Статья «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Рассчитать стоимость публикации статьи
Поданные статьи авторов
Автор:
Кадиева Татьяна Александровна
Должность:
Воспитатель, ГБОУ Лицей № 138, Дошкольное отделение № 8
 
Получено:
24.02.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №1(Vol. 24), 2016, 25.02.16

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

Т.А Кадиева, воспитатель, ГБОУ Лицей № 138 города Москвы, Дошкольное отделение № 8.

 

В статье рассматриваются проблемы становления будущего грамотного читателя и предлагается метод решения данной проблемы с помощью музыки

 

Ключевые слова: формирование интереса к чтению; слушание музыки

 

 

Введение. Проблемы детского чтения в настоящее время являются составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане, но и в современном контексте. В настоящее время очень сложно создать полную и достоверную картину чтения детей. Современные дети стали читать меньше, и чтение в их шкале ценностей, как показывают социологические исследования, сместилось с первого на четвертое и даже седьмое место. В современных методических исследованиях недостаточное внимание уделяется развитию у дошкольников эмоциональной отзывчивости на художественные произведения. Все вышеперечисленные факторы и определили  актуальность работы.       

Исходя из актуальности проблемы, я определила цель моей работы: определить педагогические условия, необходимые для формирования интереса к чтению у детей 5-6 лет.

Объект: ознакомление дошкольников с художественной литературой.

         Предмет : процесс формирования интереса к чтению у детей 5-6 лет посредством слушания музыкальных произведений.

         Задачи:

1.  Теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения педагогической и методической литературы;

2.  Выявление уровня сформированности интереса к чтению у дошкольников;

3.  Совершенствование методики ознакомления дошкольников 5-6 лет с литературными произведениями.

Основная часть. Рассматривая Слушание музыкальных произведений как средство активизации речевой деятельности ребенка, отметим, что  Музыка и речь – наиболее важные формы человеческого общения. Музыка приносит радость, ребенку, способствует возникновению интереса к продуктивной речевой деятельности. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя художественное произведение с помощью музыкального произведения, ребенок использует большое количество качественных прилагательных.

Используя соответствующие музыкально – речевые игры, слушание музыки в работе с детьми, на данный момент мы интересно и эффективно решали поставленные задачи по развитию интереса к чтению: прививали детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты; привлекали детей к чтению программной и внепрограммной литературы по всем отраслям знания; учим детей разбираться в  жанрах литературы, различать тематическое разнообразие произведений; углубляли знания об авторах произведений, углубляли представления об изготовлении книг, её структуры; совершенствовали навыки работы с книгой и журналом; Совершенствовали интеллектуальные, коммуникативные навыки читателей.

Отметим, что наша работа позволила сформулировать следующие  рекомендации:

  1. Знакомство с художественной литературой не следует ограничивать только занятиями, чтение и рассказывание книг необходимо организовывать во все моменты жизни детей в детском саду.
  2. Организовывать знакомство с литературой с применением музыки, где дети соотносят содержание текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.
  3. В процессе ознакомления с художественной литературой с применением музыки соблюдать алгоритм: привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него; обязательно выдержать паузу; закрепление представлений о прослушанной музыке, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем.
  4. Отбирать музыкальный репертуар для слушания перед чтением литературного произведения в соответствии с критериями: эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования; богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении.
  5. При проведении занятий учитывать важные методические аспекты, такие, как подготовка к занятию и методические требования к нему, выразительное чтение, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
  6. Показ иллюстраций не должен нарушать целостного восприятия текста. В связи с этим неверным будет показ иллюстраций в процессе чтения художественного произведения. Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматриваются после чтения каждой части.
  7. Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгою. Необходимо формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. В аналитической беседе о прочитанном литературном произведении рекомендуется задавать вопросы: позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям; направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему; направленные на выяснение мотива поступков; обращающие внимание на языковые средства выразительности; направленные на воспроизведение содержания; подводящие к выводам.
  8. На занятиях следует обучать детей пересказу фольклорных и литературных произведений, творческому рассказыванию с целью формирования у детей более глубокого формирования интереса к чтению.
  9. Сказки, придуманные детьми, оформлять таким образом, чтобы их можно было использовать многократно. Тексты сказок записывать, иллюстрировать сказки или их эпизоды рисунками детей.
  10. При знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности восприятия художественной литературы, осуществлять индивидуальный подход на занятиях, поощрять любое проявление словесного творчества, не устанавливать множество речевых правил.
  11. Следует формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях, о композиции; об изготовлении и видах книг;
  12. Круг чтения должен быть разнообразным. В него должны входить произведения различной тематики: русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания.
  13. Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современных ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его.
  14. Детская литература должна быть преимущественно в бумажном оформлении. Книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь; иллюстрация должна быть цветной, а цветовая гамма соответствовала реальности.
  15. Книжный уголок в группе разместить так, чтобы любой ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные.
  16. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, малышам надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги.
  17. Вне занятий рекомендуется использовать такие формы работы, как: чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, беседы о жанрах, о видах сказок, о произведениях различной тематики, о писателях, в книжном уголке, игровые приемы, ремонт книг, рисование любимых литературных героев, изготовление книги, драматизация с куклами бибабо, литературные викторины.
  18. Для формирования интереса к чтению необходимо привлекать родителей: предлагать родителям вести «дневник домашнего чтения», знакомить их с задачами литературного образования детей на данном возрастном этапе, оформлять информационные стенды рекомендациями по организации знакомства с книгой в условиях ДОУ, рубриками «Новинки детской литературы», проводить консультации.

ВЫВОДЫ

Планомерное и плодотворное развитие ребенка – читателя возможно при:

1)  методической работе, предусматривающей содержание выбора методов обучения направленных на формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы;

2) организации чтения художественной литературы с сопровождением слушания музыкальных произведений.

3) при тесном сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, при соблюдении преемственности детского сада, семьи и школы

Библиографический список

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 398 с.
  2. Арзамасцева И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2002. – 236 с.
  3. Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения…»: Книга для родителей / З. А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2005. – 119 с.
  4. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни (с метод. рекомендациями) / З. А. Гриценко. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 144 с. - (Из детства - в отрочество)
  5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка: методический материал / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - с.35-39
  6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста / Л. А. Горбушина, А. П. Николаичева. – М.: Просвещение, 2003. – 286 с.

 

Новости

ПРИНИМАЮТСЯ СТАТЬИ ДЛЯ ОЧЕРЕДНОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА, КОТОРЫЙ ВЫЙДЕТ 20 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. Уже 16 статей приняты.
Журнал №5 (Vol. 34) вышел в свет 20 ноября 2017 года
СЛЕДУЮЩИЙ ВЫПУСК 20 НОЯБРЯ 2017 ГОДА. Уже 18 статей
Журнал №4 (Vol. 33) вышел в свет 30 сентября 2017 года
Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: