Статья «Компетентностный подход к туристскому образованию» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Казанцева Александра Николаевна
Должность:
Уральский Государственный университет физической культуры
 
Получено:
01.04.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №2(Vol. 25), 2016, 22.04.16
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ТУРИСТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ А. Н. Казанцева, Уральский Государственный университет физической культуры, магистрант В статье рассматривается необходимость внедрения интерактивных занятий в образовательный процесс студентов туристских специальностей. This article explores the Ключевые слова: компетентностный подход, интерактивные занятия, педагогические технологии. Key words: В настоящее время в Российской Федерации ведется реконструкция образовательной системы. Часто попытки внедрения иных, отличных от традиционных, форм преподавания, венчается успехом, позволяя в большем объеме получить не только знания, но и что не маловажно, умения, навыки. В 90-е годы XX века система образования строилась путем унифицирования и подчинения гос. стандарту. Особенностью такой системы являлось то, что перечень дисциплин преподаваемых в учреждении образования утверждался в соответствии с перечнем результативных составляющих указанных в стандарте государства. Особенностью образования 21 века является переход от знаниевого подхода, основанного на теоретических данных к компетентностному, т.е подходу который формирует умения и навыки в профессиональной сфере. Компетентностный подход – комплексный системный подход, направленный на освоение компетенций и становление эффективного компетентного специалиста. Комплексный подход – овладение профессиональными и личностными качествами, т.е. знания, умения, опыт, ответственность, самостоятельность и т.д. осваиваются комплексно (интеграция теории и практики), но не в отрыве друг от друга [1]. Современное образование имеет 3 связанные друг с другом компонента, а именно, знание, полученное в ходе теоретических (лекционных) занятий; методологию применения этого знания, которая может быть отработана в ходе самостоятельной подготовки к семинарам, проводимых на базе учебного заведения; практический навык, который может формироваться лишь в условиях максимально приближенных к профессиональной сфере. Результатом компетентностного подхода в получении знаний является то, что студент, выпускник учебного заведения, не только «знает», но и «умеет», «действует», «принимает решения». По мнению Елены Брызгалиной, кандидата философских наук, заведующей кафедрой философии образования философского факультета МГУ, специалиста по философским проблемам биологии и медицины, внедрение компетентностного подхода показало, что практическая направленность начинает преобладать над знаниями, иными словами формирование профессиональных компетенций может происходить без прямой опоры на знания. Например, коммуникативные навыки формируются в ходе дебатов, дискуссий, в ходе которых практикуется умение отстаивания соей точки зрения [2]. Внедрение компетентностного подхода является отличным фундаментом для разработки образовательных программ. Теперь можно уйти от традиционных аудиторных занятий и применять более активные способы формирования багажа знаний совместно с профессиональными компетенциями. Такими новыми видами занятий могут выступать интерактивные и выездные занятия. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное занятие – это занятие, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи [3]. Существует целый арсенал форм проведения интерактивных занятий, такие как, круглый стол, дискуссия, дебаты , мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака), деловые и ролевые игры, сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер класс, метод проектов, творческие задания, работа в малых группах, интерактивная экскурсия [3]. Для студентов туристской направленности, наиболее оптимальными вариантами интерактивного занятия, с целью наиболее полного погружения в профессиональную атмосферу являются интерактивная экскурсия, метод проектов, работа в малых группах и сase-study. Смена обстановки и формы образовательного процесса обуславливает лучшее усвоение необходимых для специалиста в туристской деятельности знаний, а непосредственное участие в организации выездных интерактивных занятий (далее в тексте – ВИЗ) способствует приобретению профессиональных навыков. Для достижения максимального результата в образовательном процессе должны использоваться различные формы занятий, а участием студентов в ВИЗ практико-ориентировочной направленности обеспечивается оптимальное соотношение теоретической и практической профессиональной подготовки. Процесс внедрения новой интерактивной части образовательного процесса следует максимально упростить и осуществлять от более простых форм (аудиторные занятия в интерактивной форме, такие как работа в малых группах и сase-study ) к более сложным (разработка проектов, с дальнейшей презентацией на выставках и участие в экскурсионной деятельности занятостью до 1 дня, с последующим увеличением до 2-3 дней). В ходе ВИЗ студенты, обучающиеся по направлению подготовки 100401 «Туризм» и 101101 «Гостиничный сервис» оказываются непосредственно в профессиональной сфере и следят за действиями специалистов в ней, что помогает привить мастерство, навыки и умения, необходимые будущим специалистам, а при интерактивных аудиторных занятиях происходит обмен опытом и формирования. Прежде всего, коммуникативных умений. Разработка и внедрение новых форм занятий для студентов колледжа трудоемкий процесс, требующий соблюдения правил и неразрывности многих компонентов. Таким образом, внедрение выездных интерактивных занятий практико-ориентировочной направленности для студентов среднего профессионального образования представляет собой единство следующих компонентов: - новых образовательных технологий – технологических инноваций (например, использование мультимедийных установок для наглядного представления материала); - новых методов и приемов преподавания и обучения – педагогических инноваций (проверка теоретических знаний и профессиональной компетенции творческим подходом). Необходимо отметить, что такие нововведения в образовательный процесс повлекут за собой следующие изменения: - значительное изменение труда преподавателей и студентов; - создание иной, творческой атмосферы в процессе получения образования; - создание новых моделей и форм образовательной деятельности; - создание иных форм контроля; - возрастет уровень междисциплинарных связей. При этом возникает необходимость регулирования связей между всеми элементами системы профессиональной подготовки в средне-профессиональных образовательных учреждениях, следовательно, возникает потребность в новых механизмах, подходах, и способах организации образовательного процесса. Таким образом, внедрение новых форм образовательной деятельности, таких как интерактивные и выездные занятия, обуславливает повышение уровня не только знаний, но умений и навыков, что является неотъемлемой составляющей будущего специалиста. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Серебряная Ф.К., Щербакова Л.И. Внедрение компетентностного подхода в процессе обучения согласно ФГОС ВПО // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. 2. ПостНаука // Компетентностный подход в системе образования (Режим доступа: http://postnauka.ru/video/40278) 3. Академия ФСИН отдел межвузовской учебно-методической работы // Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Режим доступа: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html)
Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: