Статья «Деревянные храмы Саратовской области, как часть исторического наследия России.» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Тарновский Владимир Викторович
Должность:
магистрант, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
 
Получено:
18.03.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 25), 2016, 22.04.16

Тарновский Владимир Викторович

Tarnovsky Vladimir Viktorovich

 

магистрант архитектурного факультета

Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

г. Санкт - Петербург

Деревянные храмы Саратовской области, как часть

исторического наследия России.

 

Актуальность: Актуальность данного исследования обусловлена  с возрождением интереса к деревянным церквям в Саратовской области. Даются исторические справки о деревянной архитектуре российского государства, производится сравнительный анализ современных и восстановленных церквей области.

 

Ключевые слова: деревянные храмы, особенности строительства, типы и виды деревянных церквей, храмы Саратова, церковь Сретения Господня, церковь Рождества Христова, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, храм во имя святителя Николая Чудотворца.

 

Русское деревянное зодчество занимает особенную нишу в истории архитектурного искусства. Однако изучением данного вопроса занимались не многие. Дерево хранит тепло рук мастера, несет в себе особое значение.  Деревянные церкви являются проводником между человеком, природой и Богом. Внутри таких зданий человек, словно пропитывается святостью и чистотой. А расписные храмы- терема радуют глаз своим убранством.  Зачастую жизнь таких церквей была не долгой, но, сохранившиеся до наших дней    постройки - бессмертное доказательство мастерства зодчих тех времен.

Развитие деревянного строительства связано с  распространением христианства. Мастера на Руси сначала заимствовали план строения у византийских умельцев, но постепенно приобрели свой стиль и элементы орнаментики.  Вырубали масштабные площади лесов, чтобы построить очередную церковь. Как указывает Олег Стародубцев, русским строителям приходилось изобретать новое, так как не было готовых форм[1]. Но именно этот фактор способствовал обособлению архитектуры  из дерева. Каждый новый храм являл собой произведение искусства. Примечательно, что в отличие от каменных, они имели скромный интерьер. Храмы из дерева лучше пропускали свет, но были значительно холоднее. В книге Мильчика-Ушакова «Деревянная архитектура Русского севера» указано, что мы не можем говорить о структуре деревянной архитектуры в целом, так как не имеем образцы более ранних веков.

     Деревянное зодчество имеет свои особенности. Выбранное место для церкви  обносилось забором. Затем местные церковники проводили ряд молитв и служений, выбиралось место для алтаря. Основным материалом для строительства были «осляди» или «слаги». Они представляли собой бревна  длиною от 8 до 18 м и диаметром около метра. Бревно тесали на четыре канта. Бревна для полов раскалывали на пластины, иногда укладывали в два ряда, чтобы пол был теплее.

     Чтобы получить кровельный материал, брусья тесали с помощью клиньев. Предпочтительнее были крыши из осины. Для строительства саратовских церквей преимущественно был осиновый лемех. В работе Стародубцева приводятся два основных способа  укладки бревен. В первом случае, в концах бревен вырубались углубления, в которые они вкладывались последовательно. Данный метод получил название «в обло».  Второй способ позволял бревнам соединяться с помощью зубьев, образовывая венцы-срубы[2].

    Строительство велось по трем  законам. Главное, чтобы сооружения имели небольшую площадь. Это позволяло терять меньше  тепла. Второй – храм ставился на высоком подклете, который приподнимался от земли воздушной прослойкой. Такой метод позволял защитить постройку от влаги. В городе Саратове почва была глинистой, дожди размывали быстро песок и глину, были постоянные оползни. Поэтому сооружения дополнительно возвышали.

     Каждое бревно тесали топором усердно, так как уменьшалась плотность древесины и создавалась водоотталкивающая подушка. Чтобы защитить храм от снега и дождя козырек крыши выносили до двух метров, а все постройки ставили вплотную.

     Очень часто, чтобы показать свое преимущество, саратовские купцы возводили деревянные часовни и храмы один за другим. Владимир Валеев объясняет их близкое расположение друг - другу признаком хвастовства. В то время церкви строились преимущественно на деньги купечества.

    По типу строительства выделяются различные виды храмов. Самыми простыми были церкви, похожие на жилые избы и отличавшиеся от них  крестом или маленькой главкой. Со временем  формы деревянных глав приобрели   неповторимый вид. Такие церкви получили название-клетские. Они рубились из одного - трех срубов, перекрытых двускатной крышей.  Особенностью  церквей клетского типа служит продолжение восточной и западной стен, образующие крышу. Между собой эти стены скреплялись стропилами, на которые и устанавливали кровлю. Таким образом, кровля с храмом составляли одно целое. Высокие кровли, которые порой в несколько раз превышали высоту сруба, являются характерным признаком этого типа храмов.

       Первая деревянная церковь левобережного Саратова была выстроена по данному типу, но из за строения купола ее можно отнести и к шатровым. Как и многие, Казанская церковь была перестроена в каменную. В 1910 году в саратовской области при фабрике Саратовская мануфактура была построена  Вознесенская однопрестольная церковь. В советские годы  с храма снесли купол. Затем пристроили два придела, но уже из кирпича. В наши дни храм используется как временное помещение, а по возведению здания основного храма ведутся работы[3].

       По мнению академика Филатова клетские храмы были не такими простыми, как казались. Их возведение порой занимало больше времени. В дальнейшем крышей для клетских церквей стали служить бочки, покрытые лемехом. В Саратовской области нет информации о таких храмах.

      Малков Я.В.  утверждает, что шатровые храмы отличались от клетских своим планом и формой, устремленной к небу. Они превосходны, просты и искусны. Им характерны  трехчастный план, но с использованием более сложной конструкции. Она представляет собой череду сведенных в верхней точке бревен, образующих форму шатра.  Снаружи шатры  обшивали  досками и покрывали лемехом. Сверху на него устанавливали главку. Затем ставили крест. Примечательно,  что шатёр  отделяли от интерьера храма потолком[4].  С. В. Заграевский  высказал мнение, что восьмерик в основании шатра служил аналогом барабанов для купола. В таком случае, появлялись конструкции, плавно перетекающие в шатер, для них использовался дополнительно четверик. Но известны храмы   без восьмерика или четверика. Редко возводились храмы  с большим числом граней и шатров[5]. Многошатровые храмы украшались декоративными шатрами малых форм.  Позднее  данный тип попадает под запрет, но деревянные храмы продолжали строиться. В конце XIX века храмовая шатровая архитектура получает послабление, поэтому на рубеже XIX–XX веков снова возводятся  церкви, но значительно видоизмененные.

     Шатровая архитектура  заключает в себе глубокий смысл. Они создавались по заказам царей и богатых купцов. Чем выше был шатер, тем человек знатнее. Кроме того, они символизировали дорогу к Богу. Восьмерик повторял восьмиконечную звезду Богородицы.

    В 1860 году в Саратове была  возведена деревянная церковь «Покровская  на Горах». Шатер храма  установлен на восьмерике. Над ним находился резной барабан, на котором стояла  главка с крестом. Кровля  украшена маленькими главками на барабанах. Колокольня  влита в храмовое здание, ее так же завершал шатер.  Через 20 лет архитектор Салько перестроил Покровскую церковь из камня. Шатры были сняты, колокольня удлинена, на нее установили шпиль.

       С распространением запрета на шатровые храмы, русским зодчим приходилось совмещать эти два типа. Постепенно вводя новые детали, они создали квинтэссенцию всех типов, с одной стороны, и самобытный, с другой. Это клетские  храмы, крытые высоким полушатром с девятью и более главами. При этом четыре главы могли стоять по углам куба.  С конца XVII века начали рубить многоярусные храмы, которые представляют   наисложнейшие конструкции. Центральный столп церкви заключал в себе ярусную структуру.  Такие храмы прозвали «многоверхими».

          В послереволюционное время, появилась тенденция перестраивать храмы из камня, иногда внешний облик здания менялся до неузнаваемости. Примером такого передела служит Троицкий храм города Саратова. В 1674 году он был построен из дерева. Владимир Валеев описывает собор, как одноэтажный с узкими окнами, без колокольни. Из простого храма клетского типа вырос величественный, сложный по структуре, шатровый.

      В современное время, мы можем наблюдать не так много деревянных представителей храмовой культуры в Саратовской области. Но все они, по-своему шедевры. К сожалению, некоторые церкви совсем обветшали, а другие разорены. Но даже по останкам читается рука мастера, сумевшего донести неоспоримое качество до наших дней. Ни снежные бури, ни палящее солнце, ни весенние потопы, не смогли полностью разрушить памятники вековой истории. Их сгубили люди. В поисках клада в подвалах церквей, человек крушил окна и двери, вырывал решетки и осквернял иконостасы. В Аткарском районе области в селе Новая Осиновка находится удивительный храм Архангела Михаила. Ни один гвоздь не был вбит при строительстве, церковь рубили топором. Примечательно, что храм сохранен в хорошем виде, снесен только купол в советские времена. Скорее всего, церковь была теплой, построена по типу клетских храмов «в обло». Бревнышко к бревнышку, узор к узору, резные окна, на окнах решетки. Колокольня немного покосилась, имеет коническое завершение. У церкви два придела. На них кровля не сохранена.

       В селе Белогорское Красноармейского района стоит деревянный клуб. На стене его висит табличка с указанием, что в 1865 году это здание было церковью Михаила Архангела. Во времена советской власти с храма снесли купол и накрыли крышей. В первозданном виде сохранены алтарь, два предела и крыльцо. Колокольню разрушили сразу, она не восстановлена.   Как и многие церковные памятники, была переоборудована в зернохранилище.

     В рабочем поселке Самойловка Самойловского района области находится памятник, предоставляющий историко-культурную ценность. Сейчас в здании Никольской церкви проводится ремонт, но без передела конструкции и внешнего облика. Это деревянный храм с такой же колокольней.

    В Базарнокарабулакском районе нашей области распростер свои объятия храм Рождества Христова. Это украшение и гордость села Старая Жуковка. Старая деревянная церковь XVIII века была варварски разрушена советской властью. В 2006 году силами односельчан началось строительство нового храма из дерева. Проект основывался на классических канонах деревянного зодчества. Охристо-красная древесина карельской березы, словно горит на закате, провожая солнце. Венчает храм небесно – синяя кровля с маковками. Колокольня имеет открытое строение с шатровым завершением. Рядом устроены два терема необычайной красоты. В одном располагается иконописная мастерская, в другом –  воскресная школа.

       В селе Пограничное Новоузенского района области действует храм во имя святителя и чудотворца Николая. В 1886 году церковь была освящена и являлась украшением села. Советская власть разрушила церковь. Но три стены уцелели, храм стал памятником архитектуры области. В 2006 году церковь отреставрировали, возвели деревянную колокольню и барабан купола. В 2009 году установили купола и кресты. Колокольня закрытого типа с шатровым завершением.

     В 2009 году был освящен Храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Мирный города Саратова.  Церковь находится недалеко от остановки «Елочки». Она сама напоминает густой сосновый лес. Деревянный терем с зеленой крышей радушно встречает своих прихожан. Колокольня открытого типа с шатровым завершением. Маковка золотая, ячеистая. Архитектором является Лащенко М.А.

      На Буровой 24 в городе Саратова размещен ансамбль деревянных храмовых построек. Венчает их храм в честь Сретения Господня. Деревянный резной терем с изумрудной крышей и большой верандой с крыльцом. Маковки луковичные, ячеистые.  Колокольня закрытого типа, шатровая. Имеет форму восьмигранника.  В основе четверик, переходящий в малый восьмерик с притворами и открытыми галереями.

    В 2012 году в поселке Кошели Воскресенского района завершили строительство Храма Преподобного Сергия Радонежского. Материалом так же была избрана древесина. Колокольня имеет шатровое завершение.

    Выводы: В исследовании  проанализированы основные типы и виды деревянных православных храмов. Возведение новых церквей из дерева в Саратовской области – это показатель мастерства  современных зодчих. Вопрос сохранения уцелевших памятников вековой истории остается открытым и актуальным, ведь основной фактор исчезновения - человеческий. Интерес вызывают храмы с шатровым завершением, ведь данный тип распространен в Саратовской области, что дает почву для нового исследования.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Владимир Валеев «Из истории Саратовских церквей», Саратов, Приволжское книжное издание, 1990 г., 205 с.
  • Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003,136с.

 

  • Деревянная архитектура русского Севера/ М. И. Мильчик, Ю. С. Ушаков.

 — Л. : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1981г.128с.

 

  • Малков Я.В. План деревянного дома . Древнерусское деревянное зодчество.   М.: ИД Муравей. 1998г.,328с.
  • Семёнов В. Н., Давыдов В. И. «Саратов историко-архитектурный», Саратов ООО «Приволжское издательство» 2009 г., 375 с.
  • Стародубцев О. «Русское церковное искусство X-XXвеков», изд. Сретенского монастыря , 2007г.,728с.
  • Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. 148 с.

 

 

 

 



[1] Деревянная архитектура русского Севера/ М. И. Мильчик, Ю. С. Ушаков.

 — Л. : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1981г, С.76.

[2] Стародубцев О. «Русское церковное искусство X-XXвеков», изд. Сретенского монастыря , 2007г,С.104.

[3] Терехин С. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. С.61.

 

[4] Малков Я.В. План деревянного дома . Древнерусское деревянное зодчество.   М.: ИД Муравей. 1998,С.128.

[5] Заграевский С.В. Зодчество Северо-Восточной Руси конца XIII–первой трети XIV века. М., 2003,С.107.

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: