтов. Зачастую в Якутии можно столкнуться с таким вопросом: «Что такое инновация?», мало кто сможет ответить на данный вопрос. Также мало кто знает, какие новые инновационные проекты появились в Якутии; что было изобретено для упрощения жизни, для смягчения негативного влияния  климата. Незнание жителей, их неосведомленность, является следствием проблемы развития региона. Регион развит неравномерно, существует много деревень, сел, где нет сотовой связи, интернета, телевиденья. В самой столице активно организуют выставки инновационных разработок, где каждый желающий может показать свое изобретение. Об инновациях часто стали сообщать в газетах и журналах, а также на телевиденье. Необходимо для поддержания инноваций привлекать аудиторию, жителей региона, чтобы у них появился интерес, а также желание изменить свою жизнь путем инноваций и сам мир к лучшему. Инновации улучшают мир, упрощают нам жизнь.

 

 

 

Список литературы:

1. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 года Пр-576. П. 8 Дата обращения: 11.11.2015 [URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/15/22.html]

2. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р. Дата обращения: 12.11.2015 [URL: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/586]

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года. Дата обращения: 11.11.2015 [URL: http://docs.cntd.ru/document/9028333]

4. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года №953. Стр. 7-9. Дата обращения: 12.11.2015 [URL: http://docs.cntd.ru/document/473509460]

5. Постановление «Об утверждении Положений о Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке и его коллегии» утверждено постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2011 года №274. Дата обращения: 12.11.2015 [URL: http://www.garant.ru/hotlaw/yakut/584296/]

 

6. Официальный сайт Государственного комитета Республики Саха (Якутии) по инновационной политике и науке. Дата обращения: 10.09.2015 [URL: http://www.sakha.gov.ru/gosinn]

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: