Статья «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Захарова Ксения Андреевна
Должность:
ЮФУ, магистр 2 курса
 
Получено:
10.02.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №1(Vol. 24), 2016, 25.02.16

Захарова К., магистр второго года обучения,

ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, Россия

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, состояние и перспективы развития данной проблемы в психолого-педагогических исследованиях и дошкольной педагогики.

Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, общение, коммуникативные умения, технологии коммуникативного развития дошкольников.

The article deals with theoretical aspects of development of communicative abilities at children of the senior preschool age, condition and prospects of development of this problem in the psychological and pedagogical research and pre-school pedagogy.

Keywords: social and communicative development, communication, communication skills, communicative technology development of preschool children.

 

На современном этапе развития общества произошли серьезные изменения в области образования, вышли в свет новые нормативные документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.), которые обусловили разработку актуальных технологий речевого коммуникативного развития старших дошкольников в разных видах деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках направления «социально-коммуникативное развитие», обозначены задачи, связанные с усвоением дошкольниками социокультурных норм, моральных и нравственных ценностей, развития различных форм общения ребенка со взрослыми и сверстниками, определенной целенаправленности, развитие эмоционального и социального интеллекта, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками и другое [7, 4].

Общение, по мнению многих психологов (В.В. Давыдов, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, А.В.Запорожец, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин и др.), требует от ребенка определенных знаний и умений, которыми личность овладевает в процессе передачи опыта от одного поколения к другому, усвоения социальных норм и правил. Общение многие исследователи рассматривают как сложную коммуникативную деятельность [1;2;4;6].

Сформированные коммуникативные умений на высоком уровне являются залогом успешной адаптации ребенка к обучению в школе. Развитие современного общества напрямую повлияло на формирование коммуникативных средств общения, таких как, социальные сети, скайп, сотовая связь и т.п., что подчеркивает актуальность данного исследования.

Дошкольный возраст является сензитивным в развитии различных сторон личности, в том числе и коммуникативных умений в разных видах деятельности. В ряде педагогических исследований (З.М. Богуславская, Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Е.Е. Шулешко, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что коммуникативные умению способствуют развитию психологических процессов детей дошкольного возраста, являются приоритетными в процессе преемственности дошкольного и начального образования, залогом успешности образовательной деятельности в школе, направлением социально-личностного развития [2;4;6].

Современные педагогические технологии в области коммуникативного развития детей направлены на обеспечение развития у ребенка чувство защищенности, психолого-педагогической поддержки. Так, например, в исследованиях М.И. Лисиной, В.А. Петровского и др. рассматриваются аспекты общения дошкольника с воспитателем; в трудах З.М. Богуславской, А.Г. Рузской и др. поднимались актуальные вопросы общения дошкольников с родителями; в работах А.А. Рояк, Т.И. Ерофеевой, С.В. Корницкой и др. – общение дошкольников со сверстниками; в трудах М.В. Ильяшенко, Т.А. Антоновой, Н.С. Малетиной, С.В. Петериной – процесс формирования у детей культуры общения. [2;3;4].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что данный аспект педагогической деятельности, касающийся развития коммуникативных умений дошкольников, недостаточно изучен. В уточнении нуждаются содержание процесса развития коммуникативных умений, формы организации деятельности с детьми, критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, технологии работы с дошкольниками в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Психолого-педагогические исследования позволили нам сформировать основные противоречия между необходимостью процесса развития коммуникативных умений детей в дошкольном возрасте и не разработанностью педагогических технологий и методической базы процесса развития данных умений, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, данное противоречие позволило нам сформулировать проблему нашего исследования: как в дошкольной образовательной организации создать эффективные педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования?

 

 

Литература:

1.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 2009. - 47 с.

2.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.

3.Петерина C.B. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение. 1986.-96 с.

4.Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009. - 215 с.

5.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 2006. - 176 с.

6.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 2009. - 554 с.

7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Перспектива, 2014.

 

Электронный адрес: ksenishk@yandex.ru

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: