Статья «Особенности финансирования бюджетных учреждений» в научном журнале
«Образование и наука в России и за рубежом»
научно-образовательное издание для преподавателей и аспирантов, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Московский Двор»
ПИ №ФС77-54347
ISSN 2221-4607
Периодичность - 6 раз в год.
Издается с 2010 года.
Тираж 1000 экз.
+7(910)445-77-88
gyrnal@bk.ru
Адрес редакции: 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д.10, корп.2
Отправить статью
Поданные статьи авторов
Автор:
Довгаль Юлия Михайловна
Должность:
магистрант, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет экономики и финансов, институт магистратуры,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
 
Получено:
25.12.2015
Статус:
принята к печати
Выход в печать:
Журнал №6(Vol. 23), 2015, 30.12.15

Особенности финансирования бюджетных учреждений

Features of financing of budgetary institutions

 

Довгаль Ю.М.

 

Довгаль Юлия Михайловна / Dovgal Yuliya Mikhailovna – магистрант,
кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, факультет экономики и финансов, институт магистратуры,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург.

 

Аннотация: Рассмотрены ключевые источники финансирования бюджетных учреждений: финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня и финансирование за счет собственных источников. Исследуется деятельность и особенности  планирования и финансирования муниципального бюджетного учреждения культуры. Обобщенны основные отличительные характеристики некоммерческих бюджетных учреждений и определено влияние на  понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Abstract: Key sources of financing of budgetary institutions: financing at the expense of means of budgets of corresponding level and financing at the expense of own sources. The article investigates the activities and features of the planning and financing of the municipal budget institution of culture. Generalizes the main distinguishing characteristics of nonprofit public institutions and the influence on the concept, composition and recognition of the expenditures of such institutions.

 

Ключевые слова: источники финансирования, бюджетные учреждения, некоммерческие бюджетные учреждения, средства государственного бюджета.

Keywords: funding sources, budgetary institutions, budgetary non-commercial institutions, funds of the state budget.

 

Основным условием эффективного функционирования национальной экономики является экономное и рациональное использование средств государственного бюджета, которые направляются на содержание отраслей непроизводственной сферы. Бюджетные учреждения являются одними из самых многочисленных групп организаций, которые функционируют в нашем государстве. Более половины финансовых ресурсов, которые создаются в стране, мобилизуются в бюджетную систему государства. Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому от величины средств, которые предоставляются из бюджетной системы этим учреждениям, от эффективности их применения зависит выполнение социальных задач, которые стоят перед обществом.

Макроэкономические изменения, оказавшие существенное  влияние на  бюджетный  процесс, сокращение бюджетных ресурсов предъявляют  новые требования  к качеству управления  в государственном  секторе на основе экономии экономических ресурсов,   поиска и привлечения альтернативных источников финансирования,  достижения  максимального  социально-экономического эффекта  от вложенных средств. Нормативно-законодательная база динамично реформируется, усиливается контроль со стороны государства за источниками финансирования их деятельности и целевыми расходами этих средств. В связи с этим возрастают требования к повышению эффективности управления некоммерческими организациями, а система внутреннего контроля становится важным инструментом этого процесса. Система внутреннего контроля становится частью системы управления, обеспечивает руководящие органы необходимой информацией. Однако потенциальные возможности внедрения системы внутреннего контроля в некоммерческих организациях практически не используются.

В связи с этим, исследование методики и практики организации и внедрения внутреннего контроля в систему управления некоммерческих  бюджетных учреждений  представляется крайне актуальным. 

Отличительными чертами субъектов – некоммерческих учреждений  следует считать:

- отсутствие генерации экономических выгод как  основной  цели деятельности;

- преобладание нерыночного способа организации деятельности;

- производство, распределение и потребление общественных благ;

- отсутствие/ограничение права собственности на имущество и иные ресурсы, находящиеся в распоряжении некоммерческого учреждения, являющиеся общественной собственностью и контролируемые   субъектами государственной власти;

- обеспечение экономического равновесия между спросом и предложением общественных благ посредством государственных механизмов (социальных институтов, инфраструктуры  и ресурсов);

- возможность в допустимых пределах  осуществлять  деятельность, направленную на извлечение  дополнительной экономической выгоды при сохранении целевых функций  распределения общественных благ и достижения целей государства  по удовлетворению общественных потребностей.

Расходы муниципального бюджетного учреждения осуществляются в объеме и направления,  служащих достижению  целей и решению задач данного  учреждения  как  некоммерческого  учреждения  в соответствии с полученным от учредителя  муниципальным заданием.

Муниципальное задание служит основой для  определения  объема и состава расходов бюджетного учреждения.

Расходы  бюджетных учреждений призваны  аккумулировать  все    оттоки  экономических выгод,  связанные  с реализацией  бюджетными  учреждениями своих  функций некоммерческих организаций, вмененных им учредителями и обеспечивающих удовлетворение  потребностей  общества и достижение поставленных  социально-экономических задач.

В таблице 1.1   обобщенны основные отличительные характеристики некоммерческих бюджетных учреждений и определено влияние на  понятие, состав и признание расходов таких учреждений.

Таблица 1.1

Влияние особенностей бюджетных учреждений на состав объектов внутреннего контроля

Особенности

Специфика признания и учета категорий Капитал/Чистые активы

- отсутствие генерации экономических выгод как  основной  цели деятельности;

 

Исключает  возможность использования  термина «Капитал»    как финансовой оценки вложений  ресурсов в операционно-финансовый цикл   с целью  извлечения экономических выгод.  В связи с этим понятие «расходы» характеризует не величину вложенных экономических ресурсов  в  операционный цикл и накопление капитала за счет прибыли,  а   финансовую  оценку  ресурсов,  потраченных на достижение основных социальных целей и задач, поставленных перед учреждением.

 

1

2

- преобладание нерыночного способа организации деятельности;

- обеспечение экономического равновесия между спросом и предложением общественных благ посредством государственных механизмов (социальных институтов, инфраструктуры  и ресурсов);

 

Состав расходов определяется потребностями  выполнения государственного/ муниципального заказа

Финансирование расходов происходит преимущественно за счет государственных средств

- отсутствие/ограничение права собственности на имущество и иные ресурсы, находящиеся в распоряжении некоммерческого учреждения, являющиеся общественной собственностью и контролируемые   субъектами государственной власти;

 

 Расходы   в части активов,  находящихся на праве оперативного управления строго регламентированы  и финансируются  со стороны государства.

- возможность в допустимых пределах  осуществлять  деятельность, направленную на извлечение  дополнительной экономической выгоды при сохранении целевых функций  распределения общественных благ и достижения целей государства  по удовлетворению общественных потребностей.

 

Порождает  традиционную  коммерческую модель движения  ресурсов,  вводит понятие «капитал», «доход», «прибыль», тем самым  предопределяется  наличия традиционных расходов  предприятия и потребности в источниках их возмещения от оказания  платных услуг. Достижение  результатов самоокупаемости.

 

В настоящей работе  исследуется деятельность и особенности  планирования и финансирования муниципального бюджетного учреждения культуры.  Муниципальное бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основе финансового обеспечения, устанавливаемого главным распорядителем бюджетных средств.

Спецификой  функционирования бюджетных учреждений является механизм  и источники финансирования,  состав и организационные  особенности которых  определяются  вышеуказанными  некоммерческими чертами.

Бюджетное  учреждение в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» выполняет государственный (муниципальный) заказ и  не вправе отказаться от  его исполнения.  Финансирование, необходимое для   осуществления  этой функции  осуществляется из государственного (муниципального)  источника за  счет бюджета РФ. В соответствии с п.6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение  выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в форме субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы  РФ.

Таким образом,   в составе ключевых источников финансирования бюджетных учреждений можно выделить:

- финансирование за счет средств бюджетов соответствующего уровня, связанное   с  исполнением бюджетным  учреждением  функций и задач, возложенных   на  него при создании (прежде всего в  процессе  исполнения государственного (муниципального) задания);

- финансирование за счет собственных источников, привлеченных  в  форме доходов, полученных от продажи услуг (товаров, работ) за плату на принципах и в порядке, установленном законодательством РФ.

 

Литература

1.​ Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Чернюк А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учебник для вузов. – Мн.: Выcшая школа, 2013. 496 с.

Новости

Журнал №3 (Vol. 32) вышел в свет 28 июля 2017 года
Журнал №2 (Vol. 31) вышел в свет 25 мая 2017 года
Журнал №1 (Vol. 30) вышел в свет 30 марта 2017 года
Журнал №6 вышел в свет 30 декабря 2016 года
Журнал №5 вышел в свет 28 октября 2016 года
Журнал №4 вышел в свет 17.08.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (2016) Vol. 26
подписан 06.06.16.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (2016) Vol. 25
подписан 24.04.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 2-го выпуска журнала в 2016 году.
Журнал №1 (2016) Vol. 24
подписан 25.02.16.
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 1-го выпуска 2016 года.
Журнал №6 (Vol. 23) 2015 года подписан в печать 11.12.16
Тираж 1000 экз.
Набираем статьи для 6-го выпуска журнала.
Выпуск выйдет 15 января 2016 года
Журнал №5 (Vol. 22) 2015 года подписан в печать 24.11.15
Тираж 1000 экз.
Вышел в печать 5 выпуск журнала
Вниманию авторов: Продолжается набор статей для 5-го выпуска журнала.
Журнал №4 (Vol. 21) 2015 года подписан в печать 18.09.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 (Vol. 20) 2015 года подписан в печать 08.07.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 (Vol. 19) 2015 года подписан в печать 01.05.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 (Vol. 18) 2015 года подписан в печать 17.03.15
Тираж 1000 экз.
Журнал №8 (Vol. 17) 2104 года подписан в печать 28.12.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №7 (Vol.16) подписан в печать 24.11.14. Тираж 1000 экз.
Журнал №6 подписан 28.08.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №5 подписан 22.05.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №4 подписан 20.03.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №3 подписан 12.02.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №2 подписан 10.01.14.
Тираж 1000 экз.
Журнал №1 подписан 05.11.13.
Тираж 1000 экз.
Индексируется в: