Статья «Детерминанты уровня чистого оборотного капитала в компаниях стран группы БРИКС.» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Тайманова Александра Галимжановна
Должность:
Финансовый университет при Правительстве РФ
 
Получено:
26.03.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 25), 2016, 22.04.16

Детерминанты уровня чистого оборотного капитала в компаниях стран группы БРИКС.

Подавляющее большинство работ в сфере экономики посвящено долгосрочным финансовым решениям, таким как структура капитала, политика дивидендных выплат, инвестиции и т.д. Однако такой аспект краткосрочной финансовой политики, как управление оборотным капиталом, является очень важным вопросом в области корпоративных финансов.

В первую очередь, необходимо определить, что относится к термину оборотный капитал. Брейли, Майерс и Аллен определяют чистый оборотный капитал как «разницу между краткосрочными активами и обязательствами компании» [1, с. 757]. Краткосрочные активы состоят из счетов к получению, запасов, денежных средств и краткосрочных инвестиций, в то время как основные краткосрочные обязательства компании формируются за счет краткосрочных займов, кредиторской задолженности и прочих текущих обязательств компании.

Управление чистым оборотным капиталом заслуживает пристального внимания по ряду причин.

Для многих фирм инвестиции в оборотный капитал – их основные и наиболее значимые инвестиции. У большинства компаний, принадлежащих сектору малых и средних фирм, совокупные активы представлены по большей части именно текущими активами, а текущие обязательства являются важнейшим источником внешнего финансирования; это связано с финансовыми ограничениями, с которыми часто сталкиваются небольшие  компании [2, с. 515]

Компании – представители некоторых отраслей имеют в составе совокупных активов около половины текущих активов. Дело в том, что доля текущих активов компании во многом зависит от отрасли, в рамках которой фирма осуществляет свою деятельность. Так, средняя доля текущих активов в составе совокупных активов фирм – представителей телекоммуникационной отрасли находится на уровне выше 50%, в то время как для индустрии железных дорог та же цифра составляет ниже 10% (компании S&P Composite index)[1].

Помимо того, что для ряда компаний управление оборотным капиталом является важным компонентом финансового менеджмента за счет его большой доли в совокупных активах, а вычитаемое в значении чистого рабочего капитала зачастую составляет ценный источник внешнего финансирования, значимость чистого оборотного капитала для всех компаний существенна, ввиду зависимости доходности компании от стратегии управления чистым рабочим капиталом.

Компании имеют некоторый оптимальный уровень чистого оборотного капитала, который приводит к максимизации стоимости фирмы. Этот оптимальный уровень обусловлен нахождением баланса в объеме запасов, которыми располагает компания, длительности торгового кредита, предоставляемого покупателям, и в размере срока, в течение которого компания погашает обязательства перед поставщиками. Так, большие объемы запасов и достаточно свободная политика, касающаяся длительности предоставления торгового кредита покупателям, стимулируют рост продаж. Покупатели имеют возможность оценить товар, прежде чем должны будут заплатить за него. Достаточные же объемы запасов позволяют избежать нехватки товара. Однако наряду с перечисленными преимуществами, присутствует и существенный минус – деньги компании «закрыты» в рабочем капитале. Что касается кредиторской задолженности, - этот вид краткосрочного кредита является одной из наиболее дешевых форм долга для компании, более того, здесь актуальна та же логика, что и в случае с дебиторской задолженностью. Компания может до уплаты за товар понять, насколько он качественен. Тем не менее, в ряде случаев стоимость приобретаемых средств может оказаться завышенной, так как с предоставлением торгового кредита теряется возможность покупки сырья и материалов со скидкой.

Исследованию влияния размера оборотного капитала на прибыльность компании посвящен ряд работ, в которых доказывается, что размер инвестиций в оборотный капитал отрицательно коррелирует с прибыльностью компании. Это означает, то менеджмент может увеличить стоимость компании за счет сокращения размера оборотного капитала [3, с. 580].

Авторы пришли к данному выводу, анализируя компании разных стран: Саудовской Аравии, Бельгии, США на протяженных временных отрезках. В качестве показателя объема инвестиций в оборотный капитал авторы использовали цикл конверсии наличности, измеряемый в днях. Чем большее количество дней составляет цикл, тем больше были инвестиции в оборотный капитал. Элджелли и Абузар [4, с.  10] проводили анализ, исследуя зависимость прибыльности компании от уровня ее ликвидности. При этом ликвидность выражалась именно показателем уровня инвестиций в оборотный капитал.

Таким образом, формируется вывод, что уровень чистого рабочего капитала определяет соотношение между ликвидностью и прибыльностью фирмы. Следовательно, оптимальный уровень текущих активов соответствует максимизации прибыльности при сохранении достаточного уровня ликвидности. Очень важно понимать, что слишком малый объем текущих активов приводит к сложностям в осуществлении текущей операционной деятельности, к риску банкротства и неспособности компании погасить текущие обязательства.

Цель каждой фирмы, согласно базовому определению, состоит в максимизации прибыли. Это дает возможность понять, почему каждая компания должна быть заинтересована в сокращении уровня чистого оборотного капитала, насколько это возможно, при сохранении приемлемого уровня ликвидности. Разумный баланс между упомянутыми целями обеспечивает рост стоимости компании.

На фоне столь большой значимости роли оборотного капитала в деятельности компании, высокую актуальность приобретает вопрос определения факторов, оказывающих влияние на размер чистого оборотного капитала, а также встает вопрос характеристики их влияния.

В научной литературе тема выявления детерминант уровня инвестиций компаний в текущие активы уже достаточно глубоко разработана и разнообразна методологически, однако большая часть исследований посвящена развитым странам, а в российских реалиях исследованность вопроса вообще крайне низка.

Важно отметить, что выявление факторов, от которых зависит размер чистого оборотного капитала фирм, и характера влияния данных факторов на объем чистого рабочего капитала в компаниях развивающихся стран, включая Россию, где освещенность вопроса близка к нулю, является крайне актуальным вопросом на сегодняшний день. Это связано с большой значимостью чистого оборотного капитала в рамках деятельности компаний и с недостатком эмпирических исследований, посвященных данной теме, которая является важным вопросом не только для ученых-теоретиков, но и для заинтересованных лиц в компаниях – акционеров, менеджеров и инвесторов. Именно поэтому был проведен регрессионный анализ влияния различных факторов на уровень чистого оборотного капитала в компаниях стран группы БРИКС.

По итогам анализа были получены следующие результаты. Рентабельность компании имеет положительное влияние на уровень инвестиций в чистый оборотный капитал. Воздействие носит такой характер, вероятно, в связи с тем, что  высокорентабельные компании имеют в свободном доступе большой объем финансовых ресурсов, которые позволяют вести консервативную краткосрочную финансовую политику. Размер компании оказывает значимое влияние на зависимые переменные: потребность в оборотном капитале (WCR), цикл конверсии наличности (CCC). При этом было выявлено, что для компаний России, Бразилии и Южной Африки, вошедших в выборку, это влияние отрицательно. Данный факт оправдан, так как разумно предположить, что большие компании имеют крепкие налаженные отношения с поставщиками, и это дает им возможность сократить собственные инвестиции в текущие активы. Наряду с этим, может играть роль и высокая переговорная сила больших фирм в деловых отношениях с покупателями, благодаря которой объем дебиторской задолженности снижается.

Другая переменная, также значимо влияющая на уровень чистого оборотного капитала, - это кризис, в период присутствия которого инвестиции в чистый оборотный капитал снижались. Полученный результат легко интерпретируется с точки зрения экономической теории, так как в тяжелые периоды ухудшения внешней макроэкономической ситуации, компании, испытывающие затруднения в генерировании денежных потоков, начинают ужесточать политику финансирования краткосрочных активов.

Что касается влияния принадлежности к различным отраслям, оно действительно оказалось значимым для большинства индустрий, так, инвестиции в чистый оборотный капитал будут больше у компаний отраслей ИТ, потребительских товаров, энергетики, сырья и индустриального сектора по сравнению с компаниями сектора снабжения. Незначимыми оказались коэффициенты при фиктивных переменных секторов телекоммуникаций и здравоохранения, уровень инвестиций в оборотный капитал в которых не отличается значимо от данного уровня в секторе снабжения.

Долговой рычаг продемонстрировал положительную взаимосвязь с уровнем чистого оборотного капитала, что может быть объяснено экономически. Высокий долговой рычаг компании свидетельствует о доступности для компании источников внешнего финансирования, а, следовательно, и большей вероятности наличия капитала для инвестирования в краткосрочные активы. Тем не менее, полученный результат отличается от результатов, полученных в большинстве существующих исследований, где долговая нагрузка компании отрицательно связана с чистым оборотным капиталом.

Полученные результаты соответствуют экономической теории и объяснимы. Таким образом, был выявлен ряд факторов, которые оказывают влияние на уровень чистого оборотного капитала в компаниях нефинансового сектора стран группы БРИКС. Как говорилось выше, от уровня данного показателя зависит эффективность деятельности компании, поэтому полученные данные имеют важное значение в области корпоративных финансов.

 

 

 

 

Ссылки на литературу

1)                 Brealey, R. A; Myers, S. C; Allen, F. Principles of corporate finance. 8nd ed. EUA: McGraw-Hill, 2008.

2)                 Banos-Caballero, S, Garcı´a-Teruel, PJ & Martı´nez-Solano, P 2010, ‘Working capital management in SMEs’, Accounting and Finance, vol.50, pp511-527

3)                 Deloof, M., 2003, "Does Working Capital Management Affect Profitability of Belgian Firms?" Journal of Business, Finance & Accounting 30, 573-587.

4)                 Eljelly M.A., Liquidity – Profitability Tradeoff: An empirical investigation in an emerging market, International Journal of Commerce and Management, 14 (2) (2004)



[1] Wharton Research Data Services, 2008

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: