Статья «Сетевые педагогиче¬ские сообщества¬ как коммуникат¬ивное средство развития языковой компетенци¬и педагога и ученика» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Поддубная Елена Валерьевна, Гордеева Наталия Александровна
Должность:
учитель английского языка, МБОУ СОШ №1 Степное Саратовская область
 
Получено:
09.02.2016
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №1(Vol. 24), 2016, 25.02.16

УДК- 374.1

Сетевые педагогиче­ские сообщества­ как коммуникат­ивное средство развития языковой компетенци­и педагога и ученика

Гордеева Наталия Александровна,

учитель английского языка

МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное

 Саратовская область

Поддубная Елена Валерьевна,

учитель английского языка

МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное

Саратовская область

 

         В статье рассматриваются проблемы обучения английскому языку с помощью сетевых технологий   на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов.        

 Ключевые слова: сетевой проект, самостоятельная деятельность обучающихся, внеурочная деятельность, сотрудничество , коммуникативные навыки   



                   По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом. Обучающиеся должны уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Эти требования находят свою практическую реализацию при организации проектной деятельности обучающихся. Метод проектов позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Он также стимулирует интерес учеников к знанию и учит практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.
         Наиболее эффективной является организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.
         Сетевой проект включает в себя совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
         Требования, которыми должен обладать сетевой проект:
1. В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
         Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу, и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)
         Известно, что главная цель обучения иностранному языку в школе – развитие коммуникативной компетенции, или обучение общению на иностранном языке. Сетевые проекты помогают распахнуть окна в общения с миром. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам. Появляется возможность общаться со сверстникам, возможность дистанционного образования, участия в конкурсах. Перспектива сотрудничества создает мощную мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Совместная работа стимулирует к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке собственных результатов. При этом кардинально изменяется роль учителя. Он становится руководителем, координатором, консультантом. Поэтому можно утверждать, что информационные ресурсы и услуги Интернет позволяют осуществить новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который стимулирует овладение иностранными языками; имеет в своей основе исследовательские методы; развивает коммуникативные навыки учащихся.
         В последнее время всё большее количество учащихся стремится расширить свой кругозор о странах изучаемого языка, их географии, истории, культуре и в то же время, рассказать о своей стране, родном городе, школе. Поэтому становится актуальной реализация различного рода проектов в глобальной сети ИНТЕРНЕТ. Все они, так или иначе, основаны на программном материале, изучаемом в школе. И если материал проекта соответствует теме уроков, то почему не сделать традиционное изучение этой темы в высшей степени увлекательным, азартным, полезным занятием?
Организацией сетевого взаимодействия и проведением сетевых проектов  мы занимаемся с 2010 года.
         Первый положительный опыт был приобретен, когда мы провели школьную дистанционную страноведческую викторину . Обсуждение присланных работ проводилось посредством скайп - общения.
В 2010- 2011учебном году нами был организован муниципальный сетевой конкурс проектов « Discoverer-2011” для обучающихся 6-11 классов.   Цель данного конкурса: развитие коммуникативных компетенций обучающихся и повышение качества подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений в области информационных технологий.
         Создавая условия для мотивации учащихся к изучению истории своего родного города и развития лингвистической, речевой и языковой компетентностей учащихся средствами сетевых информационно-коммуникационных технологий, мы обеспечили достижение воспитательных целей. Проект был нацелен на воспитание чувства патриотизма к историческому наследию своей малой родины, воспитание культуры общения. В качестве развивающих целей рассматривали развитие эрудиции учащихся, развитие навыков самостоятельной поисковой работы и навыков работы в интернет- сервисах.
         Площадкой для проведения данного конкурса стала среда СарВики, все задания и ссылки на материалы участников размещались именно там. Основная тема данного проекта – «My Native Place», предполагала дистанционное выполнение заданий творческого и познавательного характера.

         В 2011-2012 учебном году мы прошли стажировку в г. Даллас штат Техас. Материал, полученный в ходе пребывания в г. Даллас, натолкнул нас на мысль о разработке долгосрочного сетевого проекта” Discoverer -2012”, основной целью которого было знакомство учащихся с традициями и образом жизни штата Техас, историей штата, с вопросами экологической безопасности на территории штата. Был организован и проведен межмуниципальный сетевой конкурс проектов « Discoverer-2012”. В данном конкурсе проектов приняли участие 16 команд из 8 районов. Учащиеся разрабатывали мини-проекты по общей теме «Texas - the place I'd like to visit».
Конкурс проектов состоял из 3 этапов:
1 этап “What attracts you in Texas ”. Команды представляли материал по данной теме, отражая информацию о географическом положении, основных символах штата Техас, политическом устройстве в виде презентации, эссе, видеоролика. Работая по данной теме, учащиеся собрали и представили на суд жюри объемный страноведческий материал.
Для 2 тура конкурса проектов задания были разработаны в виде веб-квеста по теме “What is it famous for? Why?”
Как известно веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Нашим участникам предстояло выступить в роли менеджеров по созданию рекламного буклета по одной из предложенных тем. Были предложены следующие темы : Dallas Herritage Village, Japanese Garden , Fort Worth, SMU, 6th Floor Museum ( для этого организаторами были подготовлены текстовые материалы и 3 видеоролика, созданных по материалам пребывания в штате ). Участники команд занимались поисковой деятельностью в сети интернет, расширяли лексический запас, осваивали новые возможности IT технологий.
3 этап конкурса « Dallas is worth seeing ” Почему именно Даллас?
Дело в том, что стажировка в г. Даллас оставила неизгладимые впечатления в нашей памяти, позволила приобрести новый опыт социального общения, новых друзей и богатую языковую практику. Нам очень хотелось, чтобы наши участники узнали больше и прониклись искренним интересом к этому замечательному городу. Команды представили свои творческие отчеты в виде презентаций, видеороликов.
По единодушному мнению жюри все работы отличались индивидуальностью,  креативностью, зрелищностью.
Аутентичный страноведческий материал, приобретенный в ходе пребывания в США, был очень интересным, познавательным, полезным, нам хотелось познакомить с ним участников проекта в полном объеме, поэтому возможно в конкурсе присутствовало перенасыщение количеством заданий. Но однозначно положительным моментом является то, что данный конкурс научил ребят работать в команде, они развивали не только свои коммуникативные способности - понимания другого, открытости и терпимости к новым точкам зрения, но и практиковались во владении
навыками письменного и устного общения в сети, а также совершенствовали навыки владения ИКТ - технологиями. Несмотря на объемность материала, длительность по времени участники проекта в оставленных отзывах опубликовали следующие комментарии:
Верхова Алина ( п Балтай Саратовской области): «Участие в данном конкурсе внесло много нового и познавательного в нашу жизнь: совместный проект научил нас работать в команде, находить интересную и полезную информацию в сети интернет, анализировать и выбирать главное. Работа была не простой, но интересной. Считаю, что результаты работы в проекте просто замечательные! Очень хочется посетить Даллас, ведь там так красиво и необычно. Надеюсь, что в будущем мне удастся попасть туда, а знание английского мне в этом поможет!»
Кузнецова Юлия ( п Степное Саратовской области): «Мне очень понравилось работать над данным проектом. В процессе работы над ним мы узнали много нового, интересного. Мы имели хорошую возможность практиковать наш английский, улучшить его, ведь мы изучили огромное количество информации по данной теме, обсуждали и учились выбирать главное, самое значимое. Кроме того, совместное творчество сплотило наш коллектив. А еще мы научились создавать качественные онлайн ресурсы! Считаю, что таких конкурсов должно проводиться больше!»
Тухватулина Аделя, Антонова Татьяна: ( г Хвалынск Саратовской области): «Этот конкурс очень познавательный для всех участников, так же он интересен и увлекателен. В этом конкурсе каждый участник может проявлять себя в любой деятельности. Делая проект на эту тему, мы изучали историю Америки и историю ее штата Техас, Далласа. Нам самим с каждым днем становилось все интереснее находить разные факты, постоянно узнавать что-то новое, о котором мы даже и не подозревали. С этим конкурсом мы узнали много важного. Например, достопримечательности, традиции, важные события из истории. Если бы не было этого конкурса, мы бы всего этого не узнали. Он оригинален. Вовлекает много людей, объединяет их. В том числе и нас, любителей Америки».
Читая такие отзывы, мы можем быть уверены, что основные результаты сетевого взаимодействия заключаются в том, что учащиеся из сельских и городских школ получают опыт общения со сверстниками, возможность проявить себя.
         В 2012-2013 учебном году был проведён сетевой проект регионального уровня. Тема проекта «Наша область: известная и неизвестная». https://sites.google.com/site/setevojproektdiscoverer2013pod/
Цель проекта- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, расширение знаний учащихся об историческом развитии, географическом положении и экологическом состоянии окружающей среды в Саратовской области;
         В проекте участвовали 13 команд из 6 районов Саратовской области.
Сетевой проект  состоял из 3 этапов . На первом этапе команды получили задание: являясь менеджером туристического агентства, подготовить экскурсию по г. Саратов для американских гостей из Техаса. Материал экскурсии включает в себя информацию об исторических, географических фактах и экологических факторах развития города.
На 2 этапе команды стали участниками экологической экспедиции
“Green Earth”, провели поисково - исследовательскою работу об одном из известных памятников природы на территории Саратовской области.
В ходе исследования команды готовили буклет, сайт, веб-квест, публикацию.
Задание 3 этап: Ваши американские друзья из экологического клуба “ Clean Planet” хотели бы посетить Ваш город (село, поселок). Им интересны экологические проблемы вашей местности и пути их решения. Подготовьте информацию для своих гостей.
Данное задание реализовалось в форме презентаций, видеороликов, создание сайта.
Основная работа над проектом проходила в рамках внеурочной деятельности, и этим занимались не все учащиеся, а отдельные ученики с седьмого по одиннадцатый класс, у которых данный проект вызвал живой интерес.
         2015 год был объявлен годом литературы в России , в связи с этим было разработано положение о проведении сетевого конкурса проектов " В мире литературы"  https://sites.google.com/site/discoverer2015opodele/   

В конкурсе приняла участие 21 команда учащихся и учителей Саратовской области.

         Опыт нашей практической работы по обучению английскому языку с помощью сетевых технологий позволяет сделать вывод о том, что они способствуют развитию коммуникативных навыков и формированию интеллектуальных умений учащихся; естественным образом формируют у учащихся навыки и умения работы с иноязычным текстом и дают возможность получения аутентичной информации на изучаемом языке; содействуют индивидуализации и дифференциации процесса обучения; обеспечивают доступ в открытое общество и, следовательно, осуществляют социализацию и актуализацию личности учащегося.
         Считаем, что разумное применение средств информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам должно обратить наше молодое поколение в просвещенную нацию

 

Список литературы

 

1. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера Т.В. Карамышева.- СПб.: «Союз», 2001. –С.24-28, 34-40.

2. Селюков Р.В. Проектирование средствами современных компьютерных технологий Р.В. Селюков// Библиотека культурно-образовательных инициатив. Кн. 6.-М.: Эврика.-С.83.

3.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном              учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.

4.  Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

 

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: